Сущность здорового образа жизни.
материал на тему

Белова Наталья Викторовна

Консультация для родителей по теме  "Сущность здорового образа жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_zozh.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕМА: Сущность здорового образа жизни.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: консультация для родителей

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: январь

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:   Белова Н.В.

МАДОУ

«ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 125»

Г. ВЛАДИМИР

2015


Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности. Поэтому необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».

Здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ):

Дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как

  • научные знания,
  • медико-профилактические меры,
  • рациональный режим дня, труда и отдыха,
  • двигательная активность,
  • правильно организованное питание
  • отсутствие вредных привычек.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

К медико-профилактическим мерам можно отнести: комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног); лечебная физкультура; укрепляющая фитотерапия; контроль часто болеющих детей; физиолечение – тубус-кварц, ингалятор, УФО; массаж – лечебный, профилактический; плавание.

Одним из часто встречающихся заболеваний у детей является сколиоз, который приводит к серьезным нарушениям общего функционального состояния организма, механизма дыхания, хронической гипоксии, вызывает гипертонию в малом круге кровообращения, различного рода аритмии. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза отводится средствам оздоровительной физической культуры (ОФК). Одним из наиболее эффективных путей профилактики и коррекции отклонений в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата является плавание.

Под режимом дня, труда и отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), познание в учреждении и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.

Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы у большинства детей отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме. Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно - сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась). Надо сказать, что еда "по часам" важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин

Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые – ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т.д. В деле контроля адекватности питания основная ответственность – на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно.

Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.

Удовольствие. Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды – доставлять удовольствие. Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно - невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д. И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

Одним из компонентов формирования ЗОЖ является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.

Даже если родители курят сами, они должны настаивать на том, что эта привычка вредит здоровью, и ни в коем случае не курить в доме. Установлено, что дети, живущие в семьях, где курят, чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Уже в 5—9 лет у пассивного курильщика нарушается функция лёгких. Кроме того, пассивное курение может стать причиной ухудшения памяти, зрения.

Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. В каждой семье свои праздники, к сожалению, мало таких, где праздничное застолье обходится без спиртного. Очень часто именно во время их проведения детям предлагают попробовать “средство для повзросления”. А ведь этого делать ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо научить детей отказываться от подобных предложений (“Нет, не хочу”, “Спасибо, не стану!”, “Мне это не доставляет удовольствия” и др.).

Приобщаться к наркотикам — значит заинтересованно относиться к информации о них; пробовать их из любопытства; употреблять редко или часто. Сильнодействующие наркотики могут парализовать работу мозга, вызвать искусственный сон, галлюцинации, быть причиной неадекватного поведения. Передозировка часто приводит к смерти.

Поэтому важно как можно раньше, ещё в дошкольный период, формировать у детей однозначно отрицательное отношение к наркотикам. Для этого родителям необходимо иметь собственные сформированные на основе специальной литературы знания об опасности наркотиков. Для занятий можно использовать и соответствующие возрасту методы: сказки, игры, кукольные семейные спектакли.

Одним из повсеместно распространенных наркотиков становится в настоящее время компьютер. Компьютер — это наше настоящее и будущее, он даёт возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своём увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В общении детей с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребёнка. Следует знать, как правильно организовать компьютерное место. Через каждые 30—40 минут работы за компьютером необходимо делать 10—15-минутный перерыв, во время которого целесообразно выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далёкой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером заранее оговорите с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию. Поскольку длительное сидение за компьютером может привести к ухудшению осанки, следует больше внимания уделять активному образу жизни: прогулкам на свежем воздухе, походам, плаванию, выездам в лес. Необходимо учить и самих детей самостоятельно заботиться о своём здоровье, правильно организовывать рабочее время, рационально чередовать и распределять нагрузки. Не рекомендуется использовать компьютер как средство наказания или поощрения детей.

Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей дети испытывают большое доверие к взрослым. Для ребенка слова педагога, родителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения. Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...

«Игра-викторина: сущность, решаемые задачи в формировании здорового образа жизни»

Презентация "Игра-викторина: сущность, решаемые задачи в формировании здорового образа жизни"...