Доклад на августовскую конференцию по теме "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"
материал (подготовительная группа)

Чебунина Татьяна Васильевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chebunina_tv.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад "Ласточка"

Тема: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Подготовила: воспитатель

Чебунина Татьяна Васильевна

        

Тарбагатай, 2023


Слайд 1. Здравствуйте, коллеги. Я хотела бы поделиться с вами опытом нашей работы по теме "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения,  как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Слайд 2.  Актуальность: в настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты.  Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно-нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.

Слайд 3.  Цель: создание условий для формирования у детей нравственных качеств через целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение.

Задачи:

  • воспитание у дошкольников любви, привязанности, ответственности, бережного отношения к своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;
  • развитие умения совершать нравственно-ценностные поступки и сдерживаться от отрицательных проявлений на основе возникающих моральных чувств: сочувствия, сопереживания, отзывчивости, взаимопомощи, дружбы, справедливости и т. д.
  • формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
  • воспитание уважения к труду, привычки заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  • научить правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес.

     В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Современным подходом взаимодействия детского сада и семьи является то, что - нужно относиться к родителям как партнерам и вовлекать их в жизнь детского сада.

Слайд 4. Предполагаемый результат:

  • у детей сформируются такие качества как : доброта, сострадание, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, нетерпимость к злу;
  • сформируются самосознание и мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявятся на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине;
  • разовьется социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

     В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз.

Слайд 5.  При выборе различных форм работы учитываю уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки. Воспитание нравственности у дошкольников проходит непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Формы работы:

1. занятия;

2. мастер-классы;

3. беседы;

4. реализация проектов;

5. ознакомление с художественной литературой;

6. просмотр мультфильмов;

7. игровая деятельность (дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, подвижные игры);

8. игры – театрализации;

9. праздники и развлечения;

10. решение проблемных ситуаций;

11. трудовая деятельность детей;

12. организация встреч с социальными партнерами.

     Кратко расскажу об интересных формах работы:

Слайд 6.  Информативно наполненные и вызвавшие душевные отклики были проекты: «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Ни один герб не был похож на другой, каждый отражал особенности своей семьи.

     Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект «Генеалогическое древо». После моей консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа». Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.

Слайд 7. Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта", она также помогает мне наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.

Слайд 8.  Игры детей. Важным средством нравственного воспитания является игра. Именно в игре происходит усвоение моральных правил. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Слайд 9.  Театрализованные игры - помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, глубже проникнуть в смысл поступков персонажей, повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им.

Слайд 10, 11. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы.   Их организация способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Слайд 12. Празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: дети пишут благодарственные письма ветеранам ВОВ; проводим тематические занятия; праздники.

Слайд 13. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Слайд 14. В педагогической деятельности взаимодействие с родителями осуществляем организованно на родительских собраниях, в частной беседе. На родительские собрания выношу специальные темы для обсуждений: «Давайте познакомимся», «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Какой он - мой ребенок», «Здоровая семья - здоровый ребенок», «Играем и развиваемся» и другие. Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

    В группе детского сада в помощь родителям создан и оформлен «Уголок для родителей», включающий информацию о праздниках и семейных традициях, где периодически размещается интересный психолого-педагогический материал по вопросам воспитания и развития детей («Возрастные особенности детей», «Значение режима в семье», «Здоровый малыш - радость семьи», памятка для родителей « Какой он – мой ребёнок!», «Сказка-терапия и развитие речи детей», «Приучайте детей к книге», «Театрализованные игры в детском саду», «Игрушка, как часть народной традиции» и прочее).

     И конечно же в современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей и их помощи – это участие в ремонте, в создании развивающей среды в группах, в изготовлении различных пособий, атрибутов и т.д.

Слайд 15. Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств.

Слайд 16. Родители вместе с детьми активно участвуют в организации выставок  поделок из природного материала,  которые мы размещаем в помещении детского сада.

Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!

Все что я представила, лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.

Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем  искать новые пути сотрудничества с родителями ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Доклад "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Данный доклад был представлен в работе секции "Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования"...