Главные вкладки

    "Тема детства в творчестве А.П. Чехова"
    занимательные факты (старшая группа) по теме

    Ледовская Наталия Валерьевна

    Чехов не был детским писателем, он с иронией относился к специально детской литературе. По его мнению, детскую литературу нужно не сочинять специально, делая «скидку на возраст», а выбирать книги для детей из просто хорошей литературы. Впрочем, иногда он писал специально для детей; это были шуточные, пародийные рассказы, предназначенные для семейного круга и близких друзей.

    В полном соответствии с рекомендациями Антона Павловича, некоторые из его рассказов были выбраны для детского чтения и стали классикой литературы для детей. Сам автор рекомендовал для детского сборника свои рассказы «Каштанка» и «Белолобый». Множество рассказов писателя никогда не входили в детские сборники, но именно они нравятся детям. Это смешные рассказы из ранних сборников Антоши Чехонте: «Письмо к ученому соседу», «Радость» и так далее.

    С другой стороны, среди рассказов Чехова есть произведения, в которых дети являются главными персонажами, или события описаны сквозь призму детского восприятия, но именно эти рассказы детскими назвать нельзя.

    Впрочем, взрослые лишь недолгий период могут решать, что читать их детям. Читающие дети находят именно то, что им интересно, и это отнюдь не содержание детских сборников. А взрослым бывает полезно почитать вместе с детьми то, что интересно всем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    А.П.Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, решительно осудив реакционные дидактические книжонки для детей, и утверждал, что детям и юношеству нужна подлинно художественная литература, а не суррогаты искусства.   

    В январе 1900 года А.П.Чехов пишет серьёзное, даже, пожалуй, назидательное письмо Г.И,Россолимо – литератору и издателю,  просившему переслать ему для сборника детские рассказы:  

         «То, что у меня, по-видимому, подходит для детей, - две сказки из собачьей жизни, посылаю вам заказной бандеролью. А больше у меня, кажется,  нет ничего в этом роде. Писать для детей вообще не умею, пишу для них раз в 10 лет и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать то, что годится и для взрослых. Андерсен, «Фрегат Паллада», Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также. Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых и дозировать его – это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребёнок».      Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребёнка, особенности его речи,  но и умел «мыслить на его манер».  

    Становление характера, приобщение ребёнка к сложному противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих рассказах. У Чехова мы «наблюдаем не только ребёнка таким, как он кажется нам, но и самих себя как мы кажемся ребёнку».

      Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он рассказывает свои воззрения на современное воспитание, порицание родителей, учителей, репетиторов, взрослых людей, безразличных к детским интересам, особенностям психики. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности,  противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют  писателю не только раскрыть с достаточной полнотой  реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

    «Детская тема» в рассказах Чехова больше адресована вдумчивому взрослому читателю, а не ребенку. Ведь все мы родом из детства, и ответственность за будущее ребенка несут прежде всего родители и взрослые, которые оказываются рядом.

    Что почитать:

    «На страстной неделе»

    «Кухарка женится»

    «Детвора»

    «День за городом»

    «Гриша»

    «Ванька»

    «Белолобый»

    «Беглец»

    «Репетитор»

    «Каникулярные работы…»

    «Злой мальчик»

    «Зиночка»

    «Не в духе»

    «Налим»

    «Письмо»

    «Лошадиная фамилия»

    «Дома»

    «Хамелеон»

    «Мальчики»

    «Каштанка»

    Подготовила: Ледовская Н.В.

    Тема детства

    в творчестве

    А.П. Чехова

    Антон Чехов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Жизнь и творчество А.П. Чехова.

    Рассказать детям в доступной для них информации с фотографиями о  жизни А. П. Чехова....

    Жизнь и творчество А. П. Чехова

    Цель: познакомить дошкольников со страницами жизни А. П. Чехова, классической музыкой того времени.Задачи:познакомить детей с жизнью и творчеством писателя;развитие познавательного интереса детей к тв...

    ЭССЕ Тема: «Детство – зачем оно? Акселерация или амплификация?»

    Эссе на тему "Детство - зачем оно? Акселерация или амплификация?"...

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Детство опалённое войной", посвящённый 70-летию Победы в ВОВ.

    При проведении данного занятия  воспитатель расширяет знания детей о героическом прошлом народа,знакомит детей с героями Великой Отечественной Войны, формирует у детей патриотические качества и ч...

    Проект «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова».

    Проект  для детей  старшего дошкольного возраста «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова»....

    «Наш Чехов. Открытие творчества А.П.Чехова путем изучения рассказа «Каштанка» для детей старшего дошкольного возраста»

    НОД по развитию речи «Наш Чехов. Открытие творчества А.П.Чехова путем изучения рассказа «Каштанка» для детей старшего дошкольного возраста»...