«Наш Чехов. Открытие творчества А.П.Чехова путем изучения рассказа «Каштанка» для детей старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нестеренко Лариса Владимировна

НОД по развитию речи «Наш Чехов. Открытие творчества А.П.Чехова путем изучения рассказа «Каштанка» для детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chehov.odt17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 №57 «Бусинка» с. Дальнее

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе:

«Наш Чехов. Открытие творчества А.П.Чехова путем изучения рассказа «Каштанка» для детей старшего дошкольного возраста»

                                   воспитатель: Нестеренко Л.В.

                              старшая группа №11 «Капельки»

Цель: расширять кругозор детей по классике мировой           литературы на примере творчества А.П.Чехова

Задачи: подвести итог совместной работы в краткосрочном проекте над произведением А.П.Чехова «Каштанка», обозначить перспективу на следующий год (изучение рассказа «Белолобый»);

воспитывать чувство прекрасного в детях, привлекать родителей к совместному творчеству;

развивать связную диалогическую речь путем чтения произведений А.П.Чехова; расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, прививать любовь к родной речи.

Предварительная работа: знакомство с биографией А.П.Чехова; беседа о творчестве А.П.Чехова, о его посещении нашего острова Сахалин; просмотр мультфильма «Каштанка»; чтение рассказа «Каштанка»; выставка рисунков по теме; выставка поделок из пластилина по теме; встреча с библиотекарем и проведение викторины по изученному рассказу.

Цитата: «…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…» (Сухомлинский В.А.)

Орг. момент:

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Чистоговорки:

Приветствие:

- Солнце красное, здравствуй! (воспитатель)

- Здравствуй, солнце красное! (дети)

- Небо ясное, здравствуй! (воспитатель)

- Здравствуй, небо ясное! (дети)

- Земля родная, здравствуй! (воспитатель)

- Здравствуй, земля родная! (дети)

- Уважаемые гости, здравствуйте! (все вместе)

Прошу детей присесть на стульчики. Включается музыка П.И. Чайковского «Сладкая грёза» и на экран проецируется портрет А.П.Чехова…

Во время звучания музыки воспитатель читает стихотворение:

Чеховский домик – уютный, пленительный, где обитала большая семья…

В маленьких комнатках дух удивительный…

В них так свежа, так жива старина…

Здесь собирались вечерями длинными,

Шутки, остроты и Библии глас…        

Были те годы Антоши счастливыми,

Сколько добра в них, невинных проказ…

Ветры судьбы тут узорами странными,

На перекрестках случайных дорог,

Чудился домик с зелеными ставнями,

Тихий, желанный, родной Таганрог…

- Ребята, о ком это стихотворение? (Правильно, о маленьком Антоше Чехонте, а в будущем великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове и о городе, где он родился…

- Кстати, как назывался родной город писателя? (Таганрог)

- Как вы думаете, почему я включила именно эту музыку? Что это за музыка? (Правильно, это музыка Чайковского «Сладкая грёза», эти люди жили в одно и то же время, давно, больше ста лет назад.)

- Ребята, с каким рассказом А.П. Чехова мы с вами познакомились?

- а чем ещё мы занимались, пока знакомились с рассказом? (мультфильм, лепка, рисование, беседа с библиотекарем, знакомство с книгами с рассказами Чехова, совместная работа с родителями в создании рисунков к рассказу)

- Давайте сейчас вспомним наиболее понравившиеся эпизоды рассказа, которые вы бы хотели еще раз послушать… (Дети называют эпизод, воспитатель зачитывает.)

- Ребята, а с какими новыми для вас словами мы встретились? (Извозчик, столяр).

-  А сейчас мы подытожим то, о чём говорили:

Итак, Чехов с большим мастерством передает душевное состояние собачки, её переживания. Собака в рассказе Чехова – настоящее живое существо: то угрюмая, то сердитая, то резвая, то ласковая, она горько плачет, радуется, приходит в восторг, предаётся отчаянью, испытывает тревогу, тоску, чувства любви, привязанности, неприязни, страха, любопытства, удовлетворенности своими успехами.

Чехов мастерски заставляет нас войти в мир Каштанки, посмотреть на жизнь её глазами…

Сюрпризный момент

Клоун. Музыка цирка (под музыку входит клоунесса):

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемая публика!

- Я попал к вам прямо из очень известного рассказа…Знаете, кто я? (Да…клоун) А в каком рассказе тоже был клоун? («Каштанка») А может быть, вы скажете, как его имя? (Незнакомец, Жорж)

Воспитатель:

Вот здорово, что ты попал именно к нам! Мы с ребятами как раз беседуем об этом замечательном рассказе! Давай вместе проведем викторину и игру!

Викторина

Игра «Найди иллюстрации по теме нашего занятия»

Рефлексия

- Итак, ребята, мы с вами проделали большую интересную работу при изучении рассказа «Каштанка». А теперь подытожим, что мы нового узнали при знакомстве с творчеством Чехова?

(Ответы детей: узнали, как называется родной город, в котором родился Чехов, что писатель побывал на Сахалине, написал книгу «Остров Сахалин», его именем названы достопримечательности нашего города, улица, село, горная вершина, скоро будет назван аэропорт именем великого писателя, прочитали рассказ «Каштанка», рисовали рисунки и лепили поделки из пластилина, узнали значение новых слов, которые сейчас не употребляются)

Воспитатель:

Хочется мне верить - не напрасно

Жил когда-то честно, не спеша –

Человек, в котором всё прекрасно –

И лицо, и мысли, и душа…

-Всем спасибо, молодцы! Можете подойти к столу с книгами и иллюстрациями, посмотреть их, полистать книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

Изучение свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание встроено в поведение, определяет его глубинную структуру. Не случайно один гениев отечественной психологии Л.С. Выготский заметил, что «история внимания ребенка есть история развития организо...

коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....

Изучение особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Становление речи и речемыслительной деятельности – важный фактор развития в детском возрасте, особенно в развитии детей с ОВЗ.Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельн...

Современные данные о проблеме изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Связная речь представляет собой развернутую фразу на определенную тему, которая раскрывается логично, точно, лексически  грамматически правильно. Поэтому в реализации связного высказывания тесней...

"Изучение хакасского национального орнамента детей старшего дошкольного возраста"

Изучение хакасского национального орнамента является важной технологией декора, предназначенного для украшения различных предметов быта произведений пластических искусств архитектурных сооружений. Хак...