Куклотерапия в детском саду.
консультация (старшая группа) на тему

Дегтярева Галина Николаевна

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод лечения с помощью кукол основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму - расслабление, катарсис.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya_-_vystuplenie_na_seminare.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

                              КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

В последние годы игровые методы более активно используют в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

      Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребёнка и с помощью его воображения кукла «ведёт себя» так, как это нужно в данный момент её хозяину и её поведение можно рассматривать как результат проекции внутренних переживаний ребёнка.

        Куклотерапия, как метод лечения с помощью кукол, широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребёнка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (когда герой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным.

         Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление.

         В куклотерапии используют такие варианты кукол, как куклы-марионетки, куклы на гапите (палочке), пальчиковые, плоскостные, теневые, верёвочные, куклы-гармошки, куклы с «живой рукой», перчаточные, куклы-костюмы и т.д.  

                    КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ, КУКЛЫ-ГАРМОШКИ, КУКЛЫ НА ГАПИТЕ

Работа с такими куклами позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

                     ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ.  Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Играя с куклой в теневом театре, ребёнок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребёнок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряжённости, пугающей составляющей. Ребёнок может делать со своей «куклой-страхом» всё, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

                   ВЕРЁВОЧНЫЕ КУКЛЫ, КУКЛЫ С «ЖИВОЙ РУКОЙ».

       Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребёнка. Голова куклы пристёгивается на рубашку, а палец ребёнка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребёнок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

                    ПЛОСКОСТНЫЕ КУКЛЫ, ТРАФАРЕТНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ.

       Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».

                    ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ, ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ.

       Куклотерапия с помощью данных кукол может применятся в развитии речи детей дошкольного возраста. Также использует перчаточные куклы в своей работе логопед. Ребёнок манипулирует данной куклой за ширмой, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой. Кукла отвлекает внимание ребёнка от речевых трудностей. В кукольном театре очень важно развитие речи. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребёнка, выступающего для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

                 С помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребёнок не может начать фразу, можно произнести её вместе с любимой куклой (замаскированной помощью взрослого). Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке воспитателя может появится кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине и нравоучение.

                 В ответ на торопливую речь ребёнка на занятии кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываясь слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

           Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям становится понятно выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут как тряпичные».

          В книгах И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой описана методика терапии детских неврозов. Самый интересный приём авторов – постановка этюдов про хозяина и собаку. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка, а хозяин – идеальная личность того же ребёнка. С этого времени все пороки, свойственные ребёнку, будут приписываться собаке, а он возьмёт на себя роль мудрого хозяина. Который с каждым разом будет всё больше учиться справляться со своей собакой.

          А.Ю. Татаринцева и М.Ю. Григорчук рекомендуют использовать данную методику в работе с детскими страхами. В предлагаемых этюдах приводится только начало сюжета, когда завязывается какая-либо драматическая ситуация. Задача ребёнка – совместно со взрослым дописать сюжет, сделать так, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Подобным образом можно работать с агрессией, ревностью, застенчивостью.

                 КУКЛОТЕРАПИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

           Педагоги могут предложить родителям проводить занятия с куклами и дома. Предварительно необходимо подготовить к этому родителей на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

          Инициатором игры может стать кто-нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковый театр» своим родственникам. Самодельная кукла помогает ребёнку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что он рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нём самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

         Прежде чем начинать ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребёнком подготовить всё необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев. Желательно, чтобы кукол дети изготовили сами с помощью родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребёнку почувствовать себя успешным, т.к. он видит результаты своего труда. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание.

        Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочно делают кукол из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию.                                                                                                     Далее идёт этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куклу на палец, придумайте историю, которую кукла хотела рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик) похожий на меня…» Затем все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.             Заключительный этап – рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Всё зависит от настроения и фантазии участников. Главное – серьёзное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это – персонифицированный образ автора.                                                                            Темы домашних занятий можно выбирать произвольно в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции, например: «Когда я был маленьким…», «Когда я стану взрослым…», «Мне приснился сон…», «Моя кукла очень боялась…», «Жил-был непоседливый мальчик, которому всё время делали замечания…» Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребёнка и его взаимоотношениях с окружающими людьми. Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путём обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

             Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

                             ЭТАПЫ СОЧИНЕНИЙ «КУКОЛЬНЫХ ИСТОРИЙ»

1 Обдумать проблему, попытаться понять чувства и переживания ребёнка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

2 Сформулировать основную идею рассказа. Определить какие мысли и решения нужно сообщить ребёнку.

3 Начать рассказ с представления героя, который живёт в доме, похожем на Ваш, имеет проблемы, сходные с проблемами ребёнка.

4 Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребёнка.

5 В начале истории описать конфликт, а затем рассказать, как его удалось успешно разрешить.

6 Наблюдать за реакцией ребёнка. Он может потерять интерес, остаться безучастными или. Наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7 Стремиться к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребёнка.

8 В конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашёл выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шёл к победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУКЛОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....

Куклотерапия в детском саду

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на де...

КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

В последние годы игровые методы более активно используют в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники ...

КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

В последние годы игровые методы более активно используют в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкол...

КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

                            КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...