ТЕМА НЕДЕЛИ “Животные севера”
консультация на тему

ТЕМА НЕДЕЛИ “Животные севера”

Чтение ненецкой народной сказки: «Песец и Олень».

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zhivotnye_severa.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА НЕДЕЛИ “Животные севера”

Чтение ненецкой народной сказки: «Песец и Олень».

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей к тематической неделе "Животные севера"

Консультация содержит материал:1. ""Интересные факты о  животных Севера" (для родителей)2."Почитаем детям дома" (список литературы для чтения дома )3."Поиграйте с детьми дома" (дидактические игры...

ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема недели «Животные севера »

Группа: 2 младшая группа 6 группаЦель: знакомить детей с животным миром Заполярья, их повадками, внешним видом. Развивать интерес к жизни животных Севера. Развивать слуховое и зрительное внимание, мыш...

Карта образовательной работы. Тема недели: «Животные севера и жарких стран».

Познакомить детей с животными севера и жарких стран, их образе жизни; учить находить сходство и различие между ними....

План образовательной деятельности средняя группа. Тема недели "Животные севера"

План образовательной деятельности средняя группа. Тема недели "Животные севера"...

Презентация по теме недели "Животные Севера"

Формировать у детей представление о животных Севера (морж,северный олень, белый медведь), их внешнем виде, образе жизни и повадках....

Календарно-тематическое планирование по теме недели "Животные Севера"

Способствовать формированию знаний о своеобразии жизни народов Севера: жилища, одежда, труд.Систематизировать знания детей о природе Крайнего Севера, тундры, его животном и растительном миреСпособство...

Тема недели «Народы севера. Животный и растительный мир севера» Подготовительная группа

Цели деятельности педагога: Продолжать знакомить детей с животным и растительным миром Севера; учить различать животных и растения по внешнему виду; расширять знания о жизни животных и птиц в условиях...