Методическая разработка: Заседание «Клуба выходного дня» «Адаптируемся вместе»
методическая разработка на тему

Работа с родителями по адаптации детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kluba_vykhodnogo_dnya_adaptiruemsya_vmeste.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Заседание «Клуба выходного дня» «Адаптируемся вместе»»

Форма проведения: родительский клуб.

Аудитория: родители разновозрастной группы

Количество участников: 16 родителей, 1 – воспитатель.

Задачи:

1.Познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой, дать информацию о работе Клуба.

2. Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду.

3.Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и воспитателями.

Ожидаемые результаты:

- Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

- Умение уважать желание и возможности ребенка его родителями и старшими родственниками.

- Накопление педагогического опыта в работе с семьями.

- Развитие навыков общения между членами семьи, укрепление связи между поколениями в каждой конкретной семье через совместное творчество и досуг.

- Консультирование максимального числа родителей по вопросам воспитания детей, помощь в решении проблемных ситуаций.

Информационно-техническое обеспечение:

Дерекреева Н.И. Родительские собрания.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2010

Материалы и оборудование:Музыкальный цент, диск тихой музыки, анкеты для родителей, памятка психолога, ручки, листы бумаги, орехи, корзина, банка, мешочек к крупными камнями, пакет гороха, пакет с песком, стакан чая, карточки с уровнями адаптации.

Логика проведения:

1. Приветствие.

– Добрый день наши, дорогие родители! Мы рады видеть Вас на 1 занятии нашего Клуба!

Создание родительского Клуба представляет собой попытку передать родителям опыт осмысленного отношения к детям. Здесь будет осуществлена практика совместного участия в психологическом и нравственном становлении тех, кто от нас зависит, практика извлечения уроков из обыденной жизни. Этот Клуб для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.

Однако наши дети не только наше счастье и радость, но и наша боль и тревога. Ведь нужно не только родить ребенка, но и воспитать его настоящим прекрасным человеком. Многие родители воспитывают детей так, как принято в ближайшем окружении, как воспитывали их самих, как делают их знакомые и соседи. Такая самодеятельность зачастую заканчивается печально.

Мы надеемся, что наш Клуб «Выходного дня» будет не только полезным, но и интересным, где родители могут узнать много нового о самих себе. На нашем занятии мы попытаемся разобраться в проблемах адаптации наших детей к детскому саду.

2. Игра-знакомство «Приветствие». 

Участники садятся полукругом

Инструкция: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе, называть своё имя и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».

3. Упражнение «Кто родился в мае…»

Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например,«Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

-у кого голубые глаза - трижды подмигните;

-чей рост превышает 1 м 70 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;

-тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

-кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

-кто любит собак, трижды пролайте;

-кто любит кошек, трижды промяукайте;

-у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;

-кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;

-у кого есть веснушки, пробегите по кругу;

-замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;

-пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

-тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;

-у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);

-кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

-кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;

-тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;

-кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.

4. Упражнение «Орехи» 

Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.

Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»

5. «Особенности адаптации».

– Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.

Особого внимания с этой точки зрения требуют те малыши, которым впервые предстоит перейти из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Дело в том, что в этот период интенсивно развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. От того, насколько малыш в семье подготовлен к переходу в дошкольное учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Задача родителей заключается в том, чтобы не только обеспечить необходимый физический уход, но и способствовать наиболее полному развитию его психики, которое изначально построено на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Знание этих закономерностей, применение их в практике семейного воспитания создадут условия и для благополучного включения ребенка в новую социальную среду.

– Так что же такое адаптация?

Адаптация социальная - универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы и результат ее соответствующих изменений.

Адаптация физиологическая - совокупность реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям среды.

Адаптация психологическая - изменение чувствительности органов чувств в результате длительной стимуляции

6. Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению ДОУ»

Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»

Ф.И.ребенка                                                возраст                лет                мес.

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

-бодрое – 3 балла;          - раздражительное, неустойчивое – 2 балла;         -подавленное – 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

-быстро (до 10 мин) – 3 балла;         - медленно – 2 балла;         - неспокойно – 2 балла

3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?

-дополнительное воздействие – 1 балл;         - без воздействия – 3 балла

4. Какова продолжительность сна?

-2 часа – 3 балла;         - менее 1 часа – 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

- хороший – 4 балла;         - избирательный – 3 балла

-неустойчивый – 2 балла;         - плохой – 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

-положительно – 3 балла;         - отрицательно – 1 балл

-просится на горшок – 3 балла;         - не просится, но бывает сухой – 2 балла

-не просится, и ходит мокрый – 1 балл

7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

-сосет палец, пустышку или др. – 1 балл;         - нет – 3 балла

8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

-да – 3 балла;         - нет – 1 балл;         - иногда – 2 балла

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?

-да – 3 балла;         - нет – 1 балл;         - иногда – 2 балла

10. Как ваш ребенок играет?

-умеет играть самостоятельно – 3 балл;         - не всегда – 2 балла;  

 -не играет сам – 1 балл

11. Взаимоотношение со взрослыми:

-легко идет на контакт – 3 балла;         - избирательно – 2 балла;         

-трудно – 1 балл

12. Взаимоотношение с детьми:

-легко идет на контакт – 3 балла;         - избирательно – 2 балла;        

-трудно – 1 балл

13. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:

-да – 3 балла;         - нет – 1 балл;         -иногда – 2 балла

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

-есть – 3 балла;         - не всегда – 2 балла;         -нет – 1 балл

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

-перенес разлуку легко – 3 балла;         - тяжело – 1 балл

16. Есть ли аффективная привязанность к какому-либо из взрослых?

-есть – 1 балл;         - нет – 3 балла.

     Анализ и интерпретация результатов анкетирования:

54 – 40 баллов – ребенок готов к ДОУ;

39 - 24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;

23 – 16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.

– Как вы считаете где, на каком уровне может возникнуть сложность у вашего ребенка? Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома, и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателями, может себя занять содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, думаем, адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться в зависимости от расширения круга общения. Поэтому важно, чтобы любой другой опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание ребенка в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста проиграл вместе с мамой, что поможет ему удовлетвориться в безопасности данного опыта.

7. «Уровни адаптации».

– Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы.

1.В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)

2. Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20-40 дней)

3.При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

Родителям предлагаются 3 карточки с описанием уровня адаптации, и предлагается самим попробовать определить уровень.

 

8. Разминка «Атомы и молекулы» 

«Сейчас Вы будите хаотично двигаться по залу. Когда я буду называть числа – Вы будете объединяться по столько человек, какое число я назову». В конце группа должна разделиться на 2 подгруппы для выполнения следующего задания.

9.Выработка родителями рекомендаций по облегчению процесса адаптации.

10. Обсуждение.

Родители разбиваются на 2-3 группы, им предлагается самостоятельно выработать рекомендации по облегчению процесса адаптации.

 12. «Как можно облегчить крохе процесс адаптации?» (рекомендации психолога) 

  • Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть? И т.п.
  • Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  • Отправляясь первый раз в сад, напоминайте себе, что Вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если Вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние.
  • Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.
  • Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху. Готового заплакать («Ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.).
  • Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое-то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
  • Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.

Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!

13. Притча «Банка жизни» 

На стол ставится стеклянная пустая банка.

-Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?

(Она пустая.)

-Совершенно верно, — затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполнят ее до самого верха.

 - А теперь что Вы можете сказать об этой банке?

(Теперь банка полная!)

Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:

-А теперь?

(Теперь банка полная!!!)

Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

(Ну, теперь-то банка точно полная!)  

Тогда достается стакан чая и выливается в банку

- А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка — это наша жизнь, камни — это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох — это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок — это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. А чашечка чая – чтобы, не смотря ни на какие проблемы у Вас всегда оставалось время попить чаю с приятными людьми!

14. Релаксация 

На фоне легкой музыки звучат слова:

«А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.

Представьте себе сейчас галактику Вселенной…

Мы видим с Вами там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние…

И вдруг как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку...

Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…

Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало Вас мамой и папой, … берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте руку ему, свою крепкую руку.

Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.

Ведь только, Вы… – родители… являетесь одновременно сразу и тучами, и солнцем для детей…. И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье… Полюбите своего ребенка…каким б он не был, долгожданным или нет… Ведь раз он появился…, раз он есть… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым.»

Спасибо Вам за наше путешествие!

15. Рефлексия, раздача памяток об адаптации.

Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка) на занятии. Раздача памяток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка заседания родительского клуба на тему Красную речь красиво и слушать

Разговор с родителями о слове, о речи, о культуре общения в форме КВН. Слово - это средство общения между людьми, обмена информацией. Речь-  средство передачи мыслей и чувств. Своеобразие р...

Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".

Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...

Методическая разработка заседания детско-родительского клуба по теме «Жизнь без опасности»

Цель: содействовать активному участию родителей в формировании у детей безопасного поведенияЗадачи: - закрепить правила безопасности дома...

Методическая рекомендация. Родительский клуб "Готовимся к школе вместе с детьми"

В данной методической рекомендации описана одна из форм работы с родителями по подготовке детей к обучению в школе, это родительский клуб "Готовимся к школе вместе с детьми". Данный проект я...

научно-методическая разработка «Как организовать выходной день с ребенком - 27 марта - День театра!»

Научно-методическая разработка "Как организовать выходной день с ребенком - 27 марта День Театра""...

Клуб выходного дня«Мы вместе!»

Родительский (семейный) клуб— это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми уча...