КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСКУССТВО ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ»
консультация на тему

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_khokhloma.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИСКУССТВО ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ»

Те, кому посчастливилось хоть раз побывать на выставке народного декоративно прикладного искусства и познакомиться с изделиями известных во всем мире хохломских мастеров, на долго запомнят эту встречу. Поставцы, бочата, утицы, ковши расписные, чаши, тарелки, ложки - на них горят золотом алые узоры знаменитой хохломской травки. Мастерами тонкой кисти называют потомственных живописцев из г. Семенова- центра искусства хохломской росписи, который вот уже без малого триста лет воспроизводит накопленный многими поколениями опыт безвестных и знаменитых ... «красильщиков деревянной посуды и мебели, токарей и резчиков по дереву, грунтовщиков, и точильщиков предметов крестьянского быта». Искусство хохломы - это не только роспись, это и умение творчески осмыслить традиции, характерные для русской деревянной посуды, создание новой выразительной формы изделия, затейливого орнамента, знание сложной технологии изготовления: из, обыкновенного куска дерева рождается произведение искусства. На древней нижегородской земле, в г. Семенове - «столице» хохломы, можно приобщиться к искусству хохломской росписи, познакомиться с творчеством местных художников этого всемирно известного промысла.

Художественный стиль хохломской росписи, как считают исследователи народного искусства, связан с древнерусским декоративным искусством. И нижегородский край служит тому подтверждением. Издавна в ней процветали художественные резьба - иконопись, оформление рукописных книг, резьба и роспись по дереву пряничные, набоечные доски, посуда и шитье золотыми и шелковыми нитями по бархату, шелку и многое другое. Развиваясь рядом с этими видами народного искусства, хохломская роспись испытывала их влияние, но ее собственные черты сложились ярко и индивидуально

Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, Хохломская роспись стала развиваться в России.

Слава хохломской росписи к концу XIX века растет со сказочной быстротой. Хохломская мебель и посуда появляются на крупных зарубежных и отечественных выставках в Париже, Лондоне, Чикаго, Берлине, Каире, Бейруте Хохломскими изделиями бойко торговали фирмы Нижнего Новгорода, Парижа, Варшавы. В Германии, однако, был построен завод по выпуску посуды, подобной хохломской, но ... экспорт национальных традиций не мог увенчаться успехом и хохлома продолжала оставаться уникальной и неповторимой во всех отношениях, глубоко национальной.  Одним из приемов художественной обработки дерева в хохломе является кистевая роспись, требующая от мастера виртуозного владения кистью, способности к импровизации в пределах сложившихся традиционных орнаментальных и композиционных схем.

Искусство хохломской росписи становится уникальным, благодаря применению при отделке изделий особой техники получения светящегося золотого фона без применения драгоценного металла.

Как же создается хохломское изделие? Первый этап - это вытачивание форм из липы или березы. Выгаченное на токарном станке изделие покрывается жидким слоем местной глины добавлением небольшого количества растительного масла. Потом изделие пропитывается льняным маслом просушивается. После этого покрытые алюминиевым порошком, который мастер втирает тампоном. Изделие становится похожим на металлическое. Затем роспись, нанесенная масляными красками, сушится, покрывается лаком «закаливается» в электропечах. Под влиянием высокой температуры желтеет, а просвечивающий с него алюминиевый порошок становиться «золотым». Таким образом, изделие не боится ни жары, ни холода. Для хохломской росписи характерны два вида письма: верховая роспись и роспись под фон. А ведущей роспись является травное письмо. Художественный стиль хохломской росписи в своих истоках связан с древнерусским декоративным искусством. Существует несколько основных вариантов травного письма: на бочатах и солонцах - кустики, на поставцах стройные осоки, на чашах и блюдцах - пышная растительная ветвь обрамляет дно чаши, на котором рисуется розетка из черно - красных трав. Розетка частенько заключалась в ромбовидную фигуру «пряна» быть может, потому, что напоминала по форме пряник, который XIX веке подавался к праздничному столу на блюде. Травные узоры выполняются в технике верхового письма гибкие травинки наносятся концом кисти поверх золотого фона. В сочных мазках алой киновари - фантазия русского мастера, живое чувство природы и мечта о сказочной красоте скромной былинки-травки, о диковинном растении. О травушке шелковой поется в старинной свадебной песне, распускаются «цветочки лазоревые», вьется «золотой яр - хмель». И дальше...

... как на нашей стороне житье пребогато: серебряные листья, цветы золотые ...

Золотые узоры появились, когда возникло фоновое письмо. Оно отличается от верхового: сначала наносится линейный контур рисунка, затем закрашивается фон и оживляется мягкими мазками оставленный не закрашенным серебряный орнамент. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья сверкают червонным золотом на алом или бархатно-черном фоне. Так пишут и «Кудрину» - орнамент, напоминающий золотые завитки, кудри, гребешки ... В семеновском музее хранится чаша с золотыми листьями, орнамент которой напоминает узоры заволжской домовой резьбы, бывшей в моде в XIX веке. Эти узоры здешние мастера использовали по-своему, украшая точеную деревянную посуду.

В технике фонового письма, помимо Кудрины, исполнялись и другие орнаменты, например древко - деревце с крупными золотыми цветами, листьями и курчавыми усиками; славянская вязь и переплет - узоры из веточек и полос, переплетенных между собой.

Хохломская роспись выполняется в свободной живописной манере, прелесть которой - в сочетании непринужденности сочных мазков с изящными росчерками концом кисти цветущего растения, сказочного оперения жар-птицы, вьющегося, плавно-льющегося узора трав.

Изделия золотой хохломы, известные сегодня во всем мире, выполняются не одним поколением народных умельцев.

Рисуют их целыми семьями, бережно передавая мастерство своим детям. И надо отдать должное тем, кто учит детей владеть секретом мастерства хохломской росписи - воспитателям. Они тонко чувствуют и понимают, что слава искусства их края принадлежит не только им - это слава народного искусства России.

Каким оно будет в дальнейшем, зависит от таланта воспитателей, работающих в детских садах. В детском саду большое внимание уделяют ознакомлению детей с различными видами декоративно-прикладного искусства: дымковской и филимоновской игрушкой, городецкой и, особенно, хохломской росписью. Воспитатель ставит перед собой цель: развивать эстетическое отношение к родному краю, ценить красоту хохломских изделий, любоваться ими, воспринимать изобразительно-выразительные средства непревзойденного по смелости и красоте орнамента хохломской росписи.

Ознакомление детей с хохломской росписью лучше начать со средней группы детского сада. Для этого необходимо:

  • уточнить методику художественного исполнения хохломской росписи в обучении детей декоративному рисованию;
  • уточнить последовательность усложнения элементов и композиций узора при обучении;
  • подобрать предметы-образцы наиболее высокого качества, доступные для восприятия дошкольников.

Затем можно поработать с детьми на занятиях. Работа проводится в три этапа: первый этап - беседа (воспитатель выясняет, что дети знают о росписи), затем экскурсии в музеи, где дети рассматривают изделия. Покрытые алыми ягодами рябины, травкой, листьями, завитками, которые умелые руки мастериц изобразили по краям декоративных тарелок, крутым бокам поставцов и чаш, бокалов и стаканчиков.

Детей больше привлекает роспись крупных предметов: декоративных тарелок, утиц, ратин. Узоры на них сияющие, праздничные, ослепительно красивые.

Воспитатель к занятиям в детском саду отбирает крупные изделия, чтобы познакомить детей с узорами хохломы и их элементами, и подбирает все виды росписи, начиная с травки (верховое письмо).

Для индивидуального рассматривания на занятиях ребенок получает крупное по величине изделие-образец с четко нарисованным узором. Но узор располагается в различных композициях.

Главная схема композиции узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию-завиток, или, как называют его мастера, «кривуль». На нем располагается самый крупный элемент рисунка - цветок, затем листья, ягоды, а потом идет «разживка» - травка, мелкие ягодки, штрих. Все это рисуется на изделии изящным росчерком концом кисти, точным мазком умелой рукой мастера.

На занятиях по рисованию дети постепенно приобретают простейшие знания об особенностях хохломской росписи. Они учатся выделять предметы прикладного искусства хохломы в интерьере детского сада, у себя дома. Начинают обучаться и техническим навыкам; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки концом кисти. Обучаются держать кисть тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Учатся рисовать простейшие элементы: сначала наносить мазки кистью, составлять из них веточку и только потом рисовать ягоды смородины, листья, ромашку. Таким образом, только к концу года дети средней группы осваивают рисование мазков, листьев, составление узоров из ромашек, листьев, ягод на различных формах - силуэтах из бумаги в виде чаши, блюда, стакана. Однако следует заметить, что научить детей средней группы рисовать кистью мазки сразу по всей форме не просто. Ребенок должен понимать слово «мазок» И выполнять его приманиванием кисти аккуратно, последовательно.

А вот следующие занятие. На нем дети повторяют мазки, но ставят кисть иначе, т.е. в разное положение: вначале концом, затем нажимая всей кистью и подняв ее чуть вверх (получается мазок словно листик). Дети учатся располагать мазки в узор, ориентируясь на центральную линию. На следующих занятиях воспитатели предлагают детям средней группы располагать мазки в композиции на круглой, квадратной формах, составлять цветы, листья и другие узоры.

Но это только начало работы. Активное приобщение детей к рисованию узоров продолжается в старшей и подготовительной к школе группах. На втором этапе в старшей группе задачи усложняются:

- овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении;

- научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка; переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики травки, ягоды клубники;

- подводить к самостоятельному составлению композиции из последовательно чередующихся элементов узора, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной, т.е. центральной линии узор «кривуле», на плоскости- силуэтах, вырезанных из бумаги в виде ваз, поставцов, тарелок, бочек, ложек. На обсуждении детских работ часто присутствуют родители-художники. В этот момент дети чувствуют всю серьезность выполняемой работы, у них появляется желание в следующий раз нарисовать красивее. Каждому ребенку хочется получить одобрение мастера, да еще если это не просто художник, а мама.

На третьем этапе работы в подготовительной к школе группе ставятся следующие задачи:

-        расширять и углублять интерес и знания о видах письма, продолжать
развивать чувство цвета, формы, композиции как наиболее важные художественные компоненты хохломского узора;

-        приобщать детей составлять композиции узоров на нескольких завитках на объеме - различных формах изделий - на занятиях по декоративному рисованию. Также   в свободное время дети расписывают вырезанные из бумаги трафареты. Это всегда желанная работа для детей - попробовать свои силы, показать свое умение в росписи - чашке, стаканчике, ложке.

Глядя на узоры хохломских цветов , трав, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома»

Знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»Аппликация "Хохломская ложка"....

Искусство золотой хохломы

Художественный стиль хохломской росписи, как считают исследователи народного искусства, связан с древнерусским декоративным искусством. И нижегородский край служит тому подтверждением. Издавна в нем п...