Главные вкладки

    Куклотерапия в детском саду
    статья по развитию речи на тему

    Марина Николаевна Резанова

    Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kukloterapiya.docx27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основы куклотерапии

    Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой (Ирина Яковлевна) и Т. Л. Шишовой (Татьяна львовна)). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

    Куклотерапия в работе выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать его, снижать эмоциональное напряжение и повышать степень социализации в будущем.

    Куклотерапия может «дробиться» в несколько разных направлениях:

    Игра.

    Известно, что дети любят играть. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это позволяет максимально творчески решать поставленные задачи. В первую очередь это интересно детям. Деятельность базируется на принципах и закономерностях развития ребенка, учитывается его психологическая комфортность. Коррекционные задачи решаются в процессе обычной детской игры, основными действующими лицами являются куклы (мягкие игрушки) и дети. Игры выбираем на развитие слухового внимания, памяти и т. д.

    Сказка.

    Ребенок вовлекается в сказку, которая разыгрывается с помощью кукол (сказка может быть придуманной или общеизвестной). Для сочинения сказки использую определенные правила, алгоритм:

    1. Знакомство с героем. Это может быть животное, игрушка, волшебный герой или волшебный предмет.

    2. Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом. Описываю героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил какую то проблему, несоответствие. Это сопровождается описанием его эмоционального состояния, его переживаний.

    3. Пути решения проблемы. Здесь рассказываю, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой.

    4. Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего, находя позитивное решение. Тут происходит развязка

    5. Мораль. Герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становится на позитивный путь.

    Сочиненную сказку можно просто рассказать детям, а лучше визуализировать все действия, проиграть с помощью куклы. Так же, можно нарисовать эту сказку.

    Психогимнастика.

     – это специальные упражнения, игры, по формированию правильных поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях. Достоинства психогимнастики:

    • Упражнения носят игровой характер

    • Упражнения опираются на естественные механизмы в развитии ребенка (онтогенетический характер) ;

    • Упражнения по содержанию социальны.

    Игры с элементами театрализации. Ребенок примеривает на себя роль различных персонажей, разыгрываются этюды, сценки. Сюда входят:

    • речевые упражнения;

    • этюды на выразительность жестов;

    • этюды на выражение эмоций;

    • этюды на воспроизведение основных черт характера;

    1. Речевые упражнения  развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом.

    2. Этюды на выразительность жестов помогают ребенку правильно понимать и употреблять сопряженно с речью и без нее движения рук, учат адекватно использовать жесты в жизни.

    3. Этюды на выражение основных эмоций учат понимать и чувствовать состояние другого человека и учат адекватно выразить своё состояние.

    3. В этюдах на выражение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения. Этюды по времени непродолжительны, по содержанию разнообразны и доступны.

    При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

    Виды кукол.

    В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:

    • куклы–марионетки (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
    • куклы с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
    • куклы на руке (пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы).
    • Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися
    • куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

    Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:

    • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

    • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

    • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);

    обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

    Именно поэтому для применения метода куклотерапии, наибольшую воспитательную и коррекционную ценность имеют куклы, изготовленные самими детьми.

    Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

    1. Изготовление кукол.

    Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

     Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость.

    Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые  смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

     2. Последующая терапевтическая работа с ней.

             Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.

    Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и коррекционной работы с ней. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует. Ведь ребенок с помощью куклы должен научиться говорить.

    Следующий этап - изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение. Ребенок учиться планировать свои действия и  словесно их выражать.

    Важно самим включиться в процесс создания - это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому). В процессе изготовления куклы очень важно поддерживать беседу, а при затруднениях - помогать, если ребенок не справляется сам.

    Третий этап – знакомство с куклой и ее возможностями. Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

    Последующие этапы - заключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием изготовленной куклы. На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем. А это может быть развитие понимания речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и другие коррекционные задачи в зависимости от структуры имеющегося дефекта у ребенка.

    При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо.

    Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым.

     Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер.

    Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

    При использовании куклотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к творчеству.

     

    Таким образом, куклотерапия это не только психотерапевтический метод снятия стрессов, тревожности, лечение страхов, развития мышления, памяти, внимания, воображения,  но еще и прекрасное средство для коррекции и развития речи у детей дошкольного возраста

    Самое главное, нужно быть очень чутким педагогом, чтобы не навредить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУКЛОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

    Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....

    Куклотерапия в детском саду.

    Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод лечения с помощью кукол основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В...

    КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

    В последние годы игровые методы более активно используют в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники ...

    Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

    Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

    КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

    В последние годы игровые методы более активно используют в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкол...

    КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

                                КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ...