Искусство золотой хохломы
консультация (старшая группа) на тему

Матвеева Татьяна Анатольевна

Художественный стиль хохломской росписи, как считают исследователи народного искусства, связан с древнерусским декоративным искусством. И нижегородский край служит тому подтверждением. Издавна в нем процветали художественные ремесла – иконопись, оформление рукописных книг, резьба и роспись по дереву, шитьё золотыми и шелковыми нитями по бархату, шелку и многое другое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_microsoft_office_word.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

ИКУССТВО ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ

Художественный стиль хохломской росписи, как считают исследователи народного искусства, связан с древнерусским декоративным искусством. И нижегородский край служит тому подтверждением. Издавна в нем процветали художественные ремесла – иконопись, оформление рукописных книг, резьба и роспись по дереву, шитьё золотыми и шелковыми нитями по бархату, шелку и многое другое.

    Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу, выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться в России.

    Слава хохломской росписи к концу ХIХ века растет со сказочной быстротой. Хохломская мебель и посуда появляются на крупных зарубежных и отечественных выставках в Париже, Лондоне, Чикаго, Берлине, Каире, Бейруте…

     Хохломскими изделиями бойко торговали фирмы Нижнего Новгорода, Парижа, Варшавы. В Германии, однако был построен завод по выпуску посуды, подобной хохломской, но … экспорт национальных традиций не мог увенчаться успехом и хохлома продолжала оставаться уникальной и неповторимой во всех отношениях, глубоко национальной.

      Одним из приемов художественной обработки дерева в хохломе является кистевая роспись, требующая от мастера виртуозного владения кистью, способности к импровизации в пределах сложившихся традиционных и орнаментальных и композиционных схем.

      Искусство хохломской росписи становится уникальным, благодаря применению при отделке изделий особой  техники получения светящегося золотого фона без применения драгоценного металла.

       Как же создается хохломское изделие? Первый этап – это вытачивание форм из липы или березы. Вытаченное на токарном станке изделие покрывается жидким слоем местной глины с добавлением небольшого количества растительного масла. Потом изделие пропитывается льняным маслом и просушивается. После этого покрывается алюминиевым порошком, который мастер втирает тампоном. Изделие становится похожим на металлическое. Затем роспись, нанесенная масляными красками, сушится, покрывается лаком и «закаливается» в электропечах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а просвечивающий сквозь него алюминиевый порошок становится «золотым». Таким образом изделие не боится ни жары, ни холода.

      Для хохломской росписи характерны два вида письма: верховая роспись и роспись под фон. А ведущей росписью является травное письмо. Существует несколько основных вариантов травного письма: на бочатах и солонцах – кустики, на поставцах – стройные осоки, на чашах  и блюдцах – пышная растительная ветвь. Ветвь обрамляет дно чаши, на котором рисуется розетка из черно – красных трав. Розетка частенько заключалась в ромбовидную фигуру «пряник», быть может потому, что напоминала по форме пряник, который в  ХIХ веке подавался к столу на блюде. Травные узоры выполняются в технике верхового письма – гибкие травинки наносятся концом кисти поверх золотого фона. В сочных мазках алой киновари – фантазия русского мастера, живое чувство природы и мечта о сказочной красоте скромной былинки – травинки, о диковинном растении.

      Золотые узоры появились, когда возникло фоновое письмо. Оно отличается от верхового: сначала наносится линейный контур рисунка, затем закрашивается фон и оживляется мягкими мазками оставленный не закрашенным серебряный орнамент.

      После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья сверкают червонным золотом на алом или бархатно – черном фоне.

      Так пишут и «кудрину» - орнамент, напоминающий золотые завитки, кудри, гребешки…

      В технике фонового письма, помимо «кудрины», исполнялись и другие орнаменты, например древко – деревце с крупными золотыми цветами, листьями и курчавыми усиками; славянская вязь и переплет – узоры из веточек и полос, переплетенных между собой.

      Хохломская роспись выполняется в свободной живописной манере, прелесть которой – в сочетании непринужденности сочных мазков с изящными росчерками концом кисти цветущего растения, сказочного оперения жар – птицы, вьющегося, плавно – льющегося узора трав.

      Изделия золотой хохломы, известные сегодня во всем мире, выполняются не одним поколением народных умельцев. Рисуют их целыми семьями, бережно передавая мастерство своим детям.

      Ознакомление детей с хохломской росписью лучше начать со средней группы детского сада.

Для этого необходимо:

- уточнить методику художественного исполнения хохломской росписи в обучении детей декоративному рисованию;

- уточнить последовательность усложнения элементов и композиций узора при обучении;

- подобрать предметы – образцы наиболее высокого качества, доступные для восприятия дошкольников.

      Затем можно поработать с детьми на занятиях. Работа проводится в тир этапа: первый – беседа. Детей больше привлекает роспись крупных предметов: декоративных тарелок, утиц, ратин. Воспитатель к занятиям отбирает крупные изделия, чтобы познакомить детей с узорами хохломы и их элементами, и подбирает все виды росписи, начиная с травки.

      Для индивидуального рассматривания ребенок получает крупное по величине изделие – образец с четко нарисованным узором. Но узор располагается в разных композициях. Главная схема композиции узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию – завиток, или, как называют его мастера «кривуль». На нем располагается самый крупный элемент рисунка – цветок, затем листья, ягоды, а потом идет «разживка» - травка, мелкие ягодки, штрих.

      Однако следует заметить, что научить детей средней группы рисовать кистью мазки сразу по всей форме не просто. Ребенок должен понимать слово «мазок» и выполнять его примакиванием кисти аккуратно, последовательно.

    Следующее занятие. На нем дети повторяют мазки, но ставят кисть иначе, т.е. в разное положение: в начале концом, затем нажимая всей костью и подняв ее чуть вверх. Дети учатся располагать мазки в узор, ориентируясь на центральную линию. На следующих занятиях воспитатель предлагает детям располагать мазки в композиции на круглой, квадратной формах, составлять цветы, листья и другие узоры.

      Но это только начало работы. Активное приобщение детей к рисованию узоров продолжается в старшей и подготовительной группах.

      На втором этапе в старшей группе задачи усложняются:

- овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении;

- научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка,;

- переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики, ягоды клубники;

- подводить к самостоятельному составлению композиции из последовательно чередующихся элементов узора, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной, т.е. центральной , линии узора – «кривуле», на плоскости – силуэтах, вырезанных из бумаги в виде ваз, поставцов, тарелок, бочат, ложек.

      На третьем этапе работы в подготовительной группе ставятся следующие задачи:

- расширять и углублять интерес и знания о видах письма, продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции как наиболее важные художественные компоненты хохломского узора;

- приобщать детей к составлению композиции узоров на нескольких завитках на объеме – различных формах изделий – на занятиях по декоративному рисованию.

     В совместной деятельности и в свободное время дети могут расписывать деревянные изделия (ложки, чашки, тарелки). Это всегда желанная работа для детей – попробовать свои силы, показать свои умения в росписи на настоящей токарной посуде.

      В каждом крае, области есть то родное и близкое каждому человеку народное искусство, которое должно занять большое место в эстетическом, художественном воспитании детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома»

Знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»Аппликация "Хохломская ложка"....