Этические ситуации. (занятие – семинар)
план-конспект занятия на тему

Артёменко Наталья Николаевна

   Цели: выяснение конкретных жизненных поступков в проблемных ситуациях.

   Задачи: откровенный разговор о некоторых этических категориях.

   Реквизит: плакаты с высказываниями великих людей:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_situatsii_zanyatie_-_seminar.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Этические  ситуации.

(занятие – семинар)

Весь мир становится иным от того,

                                                                что где-то в безвестном уголке вселенной барашек,

которого  вы никогда не видели,

                                                                                 быт может, съел незнакомую вам розу.

                                                                                                                   А. де Сент-Экзюпери

   Цели: выяснение конкретных жизненных поступков в проблемных ситуациях.

   Задачи: откровенный разговор о некоторых этических категориях.

   Реквизит: плакаты с высказываниями великих людей:

«Честь нельзя отнять, её можно только потерять»

                                                                                               ( А. П. Чехов).

« Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь»

(И. Гете).

«Не из страха, но из чувства долго следует воздержаться от дурных поступков»

 «Справедливость - это истина в действии»

 «Справедливость - некоторый договор, чтобы не вредить и не терпеть вреда»

 «Источник всех действий человека есть его воля»

                                                                                                 ( В. Соловьев).


Ход занятия

            Как поговорить с родителями, если: ты хочешь переночевать у друга или подруги.

Воспитатель: Любая жизненная ситуация может доставить нам проблемы. С ними надо научиться справляться. Главное – не доводить дело до конфликта. Если у тебя доверительные отношения с родителями, в любой ситуации можно сказать им правду. Ты хочешь переночевать у друга или подруги – так и скажи. Скорее всего,  родители поймут тебя. Но если в семье у вас это не принято, тебе придется потрудиться, чтобы добиться своего. Несколько полезных советов.

    1.Сначала реши, так ли уж сильно тебе это нужно.

     2.Ни в коем случае не пытайся добиться своего криком и руганью – будет ещё хуже.

     3.Попробуй объяснить родителям, что родители остальных ребят отпускают их, а тебя дразнят «маменькиным сынком».

     4.Всеми своими делами и поступками докажи, что тебе можно доверять.

     5.Пусти в ход лесть и «подкуп», например, сделай что-нибудь для дома. Это не совсем этично, но вполне соответствует моральному кодексу порядочного человека.

     6.Если тебя все-таки не отпустили, не отчаивайся - значит, так распорядилась судьба.

Родители хотят поговорить с тобой оличном

Воспитатель: В вашем возрасте ни в коем случае нельзя отказываться от общения с родителями. Может пройти замена доверительных отношений формальными, которым в семье не место. Нельзя быть равнодушными – это может привести к одиночеству. Помните, правдивость и откровенность сближает людей. Конфликт в семье может возникнуть на пустом месте и постепенно вырасти до огромных размеров. Сначала появляется смущение от стычки с родителями, затем раздражение от неискренних отношений, потом гнев и, наконец, глубоко затаенное в душе зло, которое не позволяет общаться на прежнем уровне. На пути конфликта, который, по существу, является разрывом любви, может стать откровенный разговор с родителями.

     Многие подростки считают дерзость смелостью, а это далеко не так. Часто родители стремятся к общению с вами, и вы должны пойти им на встречу. Они мудрее, они опытнее вас, и большинстве проблемных случаев могут оказать вам неоценимую помощь как просто советом, так и чем-то конкретным.

     Очень часто бывает так, что вы хотите поговорить о чем-то с родителями, но не знаете, как это сделать. Все просто – попробуйте поговорить с ними так, как вы поговорили бы со своим лучшим другом, только, возможно, в несколько других выражениях.

Искренность и откровенность в семье необходимы, конечно, до определенной степени. Если вам кажется что родители вас не понимают, не ссорьтесь с ними, а приведите аргументы – вы уже достаточно взрослые, чтобы суметь это сделать. Напомните им об их детстве, юности –возможно это поможет вам сблизиться.

Как с ней (ним) расстаться

Воспитатель: Разрыв редко бывает окончательным, если серьезный конфликт произошел впервые. Чаще события принимают роковой оборот, когда ссоры угрожают превратиться в систему. В таких случаях не надо стремиться обязательно все уладить. Видимо, вы на самом деле плохо друг друга понимаете. Значит, пришла пора расстаться. Никогда не устраивайте близкому человеку никаких испытаний, чтобы определить степень его чувства – вы должны это чувствоватьсами.

     Расставаясь с другом или подругой, вы должны ему или ей обязательно честно обо всём рассказать – и не по телефону и электронной почте, а при личном контакте. Лучше всего, расставаясь, обязательно дать объяснение своему поступку, чтобы человеку было понятно, почему так с ним поступили.

     Ни в коем случае не уходите, насовсем, не объяснившись. Жизнь хитрая штука, и зло, как правило, имеет свойство бумеранга – оно обязательно к вам вернется.

Казусные ситуации

Воспитатель: Казусные ситуации – это такие жизненные ситуации, когда мы выставляем себя в невыгодном свете или когда обижаем других людей. Вот классические случаи казусных ситуаций.

  1. Познакомиться с кем-то вторично.
  2. Поинтересоваться у соседа по столу: «Вы не знаете, кто эта болтливая блондинка?» - и получить ответ: « Эта моя девушка».
  3. Проявляя чуткость, спросить у знакомого, как себя чувствует его девушка, и услышать ответ: « Она вышла замуж за моего друга».
  4. Рассказать внимательным слушателям неудачный анекдот.

Воспитатель: Подобные обстоятельства могут надолго оставить в памяти неприятный осадок. Правда, ведь каждый из вас может припомнить хотя бы один подобный случай.

     Рассказы ребят.

Воспитатель: Однако совершенно напрасно мучить себя такого рода воспоминаниями: ну ж, случилось – и прошло. Конечно, лучше, чтобы подобные неприятности  случались как можно реже. Окружающие обращают на такие вещи гораздо меньше внимания, чем это может нам показаться. Нет человека, воспитанного самым идеальным образом, у которого на совести не было бы чего-либо подобного. Мелкий казус не терпит подробных оправданий, они больше способны испортить, чем исправить положение. В таких случаях короткое « простите», как правило, решает проблему.

Афронты

Воспитатель:  Это загадочное слово означает преднамеренное действие, направленное против правил этикета. Афронт – это когда один человек не только не стремиться скрыть свою неприязнь к другому, а всячески стремиться ее подчеркнуть. Среди подобных, весьма решительно проявляемых форм неприязни, можно выделить следующие:

демонстративно не подать кому-либо руки;

наделить своего противника вслух оскорбительным эпитетом;

отослать по обратному адресу письмо или подарок;

в неуважительном тоне отозваться о ком-либо из близких вашего собеседника.

Воспитатель: Подобные шаги могут привести к полному прекращению знакомства. Бывает, что случайная неловкость кажется кому-то афронтом. Здесь кстати будет вспомнить о коверкании фамилий. Такая небрежность, если ее не примут за нечто худшее, всегда бывает обидной. Иногда человека может серьезно оскорбить факт, что к нему повернулись спиной. Обычное невнимание, но оно может серьезно осложнить отношения. Поэтому при общении с людьми всегда следует строго себя контролировать. Никогда и никого не красит ответная грубость, как бы не вел себя противник. Скандал унижает обоих. Заканчивая разговор на эту тему, примите еще несколько советов: некрасиво открывать чужую сумку, а также заглядывать в нее, если она случайно открылась. Это относится к чужим портфелям и рюкзакам. Нельзя самовольно лазить по ящикам чужого стола как дома, так и на работе. Не следует  открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

  Вот мы с вами рассмотрели сегодня несколько жизненных ситуаций, в которых могут возникнуть самые разные проблемы. Со временем вы научитесь решать их самостоятельно, а пока воспользуйтесь теми советами, о которых узнали сегодня.

   Ну что ж, вы стали умнее и взрослее, и я хочу предложить вам несколько полезных жизненных советов от великого персидского поэта Обейда Закани, жившего в XIII веке.

Дорогие мои, берите от жизни всё!

Не упускайте времени!

Не откладывайте на завтра сегодняшних удовольствий!

Не отдавайте хорошего дня за плохой!

Считайте удачу, здоровье и безопасность равными царской власти!

Берегите время, ведь жизнь не дается вторично!

Каждому, кто забыл свое положение и происхождение, напоминайте о них!

Не приветствуйте самодовольных!

Не зарьтесь на чужое добро!

Предавайте проклятию тех, кто морщит лоб и хмурит брови,

умников и кислолицых, криводушных и слепцов, лжецов и невежд!

Положите жизнь за друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Практическое занятие к семинару-практикуму на тему: "Традиционные и нетрадиционные формы лепки". Тема занятия: "Натюрморт (лепка овощей и фруктов)".

Материал содержит практическую часть к семинару-практикуму по традиционным формам лепки с использованием пластилина, и может быть использовано для проведения занятия по лепке в подготовительной к школ...

«Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям» (Семинар-практикум для педагогов)

Для чего нужен игровой стретчинг детям и взрослым и нужен ли он вообще? Основные правила стретчинга и рекомендации к его использованию педагогам в детском саду во время свободной деятельности детей....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ. семинар-практикум для педагогов.

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РАЗНОСТОРОННЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ:Умственное: дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах го...

Занятие-семинар с элементами практикума «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...

Совместное физкультурное занятие-семинар для родителей и детей старшей группы «Я здоровым быть хочу!»

Совместное физкультурное занятие-семинар для родителей и детей старшей группы «Я здоровым быть хочу!»...