Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора
статья на тему

Косинова Наталья Николаевна

Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_psikhologicheskogo_nasilija-indikatory_nasil.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Формы психологического насилия.

Психологически жестокое обращение с ребенком приобретает следующие основные формы (С.Харта и др., 1987).

1.Отвержение. При активном отвержении родитель отказывается выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка, демонстрируя при этом сильную неприязнь.

2.Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.

3. Унижение. Унижение ребенка в присутствии других или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ или бранных слов. В результате частых оскорблений достоинства или умственных способностей ребенка его самооценка или самоуважение снижаются.

4. Запугивание. Родители целенаправленно поддерживают у ребенка стабильное чувство страха, постоянное напряжение, запугивают его, принуждают быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угрожают применить насилие к нему самому. Ребенок, слышащий угрозы типа: «Будешь плохо вести себя, голову оторву!», постоянно испытывает страх. Одна из форм запугивания – оставить расшалившегося ребенка на улице, где он окажется незащищенным от опасности.

5.Изоляция. Изолирование ребенка от нормального общения, запрет играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях – все это может быть формой психологического насилия. А такие способы изоляции, как запереть ребенка в темной комнате, шкафу, кладовке, сарае, можно рассматривать и  как запугивание.

6. Эксплуатация. Предъявление ребенку чрезмерных, не соответствующих возрасту требований. Кроме того, использование невинности или слабости ребенка (наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие).

7. «Торговля запретами». Манипулирование ребенком с использованием негативных подкреплений (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим следует запрет смотреть телевизор или гулять).

8. Моральное разложение. Привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Индикаторы психологического насилия.

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез; психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе или в области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо, замедление физического, психического и общего развития ребенка.

К поведенческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие, или наоборот, чрезмерная ранимость; понижение самооценки и самоуважения; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость, или, наоборот, агрессивность; «прилипчивость» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.

К социальным индикаторам (то есть к особенностям семейной обстановки, говорящим о психологическом насилии по отношению к детям) можно отнести: предъявление ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку; суровые наказания ребенка; чрезвычайно критичное отношение  к ребенку; постоянные его обвинения; проявление злости и запугивание ребенка.

        В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать эмоциональное напряжение из-за действий взрослого или другого ребенка: страх, гнев, горе, унижение, волнение, подавленность и т.д. Как известно, продолжительное эмоциональное напряжение может тормозить нормальное психическое развитие ребенка. При такой ситуации развития эмоциональная жизнь ребенка становится однобокой, затрудняется как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление. Вследствие односторонности эмоций ребенок не учится распознавать и понимать чувства других людей, адекватно реагировать на них.

        

ЛИЧНОСТЬ ЖЕРТВЫ

        Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее, или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся следующие дети.

  1. Дети, имеющие физические недостатки – носящие очки, имеющие пониженный слух, нарушения осанки или координации движений (например, при ДЦП), то есть те, кто не может адекватно ответить обидчику или защитить себя.
  2. Дети, имеющие особенности поведения. Мишенью для физических или вербальных издевательств часто становятся необщительные, застенчивые и замкнутые дети, или наоборот, дети с импульсивным поведением. Жертвы издевательства обычно описываются как застенчивые, покорные,  пассивные, интровертированные дети. Часто гиперактивные дети бывают чрезмерно назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т.д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и гнев сверстников, становясь жертвами агрессии. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и агрессорами, а нередко и теми, и другими одновременно.
  3. Дети с особенностями внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.
  4. Дети с плохими социальными навыками. Некоторые дети не способны защититься от вербального или физического насилия вследствие недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению со сверстниками, у которых социальные навыки развиты достаточно хорошо, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией, как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику.
  5. Дети, испытывающие страх перед школой. Чаще всего страх возникает у детей, которые идут в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх передается от родителей, которые сами имели проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице или постоянная угроза наказания за плохие оценки. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче становится объектом для издевок одноклассников.
  6. Дети, у которых отсутствует опыт жизни в коллективе («домашние» дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад.
  7. Дети, страдающие от различных болезней. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т.д.
  8. Дети с низким интеллектом и испытывающие трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую успеваемость ребенка, которая, в свою очередь, способствует формированию низкой самооценки. Низкая самооценка в одном случае может вызвать принятие роли жертвы, а в другом – привести к насильственному поведению как варианту компенсации. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

ЛИЧНОСТЬ АГРЕССОРА (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ)

        Чаще всего преследователи агрессивны не только по отношению к своей жертве в школе, но также и к другим сверстникам, братьям и сестрам, взрослым. Агрессоры позитивно относятся к насилию, имеют потребность доминировать над другими.

        В формировании личности агрессора большую роль играют внутрисемейные факторы. Дети, воспитывающиеся в следующих семьях, имеют большой риск оказаться склонными к насилию.

  1. Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочки из неполной семьи достоверно чаще, чем мальчики, применяют к другим эмоциональное насилие.
  2. Семьи, в которых матери негативно относятся к жизни. Женщины, недоверчиво и враждебно относящиеся к окружающим, обычно не желают сотрудничать с учителями своего ребенка. Они не осуждают и не корректируют насильственные действия ребенка в школе и склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение «с врагами»
  3. Авторитарные семьи. Воспитание в условиях авторитарной и доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением ребенка воле родителей. Поэтому для детей из таких семей школа зачастую служит одним из каналов, через которые они выплескивают подавленные гнев и страх.
  4. Конфликтные семьи. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются в присутствии ребенка, срабатывает модель научения. Фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, относятся к насилию иначе, чем другие дети.
  5. Семьи, члены которых имеют генетическую предрасположенность к насилию. Генетическая основа толерантности (переносимости) к стрессу может быть различной. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.
  6. Семьи с родительской депривацией. Исследования показывают, что дети, воспитанные в условиях родительской депривации, дети – социальные сироты позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных условиях.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на развитие личности агрессора, является низкая успеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое насилие в семье

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ...

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Информация о психологическом насилии...

домашнее психологическое насилие

Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жи...

Психологическое насилие над детьми в семье.

Психологическое насилие над детьми в семье  Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы,...

Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка на...

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье».

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье»....