Выступление в детском саду на тему : "Правильная речь - залог успешного обучения в школе"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шагиева Гузель Фоатовна

Речь является главным средством общения.

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. 

     Важной составляющей, основой успешного обучения в школе является правильная, развитая речь ребенка. Родители должны понимать, что чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuple_nie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в детском саду

на тему :

"Правильная речь - залог успешного

обучения в школе"

Подготовила : Шагиева Г.Ф.

02.11.2016г.

Речь является главным средством общения.

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. 

     Важной составляющей, основой успешного обучения в школе является правильная, развитая речь ребенка. Родители должны понимать, что чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

     Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психики.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый». Закомплексованность человека будет мешать ему, учиться и в полной мере раскрывать свои способности.  

Речь состоит из взаимосвязанных составляющих:

  • произношение;
  • фонетическое восприятие;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • словарь;
  • связная речь.

1.Произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Для того чтобы правильно произносить различные звуки необходима хорошая подвижность всех органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти мягкого неба, голосовых связок. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

  Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме ежедневно  в течении нескольких  минут. В начале артикуляционные упражнения выполняются медленно, не торопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп упражнений увеличивается.

2.Фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении.

Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Ребенку важно уметь:

  • Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • Делить слова на слоги;
  • Различать твердые  и мягкие согласные;
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Различать слова, похожие по звучанию;
  • Различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • Находить слова, в которых нет заданного  звука;
  • Осознавать основные элементы языка  - слово, слог, звук.

«Цепочка из слов»

Цели: тренировать навык звукового анализа слов; стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.

Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква». Например: дом — мох — хлеб — парта— аист — тополь — лиса

«Общий звук»

Варианты игры

1.Определить звук, который есть в названиях всех картинок на карточке

2.Определить место звука в слове (после того, как будет определен общий звук)

3.Придумать еще одно слово со звуком, общим для данных слов

4.Составить предложение с каждым из слов

3. Словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение.

 Поэтому необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями, уделять большое внимание чтению книг. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  порассуждать.

    Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи.

Готовность ребенка к началу школьного обучения, прежде всего, определяется уровнем его речевого развития. Это обуславливается тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь к поступлению в школу, тем легче будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Проводя занятия с ребенком, взрослые должны быть очень терпеливы, доброжелательны. Ребенок должен почувствовать поддержку и понимание. Поэтому не жалейте похвал, оценивайте положительно любой (даже маленький успех). Нужно многократно повторять слова, слоги, звуки, вызывающие затруднения, это довольно трудоемкое дело, постарайтесь быть при этом не в роли строгого судьи, а в роли доброго помощника.

 Нужно учить детей красиво и грамотно говорить, выражать свои мысли, уметь слушать и слышать, - и школьное обучение не покажется малышу тяжелым и сложным.

 Нужно читать  детям книги, говорить с ними, просто комментировать  то, что делаете в данный момент, - компьютер, телевизор и комиксы  не заменят детям живой речи и общения.

Будьте другом ребёнку.    

Помогите ему – словом и советом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правильная речь-залог успешной работы в школе»

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знани...

Родительское собрание «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовки детей к школе, а также воспитателям подготовительных групп....

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Красивая и правильная речь - залог успешного обучения в школе.

С 2016 года в нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Логопункт - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу.Рассмот...

"Круглый стол" для родителей на тему: " Правильная речь-залог здоровья и успеха дошкольника"

Методическая разработка учителя-логопеда для воспитателей логопедических групп...

Консультация на тему Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе

Консультация на тему: Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе...