Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье
консультация по теме

Кондрацкая Вера Николаевна

Родителям детей с ограничеными возможностями здоровья просто необходимо знать, как правильно воспитывать и развивать ребенка в семье. Данный материал поможет вам ответить на интересующие вопросы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitianie_detey_v_seme.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в семье

Современный подход к семье,  воспитывающей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья,  рассматривает ее,  как

реабилитационную структуру:  семья осуществляет функцию

социализации ребенка, т.к. в ней складываются первые представления о

человеческих ценностях,  нормах поведения,  характером

взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают

близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки.

Основными целями воспитания и обучения детей с ограниченными

возможностями здоровья -  сформировать навыки самообслуживания,

умения социально адаптироваться (контактировать с окружающими их

людьми),  знакомиться с окружающим миром,  овладеть навыками

культурного поведения.  И все это можно сделать в условиях семьи.

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень трудно

формировать навыки социально приемлемого поведения,  общения с

окружающими людьми. Они не умеют высказать просьбу,  не реагируют на

обращение,  не могут защитить себя.  Этому необходимо учить,  доводя до

автоматизма, вырабатывая привычку.

Главную роль в формировании способов поведения играет

приучение. Нужно систематически показывать своим детям,  как правильно

поступать в определенных условиях и тренировать их в этом.  Учитывая значительное недоразвитие речи,  следует избегать длительных бесед и

поучений.  Только путем многократных упражнений дети приучаются

благодарить за помощь, правильно вести себя в общественных местах и т. п.

У ребенка в условиях семьи можно сформировать культурно-

гигиенические навыки: умывания, принятия пищи, одевания и т.п.  

Приступая к формированию определенного навыка, состоящего из

отдельных элементов,  помогите ребенку освоить каждый отдельный

элемент.  В этом случае эффективно использовать игровые ситуации

(«умыть куклу», «накормить мишку», «раздеть куклу»  и т.д.),

вызывающие у детей интерес и способствующие  овладению культурно-

гигиеническими навыками. Кроме привлекательных игрушек можно

использовать короткие потешки,  доступные пониманию детей.  Например,

при умывании: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели,

чтобы щечки розовели…»;  Во время еды можно использовать потешку:

«Сядем правильно за стол, в руку ложечку возьмем, не накрошим, не нальем,

чисто будет все кругом».

                При этом каждое действие показывается поэтапно и

словесно обозначается. Например, при вытирании рук: «возьми полотенце»,

«разверни полотенце», «вытри одну руку», «вытри другую руку», «повесь

полотенце».  

В результате многократных повторений ребенок научится

выполнять все действия,  пользуясь лишь незначительной помощью.

Сначала ребенок работает по прямой инструкции: «Моем ладони, моем кисти

рук и так далее».  Когда прямая инструкция усвоена,  можно следить за

правильностью ее выполнения, при необходимости подкреплять его действия

прямой инструкцией.  

Постепенно умения складываются в привычку и можно

отрабатывать качество выполнения умений.

.

В старшем возрасте детей с ограниченными возможностями здоровья

приучают следить за чистотой в доме, знакомят с различными продуктами

питания и правилами помощи взрослым.  Трудовые поручения в семье

должны быть посильны детям,  хорошо,  если у них имеются постоянные

поручения (полив цветов, раскладывание вилок, ложек и т.д.). Постепенно у

детей уменьшается зависимость от взрослого,  они активнее включаются в  

жизнь.

В процессе ознакомления ребенка с окружающим миром главное –

сформировать у них познавательный интерес к предметам и явлениям

окружающей действительности.

В начале учите ребенка выделять предметы и явления окружающей

действительности по словесной инструкции: «Вот наши игрушки, соберем

их в корзину», «Где кукла? Давай спрячем куклу!» и другие.. Далее - учите

выделять предметы  (посуду,  одежду)  по функциональному признаку иузнавать их изображения по картинке.  После этого ребенка познакомьте с

группировкой предметов по их функциональному назначению.

Для формирования целостного образа предметов используйте

разрезные картинки или пазлы.  В первое время это могут быть

изображения хорошо знакомых детям предметов. Картинка должна состоять

сначала из двух частей,  затем из трех.  Количество частей должно

увеличиваться постепенно. Например, если ребенок складывает из разрезной

картинки мяч, изображение мяча может быть сначала красным, потом синим,

потом разрезан вдоль, поперек, по диагонали и т.п.

Знакомство с предметным миром осуществляется одновременно с

работой по обогащению представлений об окружающей

действительности и  явлениях природы. На прогулке обращайте внимание

ребенка на то,  что происходит вокруг,  объясняйте причинно-следственные

связи    явлений природы, жизни людей. Кроме того,  познакомьте ребенка с

домашними животными, птицами и способами их передвижения.  

Дети с ограниченными возможностями здоровья с большим трудом

обучаются ориентированию в ближайшем окружении:  умению

пользоваться транспортом,  вести себя в общественных местах,

извлекать необходимую информацию из различных объявлений и так

далее. Поэтому знакомству с работой транспорта,  магазинов,  почты,

больниц,  предприятий уделяйте самое серьезное внимание.  Это облегчит

вашим детям процесс интеграции в общество. С помощью сюжетно-ролевых

игр,  наблюдений,  экскурсий,  создания проблемных ситуаций ребенок

знакомится и  приспосабливается к окружающему миру.  

Во время экскурсий в магазин учите детей не только наблюдать за

действиями взрослых,  но и по возможности самостоятельно совершать

определенные действия: пробить чек в кассе, попросить необходимый товар

у продавца, завернуть и положить покупку в сумку и так далее.  При этом

обращайте внимание на выполнение необходимых культурных ритуалов

(приветствие продавца, обращение к нему на «Вы», «Дайте, пожалуйста», и

т.п.).

При посещении почты дети учатся различать конверты,  открытки,

почтовые карточки и др.  При этом широко можно использовать

сопряженную (говори вместе со мной) и отраженную (повтори за мной) речь,

различные вопросы, жесты, наводящие и подсказывающие вопросы. «Скажи,

что продается на почте?  А еще что?  А значки продаются?» (подсказка).

Иногда можно формулировать начало вопроса,  а конец фразы произносит

сам ребенок.  Эффективным приемом является создание ситуаций,

имитирующих реальные условия: «  Представь,  что это у меня аптека,  а ты

хочешь купить лекарство. Как ты будешь это делать?».

Все полученные знания закрепляются в играх.

  Психическое состояние детей с ограниченными возможностями

здоровья затрудняет самостоятельное овладение элементарными учебными

навыками,  обучение в коллективе  (неустойчивость,  обидчивость,

плаксивость,  капризность,  двигательное беспокойство,  драчливость,

истерические реакции).  В основном они нуждаются в индивидуальном

обучении,  в процессе которого лучше всего использовать игровую форму.

Для привлечения внимания учебные задания предъявляйте эмоционально;

используйте подражательность (как я, как мама и так далее); каждое действие

расчленяйте;  усложняйте постепенно  (от действий по подражанию к

действиям по образцу и далее по речевой инструкции).

Весь материал повторяйте многократно.  

Дети с ограниченными возможностями здоровья плохо воспринимают

и понимают движущиеся изображения  (кино,  телевизор),  не всегда

успевают следить за ходом событий на экране,  пропускают главные

моменты.  Лучше обучать детей,  используя наглядные методы,

сотрудничество,  образец,  жестовую инструкцию,  метод совместных

действий.  

Из перечисленных методов чаще всего используйте образец, который

имеет разные формы. В одних случаях это выбор по образцу. «Дай такую

же».  

Другая форма применения образца – «сделай такую же» (процесс

изготовления образца ребенок не видит). Первое,  что должен сделать

ребенок – проанализировать. Это очень трудный процесс и на первых порах

ребенок самостоятельно с этим не справляется. Например: постройка дома из

квадрата и треугольника  (кубик и призма).  Надо помочь понять,  из каких

частей построен дом, как они расположены (что внизу, что наверху), только

потом строить.  

. Поэтому используется  показ – ребенок видит все действия и может

подражать (взрослый берет куб – ребенок выполняет то же самое действие;

взрослый ставит призму на куб – ребенок делает также и т. д.).

Иногда дети не могут выполнить задание ни по показу, ни по образцу.

Тогда надо начинать с жестовой инструкции: родитель показывает на куб –

«Возьми». Потом показывает: «Поставь сюда», затем указывает на крышу -

«Возьми», «Поставь сюда».  Ребенок следит за пальцем взрослого,  ставит  

«крышу» на куб и получает дом.

Если ребенок не может действовать по жестовой инструкции, можно

использовать метод совместных действий  (взять руку ребенка в свою и

совместно с ним выполнить нужное действие).

Таким образом, системная и кропотливая работа в семье по привитию

элементарных учебных действий,  навыков самообслуживания и

ознакомление с окружающим миром помогут ребенку-инвалиду социально

адаптироваться и сформируют у него адекватное поведение в окружающем

мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов....

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

      У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем у здоровых детей наблюдается эмоциональные нарушения: незрелость эмоциональной сферы, эмоциональная тревожность, за...

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития ребенка в семье.      Постоянно сменяющиеся пережи­вания, каждодневные всплески...

"Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье"

     Дети дошкольного  возраста очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стре­мятся к признанию себя среди других людей. Эмоции могут омрачить воспри...