Беседа с детьми старшей группы по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Локтева Полина Алексеевна

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Аппликация "Хохломская ложка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx67.57 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

- Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют ХохломаХохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды.

В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, м послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез….

И стали другие мастера изготовлять.

Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

Воспитатель читает стихотворение:

И чего здесь только нету:

Хохломахохлома!

Весь народ с ума свела!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе(Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Вот ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная голова.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой не простые,

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы

Шёлковые всплески

Золотой листвы.

Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

- в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.

Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Аппликация "Хохломская ложка". Мастер-класс с пошаговыми фото

Цель: украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи..

- учить вырезать ножницами по контуру листья и ягоды;

- учить рисовать завитки, травку, прожилки;

- познакомить детей с творчеством хохломских мастеров;

- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;

- развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек.

Материалы и инструменты:

- Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.

Правила работы с ножницами:

— не играй с ножницами, это не игрушка;

— не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;

— нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;

— нельзя передавать ножницы остриём наружу;

- нельзя размахивать ножницами;

— нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.

Ход работы:

В старину в деревне под названием Хохлома мастера изготавливали деревянные ложки из берёзы, осины, ольхи. Ложки они вытачивали из специальных заготовок, затем пропитывали их льняным маслом, просушивали, а затем раскрашивали и покрывали лаком. Русские ложки славятся во всём мире.

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.

Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют хохломой.

Начинаем работу с вырезания шаблонов.

Переводим шаблоны на цветную бумагу: жёлтое основание, зелёные листья, красные ягоды. Вырезаем.

Приклеиваем большие листья.

Приклеиваем красные клубнички.

Приклеиваем маленький листик.

Приклеиваем ягодки красной смородины.

На клубничках чёрным фломастером рисуем точки-зёрнышки.

На листиках тёмно-зелёным фломастером рисуем прожилки.

На ложке рисуем зелёные завитки.

Красным цветом на ручке у ложки раскрашиваем основание и кончик.

Чёрным фломастером обводим все элементы узора для яркости. Наша работа готова.

Хохломская роспись-алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи, перелески,шёлковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудесней наша хохлома.

Спасибо за внимание!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ (НОД) в старшей группе Тема: «Знакомство с правами ребенка»

Познакомить детей с правами ребёнка.Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, бабушек, дедушек, об их фамилии.Упражнять детей участвовать в беседе.Помочь запомнить русские пословицы...

Беседа с детьми старшей группы:«Знакомство с электричеством»

Электрический ток поступает в наши дома со специальных станций, по проводам. Он заставляет работать самые разные электрические приборы, которыми мы пользуемся и без которых сегодня не можем представит...

Конспект беседы с детьми старшей группы об искусстве вышивания.

Для занятий по вышиванию с детьми старшей группы....

Конспект проведения совместной деятельности с детьми старшей группы по теме «В гостях у золотой рыбки».

Цель:  Закреплять и расширять знания о морских обитателях.Развивать навыки работы с различными изобразительными материалами (фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки).Продолжать развивать твор...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...