домашнее психологическое насилие
консультация (младшая группа) на тему

Хомчукова Ольга Владимировна

Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жизнь детей. В этой статье вы можете узнать  о том,  как дети реагируют на жестокое обращение с ними, какие виды насилия существуют и подумать о том, как мы воспитываем своих детей..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx49.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физического и психического состояния и поведения ребенка, позволяющего заподозрить жестокость и насилие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка………………..3

2. Физическое насилие……………………………………………………………..4

3.Психологическое (эмоциональное) насилие…………………………………..6

4.Сексуальное насилие……………………………………………………………8

Выводы………………………………………………………………………...…12

Литература………………………………………………………………...…….13

Введение

Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитационные центры, кризисные службы. Большинство детей, попадающих в эти учреждения, непосредственно сталкивались в своей жизни с насилием или жестоким обращением и переживали его последствия, этих детей не столько избивали (хотя многие из них физически наказывались), сколько не кормили, не водили в школу, не уделяли внимания, не заботились и не любили.

 Насилие над ребенком или жестокое (дурное) обращение со стороны

близких ему людей оказываются причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека.

Мы часто видим размытость в описании класса ситуаций, которые по своим последствиям приближаются к насилию. То, что для одного человека является насилием, для другого может быть всего лишь одним из приемлемых, хотя и жестких, вариантов родительского отношения. Это приводит к субъективности в оценке многих случаев, затрудняет своевременное выявление случаев насилия и организацию помощи детям.

Трудность в определении жестокого обращения с ребенком приводит

к тому, что в каждом случае при отнесении ситуации к насилию необходимо учитывать множество переменных: одни и те же действия могут быть отнесены к насилию или не являться им. Например, шлепок младенца и такой же шлепок 10-летнего ребенка могут значительно различаться по своим физическим последствиям. Регулярное унижение подростка, само по себе не вызывающее никаких физических травм, может приводить к серьезным последствиям для его жизни.

Угрозы родителей, взявших ребенка из детского дома, отправить его

обратно могут представлять собой форму настоящего жестокого обращения, в то время как такие же угрозы ребенку, уверенному в том, что

родитель его просто пугает, часто являются проявлением незначительного семейного конфликта.

Обычно при оценке того, относится ли конкретный случай к жестокому обращению, и определении степени его серьезности учитывают следующие параметры: тяжесть воздействия, частота, уровень развития ребенка, соотнесения действий родителей с этническими и культуральными традициями.

В отношении детей выделяются следующие виды насилия:

  1. пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;
  2. физическое насилие;
  3. психологическое (эмоциональное) насилие;
  4. сексуальное насилие и растление.

Рассмотрим особенности проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста.

1.Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в:

  1. недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании;
  2. отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;
  3. недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской
    помощью, когда он болен;
  4. причинении умышленного вреда ребенку;
  5. воздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных
    с семейными конфликтами;
  6. эксплуатации ребенка непосильным трудом;
  7. воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алко
    голизм родителей, употребление наркотиков) и т. д.

Недостаток забот о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, социальных потрясений и стихийных бедствий

Последствия

  1. Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке
    физического развития, повторным инфекционным заболевани
    ям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального
    развития и т. д.
  2. Дошкольники. Характерен маленький рост, низкий вес, микроце
    фалия, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональ
    ная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность,
    неразборчивость в формировании дружеских отношений, соци
    альная безответственность.
  3. Школьники. Последствия пренебрежения проявляются в плохом
    здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в
    школе, в трудностях в обучении, в незрелости, гиперактивности,
    агрессивности, склонности к уединению, плохим взаимоотноше
    ниям со сверстниками и взрослыми людьми, деструктивном по
    ведении, энурезе, энкопрезе и т. д.

Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со сто
роны родителей или других значимых взрослых, имеют малень
кий рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку
полового развития, пропускают школьные занятия, употребля
ют алкоголь, токсические средства, наркотики, курят, воруют,
лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям

2. Физическое насилие

К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем .

Признаки физического насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявляются в:

  1. резко выраженной боязливости ребенка;
  2. неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми
    людьми;
  3. ярко выраженном страхе взрослых людей;
  4. признаках физической и психической запущенности, не имею
    щие адекватного объяснения;
  5. наличие различных травм удетей: переломы черепа и костей, по
    вреждения мягких тканей, ожоги необычной этиологии (напри
    мер, множественные ожоги от раскаленных предметов, ожоги про
    межности или ягодиц и др.), сильные множественные ушибы,
    кровоизлияния, следы укусов;
  6. повторных подозрительных повреждениях у ребенка;
  7. необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные
    с травмами, полученными в прошлом;
  8. отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей
    для ребенка ситуации;
  9. формировании моделей приспособительного поведения;
  10. стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т. д.

Последствия

При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологические последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую  боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к  другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию.

  • Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.
  • В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.
  • Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.
  • Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм.
  • Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера.

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе «риска»:

  1. семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками,
    наркоманами, токсикоманами;
  2. семьи, где родители (или один из них) имеют психические забо
    левания;
  3. семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что
    приводит к частым ссорам и скандалам;
  4. семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к де
    тям, несоответствующие их возрасту и развитию;
  5. семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смер
    тью близких, безработицей или тяжелыми социальными услови
    ями проживания семьи.

3.Психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. По мнению большинства специалистов, занимающихся этой проблемой, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.

Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Так, психологическое пренебрежение проявляется в последовательной неспособности родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологических нужд ребенка. Это может выражаться в словесном грубом обращении с ребенком, в нелюбви, не расположенности к нему.

Различные типы разрушительного поведения родителей (или других взрослых, значимых для ребенка) приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, веры в себя, в утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и развития ребенка.

Типы психологического насилия.

Игнорирование нужд ребенка проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к нему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении;

Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т. д.), жесткой, несообразной возрасту критике и т. д.

Угрозы и терроризация проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении I к ребенку

Изолирование формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).

Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.

Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в ситуации психологического насилия, выявили следующие характерологические особенности: длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумения общаться, угрозы или попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успеваемость и т. д.

Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со стороны родителей, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации, вызывая очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психологического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия

особенности поведения взрослых:

  1. нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в
    этом нуждается;
  2. публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорб
    ления, брань (в том числе и нецензурная) в его адрес;
  3. отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родствен
    ником;
  4. перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрос
    лого;
  5. постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
  6. открытое признание в нелюбви;

ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в
определенных ситуациях — подчеркивается.

Как показывает практика, к неблагополучным семьям, относящимся к группе «риска» по психологическому насилию, могут быть отнесены следующие типы семей:

  1. семьи, где разные формы насилия являются стилем жизни;
  2. семьи с авторитарным стилем воспитания;
  3. проблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспечен
    ные, плохие жилищные условия, наличие безработных и т. д.);
  4. аморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, нар
    котики, страдают различными патологиями;
  5. семьи, в которых преобладают психологические или иные про
    блемы.

Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, могут быть: несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежеланный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты по отношению к ребенку «козел отпущения», инфантильность личности родителя, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил    поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия и т. д.

4.Сексуальное насилие

Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми.

1.Насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый для сексуального насилия возраст — 9 лет.

 2.Согласно статистическим данным 40% это близкие родственники — отец, мать, братья и сестры, дяди, тети, дедушки, бабушки; из них 20% — инцест; 45% хорошо знакомые ребенку люди—друзья дома, гувернеры, соседи, приходящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома.

3. Девочки чаще являются жертвами сексуального насилия, но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых  Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.

4.Чаще сексуальное насилие над детьми это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

5.У детей отсутствуют необходимые знания и умения для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

 Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Ребенок, подвергаясь насилию со стороны взрослого, переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что делает очень затруднительным процесс самосознания и развития. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости и бессмысленности.

В научной литературе сексуальное насилие рассматривается как совершение сексуальных действий против воли ребенка.

Сексуальное насилие может включать сексуальные отношения без согласия, нежелательные сексуальные прикосновения или принуждение вступать в оскорбительные неестественные сексуальные действия. Чтобы получить согласие жертвы, часто используются принуждение или угроза. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  1. не обладает свободой воли, он экономически, психологически,
    юридически находится в зависимости от взрослых;
  2. может не осознавать значения действий взрослого в силу своей
    функциональной незрелости;
  3. не может в полной мере предвидеть все негативные последствия
    сексуальных действий.

сексуальное насилие или растление рассматривается как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми (или с человеком старше его не менее чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей. К контактному насилию специалисты относят:

  1. половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и
    оральным способом;
  2. мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный
    контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных
    зон тела ребенка;
  3. введение различных предметов во влагалище или анус;
  4. мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят:

  1. демонстрацию эротических и порнографических материалов;
  2. совершение полового акта в присутствии ребенка;
  3. демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
  4. подглядывание за ребенком во время совершения им интимных
    процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

По фактору внутрисемейного сексуального насилия в отношении детей специалисты выделяют следующие типы семей из группы «риска»:

  1. Семьи с патриархально-авторитарным укладом жизни — для них
    характерным является власть и контроль со стороны главы се
    мьи; использование физического насилия как воспитательной
    меры; отсутствие альтернативных путей для сексуального удов
    летворения и т. д.;
  2. Конфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных
    отношений между взрослыми; неудовлетворенность родителей
    супружескими отношениями, что приводит к различным формам
    психологического насилия к членам семьи; недостаток у детей
    знаний по сексуальному образованию, что делает ребенка более
    уязвимым для любого вида насилия;
  3. Неполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое вре
    мя живет без родного отца. В этом случае табу на инцест не так
    сильно выражено, кроме того, для детей характерна депривация
    и отсутствие знаний о полоролевых функциях в семье;
  4. Семьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми,
    что приводит к недостаточности эмоциональной близости между
    детьми и родителями, к их социальной изоляции;
  5. Неблагополучные семьи, в которых родители или один из них явля
    ются алкоголиками или наркоманами. Для этих типов семей ха
    рактерным является расторможенность сексуальных влечений,
    снятие табу на сексуальные отношения с детьми, что приводит к
    разрыву эмоциональных связей между членами семьи. Как пра
    вило, такие семьи живут изолированно, не поддерживая контак
    тов с другими родственниками.

Последствия сексуального насилия могут сказываться в течение всей последующей жизни человека, поэтому специалисты различают ближайшие и отдаленные последствия различных форм насилия. К физическим индикаторам относят различные виды травм и заболеваний, включая повреждения, кровотечения, различные виды инфекций, нервно-психические и соматические расстройства.

Эмоциональные расстройства или дистресс включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы, так как сложившаяся ситуация представляется нереальной и плохо понимается и осознается жертвой насилия; сильные эмоциональные потрясения в связи с отсутствием альтернативных способов выхода из сложившейся ситуации; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появления депрессии, более свойственной для подростков и взрослых; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые чаще всего проявляются по отношению к невиновным в ситуации насилия и формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.

По характеру ответных реакций психологические последствия выделяются:

  1. посттравматические стрессовые расстройства;
  2. проблемы поведения;
  3. расстройства когнитивной сферы;
  4. личностные расстройства.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) — это продолжительные психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ребенка, а также если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепенелости, избежанию, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания.

К проблемам поведения специалисты относят сексуализированное поведение, которое у девочек проявляется в форме сексуального беспокойства, у мальчиков — в форме эротизма. Сексуализированное поведение можно также наблюдать при некоторых нервнопсихических расстройствах. Выделяются три степени тяжести такого поведения.

Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуальных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).

Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя — демонстрация интимных частей тела, мастурбация и т. д.

Третья степень: дети вовлекают, в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут проявлять агрессивность в форме употребления алкоголя и наркотиков, уходах из дома, попытках суицида. Нередко наблюдаются личностные расстройства, психические заболевания.

Расстройства когнитивной сферы проявляются в виде низкой самооценки, самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного, одинокого. Во взрослом возрасте все отрицательные события, происходящие с ними, воспринимаются как наказание за то, что они плохие от рождения.

Личностные расстройства зарубежные специалисты классифицируют в соответствии с возрастом детей:

  1. Дошкольники — тревога, интернализация (уходы, избегающее по
    ведение, депрессии, чрезмерный контроль, боязливость), экстер-
    нализация (агрессия, антисоциальное поведение и малоконтро
    лируемое поведение), неадекватное социальное поведение.
  2. Дети школьного возраста—страхи, агрессия и самоагрессия, наличие
    большого количества школьных проблем, гиперактивность, регрес
    сивное поведение, невротическое и общее психическое заболевание.
  3. Подростки — сексуализированное поведение, отвращение к соб
    ственному телу, утрата потребности в соблюдении гигиенических
    навыков, депрессия, суицидальное и самоповреждающее поведе
    ние, побеги из дома, злоупотребление алкоголем, наркомания,
    быстрое снижение школьных успехов, агрессия и самоагрессия,
    различные многочисленные соматические жалобы, противозакон
    ные действия .

Выводы

В отношении детей выделяются следующие виды насилия:

  1. пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;
  2. физическое насилие;
  3. психологическое (эмоциональное) насилие;
  4. сексуальное насилие и растление.

Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жизнь детей.

Все виды насилия несут опасность здоровью ребенка, а иногда и его жизни. К ближайшим последствиям насилия относятся страх, тревога, гнев, потеря уверенности, ощущение своей ненужности вплоть до острых психических состояний. Отдаленные последствия насилия могут проявляться в нарушении психического развития ребенка, затруднениям при адаптации ребенка в детском саду и в школе, приобретению дурных привычек (дети сосут пальцы, грызут ногти), эмоциональным личностным нарушениям. Дети старшего возраста могут отреагировать на насилие тяжелой депрессией вплоть до суицида. Насилие всегда наносит ребенку психологическую травму, которая влияет на его дальнейшую жизнь. Подросшие дети, пережившие насилие в семье, сами могут начать проявлять его по отношению к более слабым. Нередко защиту от проблем, вызванных семейным насилием, дети находят в асоциальном образе жизни. Алкоголь, наркотики, связь с «плохими компаниями» помогают ребенку снизить тревожность и дают то чувство уверенности, которого ему не хватало в семье.

Для того относится ли конкретный случай к какому либо насилию, и определить степень его серьезности учитывают следующие параметры: тяжесть воздействия, частота, уровень развития ребенка, его психическое и физическое состояния, соотнесения действий родителей с этническими и культуральными традициями.

Любая форма внутрисемейного насилия над детьми требует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те границы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Таким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.

Литература

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2006. — 256 с. — (Неблагополучная семья: преодоление кризиса).
  2. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. — М.: Сам себе адвокат, 2002
  3. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.
  4. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми.
  5. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154с.
  6. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.: Дом, 1993. 
  7. Цымбал Е., Сафонова Т. Как защитить ребенка от насилия / Защити
    меня. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое насилие в семье

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ...

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Информация о психологическом насилии...

Психологическое насилие над детьми в семье.

Психологическое насилие над детьми в семье  Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы,...

Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора

Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора...

Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка на...

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье».

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье»....