"Чистая речь -залог успешного обучения в школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Савина Людмила Николаевна

Готовность ребенка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             Советы логопеда            

                       Как помочь  своему ребенку учиться.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу… Всем в семье  хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении школьной проблемы!

            К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строит фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Игры и упражнения, предложенные, не только служат для выработки правильного произношения, они  и помогают размышлять над звуковым, и смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря этим предложениям, ребенок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их слова, сравнивать между собой.

А это главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Как выполнить эти упражнения? Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Если задание кажется ребенку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из двух предложенных вами. Только не в коем случае не предлагайте ребенку механически повторить за вами готовый ответ. Активная, творческая работа ребенка со словом – вот цель игр и упражнений.

                 

     

                          Рекомендации родителям по связной речи.

Чтобы ребенок смог легко устанавливать связи между предметами на картинке, нужно обращать его внимание на позу  изображенного человека, на его местонахождение на картине. Самым главным для понимания сюжета картины являются осмысливание человека в его действии. Полезным видом работы для развития умения правильно истолковать содержание картинки будет придумывание названия картинки, так как в качестве названия должен выступить самый существенный, отличительный признак картинки.

Детям нравится определять, к каким сказкам сделаны те или иные иллюстрации. После того как сказка будет названа, нужно попросить ребенка вспомнить, какому месту в сказке соответствует данная картинка. Такие викторины можно составлять из старых детских книг, вырезая иллюстрации и наклеивая их на картон. Постарайтесь, чтобы в подборке были не только самые узнаваемые сюжеты, но и второстепенные. Так вы разовьете память ребенка, приучите его более внимательно слушать то, что вы ему читаете. Если нет старых, годных к вырезанию книжек, можно заранее подготовить в книгах нужные картинки и, не показывая ребенку обложки, предъявлять картинки.

Действием, объединяющим пересказ текста и рассказ  по картинке, будет рассказывание сказки по готовой серии иллюстрации, расположенных в нужной последовательности. Если ребенок затрудняется при описывании картинки и сбивается на простое перечисление, нужно задавать ему вопросы по содержанию картинки и сказки.

Более сложным заданием будет просьба разложить иллюстрации к одной сказке в нужной последовательности, а затем рассказать по ним сказку. Для этой игры нужно заготовить несколько наборов серийных картинок, причем следует выбрать знакомые ребенку сказки, и для первичного обучения количество картинок должно быть небольшим, 3 – 4 картинки.

                 

 Пересказ текста

Для пятого года жизни при пересказе прослушанного текста опираются на вопросы взрослого или на картинки – иллюстрации к тексту. Помимо прямых вопросов, помогающих передать текст в нужной временной последовательности, пора приучить детей к поисковым вопросам с использованием слов: почему, зачем для чего, как, каким образом. Большие по объему тексты лучше разбить на части и ставить вопросы к каждой части. Прямые вопросы предлагаются сериями; взрослый как бы дает план ответа ребенку. Вопросы поискового характера сериями предлагать еще рано, пусть малыш ответит на каждый поставленный вопрос в отдельности.

              Например, для облегчения пересказа сказки К.Д. Ушинского «Уметь обождать» можно задать такие серии вопросов, предварительно разбив текст на три части.

1 часть.

1. Какую ягоду стал клевать петушок?

2. О чем курочка предупреждала  братца?

3. Что болело у петушка от зеленой смородины?

4. Как вылечила курочка петушка?

2 часть.

1. Зачем побежал петушок к ручью? Чего он не дождался?

2. О чем курочка его предупреждала?

3. Кто вылечил петушка от простуды?

3 часть

1. Какой был лед на речке?

2. О чем курочка предупреждала братца?

3.Почему погиб петушок?

Поисковые вопросы.

  1. Как относилась курочка к братцу?
  2. Правильные ли советы давала курочка?
  3. Почему петушок не хотел обождать?
  4. Жалко ли вам петушка?
  5. Нравится вам умна курочка?

  Что читать детям.

Возросшим познавательным потребностям детей должен соответствовать и круг чтения:  кроме сказок, которые усложняются ( появляются волшебные сказки, сказки А.С.Пушкина, В.А. Жуковского), детям читают рассказы К.Д.Ушинского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю. Дмитриева и других писателей. К стихам и сказкам К. Чуковского, С. Дмитриева и других писателей. К стихам и сказкам К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто добавляются стихотворные произведения В. Маяковского, Б. Заходера. В старшем возрасте дети в состоянии воспринимать прекрасные стихи о природе А.С. Пушкина, А. Н. Майкова, Ф.И. Тютчева. Можно пробовать читать тексты большого объема, которые не прочтешь за один раз. Чтение с продолжение очень полезно, возможно, оно перерастет в традицию семейного чтения по вечерам. Чтобы приучить ребенка к слушанию книг, не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные передачи.

Телевизор нужно смотреть как можно реже, а лучше детям до семи лет его не смотреть вообще.

Развитие грамматического строя.

Формирование грамматических навыков у детей происходит в процессе бытового общения, во время свободной игры с игрушками, на прогулках. Нужно проводить и специальные упражнения для закрепления появляющихся грамматических форм.

Игра «Назови что ты видишь?»

Цель: обучение умению образовывать относительные прилагательные по теме «Материал, из которого сделан предмет»

Взрослый задает признак, по которому нужно образовывать прилагательные, например, «деревянный». Ребенок перечисляет деревянные предметы, которые находятся в пределах их видимости. Играть в эту игру можно в любом месте, от взрослого зависит правильность выбора прилагательного (чтобы у ребенка была возможность среди наблюдаемых предметов заметить и назвать нужные).

Закрепление правильного звукопроизношения.

В дошкольном возрасте у части детей еще существуют проблемы со звукопроизношением: кто-то еще заменяет более сложные звуки простыми (Например, Р на Л, Ж на З, Ш на С и т.д.), другие могут произносить все звуки правильно, но слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговариваются с ошибками.

Четкость звучания, хорошая дикция вырабатывается у ребенка, который знает много стихов наизусть, которого тренировали в произнесении чистоговорок и скороговорок. Пусть ребенок неторопливо, красиво произнесет наизусть стихотворение, перескажет сказку или составит рассказ по картинке. Помогите ему, если какое – то слово вызовет затруднение в произнесении. Не передразнивайте ребенка и не повторяйте его ошибки, а просто назовите слово  правильно.

Первые упражнения на узнавание звука начинаются с четырех лет. Нужный звук произносится с большой силой, длительностью, громкостью, поэтому для выделения вначале  берутся гласные звуки под ударением в начале слова. Выделение согласных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Грамотная речь-залог успешного обучения в школе"

Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Основная цель родительского собрания: дать родителям необходимые  теоретические и практичес...

Родительское собрание «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовки детей к школе, а также воспитателям подготовительных групп....

Выступление в детском саду на тему : "Правильная речь - залог успешного обучения в школе"

Речь является главным средством общения.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию....

Красивая и правильная речь - залог успешного обучения в школе.

С 2016 года в нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Логопункт - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу.Рассмот...

Правильная речь - залог успешного обучения в школе

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими...