Советы психолога.
консультация (подготовительная группа) по теме

Пуртова Алёна Алексеевна

Каждый месяц я обновляю папки  возрастных групп для родителей, которые назвываются "Советы психолога". В ноябре я оформила такую тему, как " Развиваем познавательные процессы у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            « Развиваем познавательные процессы у детей  

                                  дошкольного возраста».

«В игре детей есть часто смысл глубокий»

                                                                                                                         Иоганн  Шиллер.

   Восприятие –это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятия бывают простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятия величины, формы предметов, их цвета. Восприятие ребёнка  дошкольного возраста носит непроизвольный характер. В предметах они замечают не главные признаки, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Лучшие результаты развития  происходят через сенсорное восприятие. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и др.

Игры для развития восприятия.

 Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной

величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

Ребёнок должен определить на ощупь предметы, которые находятся внутри.

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить  следующие задания:

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

По образцу построить такое же строение.

Игра«НАЙДИ ИГРУШКУ».                                                                              

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

 Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

 На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

 

 Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»

 Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

 Память является из основных свойств личности. Развитие познавательных способностей дошкольников противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с наглядно – образной памятью в дошкольный период возникает и развивается память словесно- логическая. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребёнку.

    Следует  читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно. Читая и разучивая с ребёнком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребёнка с временами года. Ребёнок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну – лето, лето – осень, а осень – зима. Обязательно нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе зимой  (стихотворения  Дрожжина, Пушкина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворения Майкова). Также можно заучивать отрывки стихотворений К.Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», С.Михалкова «А что у вас?», С.Маршака «Пожар», «Багаж», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др. Обязательно читайте и постарайтесь запомнить отрывки из произведений К.Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница». Для пересказа можно использовать рассказы Е.Чарушина. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку.

 Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Игры на развитие внимания.

  Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

 Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

а) увеличить количество игрушек;

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

 Игра «РИСУЕМ ПО  ПАМЯТИ УЗОРЫ»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

 

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»

Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить

ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

 

   А также для развития слуховой памяти  можно проводить игру: «10 СЛОВ» Ребенку зачитываются 10слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести не менее 5-6 слов.

    Для дальнейшего развития ваших детей предлагаем Вам ознакомиться с литературой:

1.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

2.Светлова И.Е. Тренируем память: Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с.

3.Самая большая книга тестов.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 192 с.:

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Я самее тебя» (о кризисе трех лет).

План

1. Приветствие.

2. Мини-лекция «О кризисе ребенка трех лет».

3. Памятка «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности».

4. Обратная связь.

Приветствие.

Я рада вас приветствовать. Меня зовут Алёна Алексеевна.

Мини-лекция «О кризисе ребенка трех лет».

  • К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.
  • Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный» , начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
  • Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось.Не дослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду».
  • Он выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей.Он хочет подчеркнуть свое отличие от них.
  • В три года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.
  • Ему все надо сразу, немедленно, сейчас.
  • Он независим, он все может. Но … в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами.
  • Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
  • Малыш в три года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.
  • В три года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становиться злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.

В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Памятка «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности».

• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

• Как правило, фаза эта заканчивается к 3, 5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

• Пик упрямства приходится на 2, 5 – 3 года жизни.

• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!

• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй! » Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.! », «А что это там за окном ворона делает? » - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
  • Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и игры и упражнения.



Предварительный просмотр:

МБОУ Нижегородской области Уренского района

Детский сад № 8 «Ёлочка»

Портрет выпускника ДОУ

в соответствии с ФГОС.

Картинки по запросу картинки дошкольников

                                                                            Подготовили:

                                   воспитатель

                                         Н.А. Смирнова,

                                                                            педагог - психолог      

                                       А.А. Худякова

Портрет выпускника ДОУ

в соответствии с ФГОС.

          Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребёнка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

      Модель выпускника имеет большое значение:

- во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,

- во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива,

- в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

       По мнению многих родителей готовый к школе ребёнок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником,  акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

дети 4

Психолого - педагогический портрет выпускника МБОУ детского сада № 8 «Ёлочка» 2014- 2015 учебного года.

Мониторинг проводился педагогами,  педагогом- психологом на основе целевых наблюдений анализа продуктивной деятельности, диагностических методов обследования.

Мониторинг позволил представить портрет выпускника детского сада, как обобщенный образ на основе достигнутого уровня развития интегративных качеств.

Выпускник нашего детского сада развит физически ( из 20 выпускников 1 ребенок имеют 1 группу здоровья и 12 детей 2 группу, 7 человек имеют 3 группу здоровья), имеет потребность в двигательной активности ( все дети подготовительной к школе группы участвуют в спортивных досугах и праздниках), показывает средний уровень развития физических качеств и овладения двигательными навыками.

Наш выпускник овладел навыками и умениями, необходимыми для осуществления различных видов деятельности( все дети подготовительной к школе группы освоили материал основной общеобразовательной программы, большая часть из них находятся на среднем уровне освоения).

Выпускник 2014-2015 г. г  достаточно неплохо знает буквы, различает звуки на слух, у него достаточно сформирован активный словарь; он овладевает элементарным запасом знаний  по математике (большинство их них имеют средний уровень овладения навыками и знаниями ),это обусловлено пополнением запаса дидактического и раздаточного материала, проведения занятия по ФЭМП, индивидуального подхода к ребенку; навыками  рисования ( половина детей из группы имеют высокий уровень формирования данного показателя, средний уровень имеют такой же процент детей); все дети подготовительной к школе группы владеют умениями и навыками, необходимыми в лепке; навыками аппликации владеют большая часть детей, но особое внимание необходимо обратить на самостоятельность детей во время данной деятельности: дети чаще всего обращают внимание на образец выполнения работы, нежели придумывают его самостоятельно; навыками работ с бумагой овладели большая часть детей, это обусловлено высоким самостоятельным интересом самих ребят.

Наши выпускники совместно с родителями принимали участие в различных районных конкурсах: в творческом конкурса поделок « Пасха Красная», в конкурсе детского и юношеского творчества, посвященному пожарной безопасности, а так же принимали участие в конкурсах, проводимых внутри детского сада.

Наш выпускник умеет обращаться со школьными принадлежностями, умеет приготавливаться к занятию ( все дети подготовительной к школе группы овладели данными умениями); владеет элементарными навыками самообслуживания (все дети овладели данными навыками).

Выпускник любознательный, наблюдательный и активный: проявляет высокую познавательную активность ( все дети проявляют мотивационную готовность к познавательной деятельности), навыки самоконтроля и самоанализа у детей подготовительной к школе группы находятся на среднем уровне. Развитие речи и умение выразить свои мысли находятся у нашего выпускника на среднем уровне развития. Достаточно сформированы у него интеллектуальные умения ( анализ, сравнение, обобщение),умение ориентироваться в пространстве.

Большая часть выпускников детского сада имеют адекватную самооценку. Выпускник детского сада социально активен, имеет представление о мире в котором живет: стране, городе, улице, на которой живет, о своей семье, её традициях, членах семьи и обязанностях и правах ( большинство детей имеют средний уровень этого показателя (это обусловлено проведением занятий по ознакомлению с окружающим миром, где рассматривались данные темы). Большинство детей умеют вести диалог на свои и предложенные собеседником темы, владеют навыками для участия в разных видах игр, придумывают интересные игры, моделируют предметно - игровую среду согласно игровым замыслам, согласовывают свои действия с принятой ролью и содержанием  игры.

Большинство наших выпускников могут вправлять своим поведением, настроиться на работу, способны слушать и выполнять требования, инструкции педагога.

Таким образом, по результатам мониторинга, можно сделать вывод, что у детей повысилось стремление к активной деятельности, способны решать проблемные ситуации, стали эмоционально отзывчивы, любознательны.

У большинства наших выпускников сформировано желание учиться, осознание важности и необходимости учения.

http://mdou214.edu.yar.ru/images/dsgec.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

Советы психолога «Адаптация к школе»

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.

Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие мин...

Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Советы психолога.

Что такое адаптация, каой она бывает. Что должен знать и уметь ребенок 3 лет. Срветы психолога....

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...