Обобщение опыта работы по теме "Куклотерапия в детском саду"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Обобщение написано  из опыта работы по технологии " Куклотерапия". На основе  данной технологии составлено перспективное планирование по кружковой работе  с  детьми  начиная со средней группы до подготовительной группы.Технология " Куклотерпия " относится к здоровье сберегающим технологиям , цель данной технологии -это сохранение и коррекция психического здоровья ребёнка, посредством кукольного театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорск

Обобщение опыта

по теме « Куклотерапия»

музыкальный руководитель Беляева О.В.

Помимо перечисленных здоровье сберегающих технологий в своей работе Беляева О.В. применяет элементы «куклотерапии» которые также относятся к здоровье сберегающим технологиям. Также некоторые авторы относят «куклотерапию» к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева, А. Осипова) или игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева).

«Куклотерапия» это сохранение и коррекция психического здоровья ребёнка, посредством кукольного театра.

Показания для применения метода "Куклотерапии":

  • различные отклонения в развитии речи;
  • эмоциональная неуравновешенность,
  • неадекватная самооценка;
  • тревожность, страхи;
  • проблемы в общении.

Цель «куклотерапии» – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье детей, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

«Куклотерапия» применяется Ольгой Валерьевной во всех возрастных группах в музыкальной НОД, в кружковой и в индивидуальной работе, во всех видах музыкальной деятельности, которая стимулирует игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка. Также применяются элементы куклотерапии в праздничных, тематических и развлекательных мероприятиях, как сюрпризный момент.

Используя, элементы куклотерапии в НОД музыкальный руководитель выполняет следующие задачи:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
  • воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), развитие моторики;
  • обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

На основе технологии «Куклотерапия» и дополнительных программ :

;Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;

; Развитие творческой активности дошкольников» Сорокина Н.Ф.;

3. Пособие по театрализованной деятельности» Роднина М. И., А.И.Буренина ;

;Театрализованная деятельность в детском саду» Антипина И.К.

Музыкальным руководителем Беляевой О.В. была составлена программа театрализованного кружка «Кукляндия» .

Кружок проводится один раз в неделю в вечернее время и по времени занимают в средней группе -20 минут, в старшей группе- 25-30 минут, в подготовительной группе занятия 35-40 минут.

Главная цель – это всестороннее развитие детей, коррекция своего поведения с помощью кукольного театра.

Программа совместной деятельности рассчитана на 3 года обучения и предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 31. Сентябрь является адаптационным периодом для детей, посещающих дошкольное учреждение, и поэтому в это время мы знакомимся с детьми и их родителями в повседневной обстановке, проводим диагностику, анкетирование родителей, выявляем детей, желающих посещать занятия.

Содержание кружковой работы реализуется в играх, упражнениях, разыгрывание маленьких сценок ( в работе со старшими детьми объединяем в небольшие театрализованные представления) . НОД проходит в определённой системе от простого к сложному, от знакомого к новому, повторяя и закрепляя освоенные навыки и умения.

Построение и содержание НОД с использованием различных видов театра.

Основные задачи на период работы с детьми с 4 до 7 лет.

Средняя группа ( 4-5 лет)

#1047;накомство с различными театральными куклами ( настольными, пальчиковыми, варежковыми, штоковыми, куклами- прыгунками) и их заменителями (атрибутами) освоение элементарных действий с ними.

2. Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и уход.

#1056;азвития воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, сценках, этюдах.

Старшая группа( 5-6 лет)

#1047;накомство с новыми видами кукол и освоение действий с ними(платковыми, ростовыми куклами , куклами-марионетками)

#1060;ормирование культуры поведения на сцене (взаимодействие с партнёром, техника управления куклой, развитие чувства пространства сцены)

#1057;овершенствования навыков кукловождения.

#1056;азвития воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, сценках, этюдах.

Подготовительная группа ( 6-7 лет)

#1056;азвитие осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении(исполняются не только короткие сценки, но уже и авторские, народные, импровизированные сказки)

#1057;овершенствование навыков кукловождения.

#1055;родолжение работы по формированию культуры на сцене.

#1056;азвитие творческих способностей детей, воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, сценках, этюдах.

#1059;крепление психологического статуса ребёнка ( адекватной самооценки, способности играть главные и второстепенные роли в спектаклях).

Кружковая НОД проходит по следующей структуре:

  1. Приветствие. Проходит в игровой форме. Здесь я использовала валеологические песенки- распевки, здоровались звучащими жестами, «немыми» жестами.
  2. Подготовка ( тренинг). В этом разделе я использовала упражнения определённой направленности. Это такие упражнения, направленные:

- на развитие выразительной мимики,

-на выразительность движений,

-на координацию речи и движений

-на развитие слухового внимания

- релаксационные упражнения

- игровые упражнения на повышение психологического статуса каждого ребёнка и сплочение детского коллектива

#1056;абота над сценками и этюдами. В этом разделе я разыгрывала сказку или сценку из жизни с помощью кукол ( в зависимости от возраста детей) и во время показа сказки идёт интерактивное общение кукольных персонажей и детей.

4. Уход в группу. (аплодировать артисту. )

При работе с детьми используем такие методы: показ, беседа, вопрос-ответ, опрос. В своей работе применяю ИКТ ( показ слайдов, презентаций , видео), здоровьесберегающие технологии, сказкотерпию. При проведении кружковой деятельности мы придерживаемся таких принципов:

- импровизационность

- систематизация знаний

- учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорск

Перспективный план

по кружковой работе «Кукляндия»

музыкальный руководитель : Беляева О.В.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Тема

Программное содержание

Материал

Октябрь

1 занятие

Знакомство с театром.

Что такое театр?

Видео - презентация

2 занятие

Знакомство со сказочной страной «Кукляндией».

;Закон Вежливости»-

-говорить друг другу и куклам только добрые слова.

2. Закон «Палочки-выручалочки»-участвовать во всех играх, исполнять несколько ролей.

#1059;пражнение «Учим игрушку ходить, и танцевать»- с передачей игрушки друг другу.

Упражнение-игра «Погуляй с моей игрушкой!».

3 занятие

Подготвительный этап- изготовление кукол-игрушек.

Знакомство с различными театральными куклами(настольный театр)

Показ взрослым

4 занятие

Знакомство с настольным театром.

Сказка «Под грибом»

Показ взрослым представления

Ноябрь

1 занятие

Освоение настольного театра.

Этюды на развитие памяти, речи, внимания.

Обучение простейшим приемам, попытки «оживить »куклу.

Упражнения «»

Этюды «»

2 занятие

Разучивание потешек, считалок, дразнилок.

Упражнение «Весёлые зверушки»

3 занятие

Куклы-прыгунки

Обучение простейшим приемам, попытки «оживить »куклу. Разучивание потешек, считалок, дразнилок.

Двигательное упражнение с куклой -прыгунком «Белочка резвушка».

Упражнение- игра «Прыгунки на сцене».

4 занятие

Обучение простейшим приемам, попытки «оживить »куклу. Разучивание потешек, считалок, дразнилок.

Показ взрослым и детьми. Упражнение«Шагают игрушки

Декабрь

1 занятие

Освоение плоскостного театра.

Этюды на развитие памяти, речи, внимания

Включаем различные игровые упражнения, учим манипулировать игрушкой.

Рассказ в форме сказки( педагог)

Упражнение «Первые шаги»

2 занятие

Игры-импровизации

Продолжаем играть.

Учим куклу ходить и говорить.

Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки)

Игра «Наши пальчики гуляли».

Упражнение игра «Веселые человечки».

3 занятие

Игровые упражнения.

Этюды на развитие памяти, речи, внимания.

Показ педагога, детей Упражнение игра «Как тебя зовут?»

Январь

1 занятие

Развиваем речь( в форме вопрос- ответ).

Игры-импровизации

Игровая форма

Игра «Наши пальчики гуляли».

Упражнение игра «Веселые человечки».

2 занятие

Развиваем речь( в форме вопрос- ответ). Игры-импровизации

Игровая форма

коврик

3 занятие

Развиваем речь( в форме вопрос- ответ).

Игры-импровизации

Игровая форма

Показ отдельных детей

домик

Февраль

1 ,2,3 занятие

Освоение кукол-ложек.

Знакомство с устройством театра.

Знакомство с куклами - ложками.

Подготовка к концерту

Показ педагога., рассказ

Настольная ширма.

Март

Продолжать знакомить с устройством театра(правила поведения)

Настольная ширма

Показ педагога

Показ отдельных детей Упражнение «Первые шаги»

Апрель

Продолжать знакомить с устройством театра (правила поведения). Подготовка к концерту.

Показ детей по очереди

Май

Под музыку выводить свою игрушку, уметь обыграть её, поклон. Концерт-импровизация.

Показ детей

Положительная оценка

СТАРШАЯ ГРУППА

Октябрь

занятие

Освоение

пальчиковых

кукол

Этюды на развитие моторики рук и пальчиков.

Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки)

3,4 занятие

Этюды на развитие памяти, речи, внимания

Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки)

Ноябрь

1,2 занятие

Игры-импровизации

Показ педагога.

3,4 занятие

«Живые пальчики»

Игровая форма

Показ отдельных детей

Декабрь

занятие

Подготовка к выступлению, знакомство с ширмой, атрибутами.

Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки)

3 занятие

Подготовка к выступлению

Январь

1,2 занятие

Коллективное выступление.

Сказка

«Теремок»

Рассказ в форме сказки( педагог)

3 занятие

Игры-импровизации

Показ педагога.

Февраль

1 , 2 занятие

Освоение варежковых кукол

Знакомство с видом театра.

Сказка «Рыбка»

Показ педагога.

3 занятие

Этюды на развитие моторики рук,

пластичности.

Знакомство с рыбкой

Показ педагога.

4 занятие

Этюды на развитие памяти, речи, внимания

Упражнение «Рыбки-подружки».

Игровая форма

Показ отдельных детей

Март

1, 2 занятие

Развитие плавности движения, умение сочетать движение и слово, ориентирования в пространстве.

Игра-сценка «Рыбки-рыбёшки»

Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки)

3, 4 занятие

Коллективное

выступление

Сценка «Рыбки и море»

Показ детей

Апрель

1, 2 занятие

Освоение штоковых кукол

Знакомство

Показ педагога.

3 занятие

Игровые упражнения.

Этюды на развитие памяти, речи, внимания.

Игровая форма

Показ отдельных детей

4 занятие

Игры-импровизации

Продолжаем играть.

Игровая форма

Показ отдельных детей

Май

, 3 занятие

Сказка-импровизация на свободную тему.

Рассказ в форме сказки( педагог)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Октябрь

1,2 занятие

Освоение варежковых кукол (говорунчиков)

Представление .

Сказка «Колобок»

Показ взрослого.

3, 4 занятие

Этюды на развитие моторики рук и пальчиков.

Упражнение «Змейки».

«Вкусное пирожное»

Показ педагога.

Ноябрь

1, 2 занятие

Этюды на развитие памяти, речи, внимания. Учим куклу говорить.

Игровая форма

Показ отдельных детей

Упражнение «Кто кого обидел первый?» «Смешная рожица»

3,4 занятие

Игры-импровизации

«Куклы на ширме»

Показ педагога.

Рассказ в форме сказки( педагог)

Декабрь

1, 2 занятие

Сказка-импровизация

Придумать свою сказку.

В роли рассказчика педагог, а потом дети.

3 занятие

Освоение платковых кукол

Представление –знакомство.

Этюд «Бабочка»

Показ педагога.

Январь

1 ,2 занятие

Этюды на развитие моторики рук и пальчиков.

Упражнение «Бабочка»

Игровая форма

Показ отдельных детей

3 занятие

Этюды на развитие памяти, речи, внимания.

Упражнение «Алые цветочки»

Показ педагога.

4 занятие

Этюды на развитие памяти, речи, внимания

Упражнение «Бабочка», «Алые цветочки»

Игровая форма

Показ отдельных детей

Февраль

1 занятие

Игры-импровизации

«Летел мотылёк»

Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки)

2, 3 занятие

Сказка-импровизация

«В цветочном царстве»

Рассказ в форме сказки( педагог)

4 занятие

Выступление

Сценка «Цветы и мотыльки»

Март

1 занятие

Освоение перчаточных кукол

Знакомство-представление.

Импровизация.

Показ педагога.

2, 3 занятие

Этюды на развитие моторики рук и пальчиков.

Упражнение «За грибами»

« Облака и птички»

4 занячтие

Игровая форма

Показ отдельных детей

Сценка «Необычная планета»

Апрель

1 занятие

Освоение кукол-

марионеток

Знакомство-представление.

Показ педагога.

2 занятие

Этюды на развитие памяти, речи, внимания

Упражнение «Марионетки»

Игровая форма

Показ отдельных детей

3 занятие

Этюды на развитие моторики рук и пальчиков.

Упражнение «Весёлые башмачки»

Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки)

4 занятие

Этюды-импровизации

«Давай познакомимся»

Показ педагога.

Май

1,2 занятие

Сказка-импровизация

Рассказ в форме сказки( рассказчики-дети)

3 занятие

Подготовка к концерту

Упражнение «Марионетки на сцене»

Показ педагога.

Итоговое занятие

« Открытый урок»

Концерт

Игровая форма

Анализ результатов использования «куклотерапии» в работе с детьми проводиться в форме диагностики.

Диагностика проводится по методике И. Антиповой , где оценивается:

#1042;осприятие музыки

- эмоциональная отзывчивость на музыку

-определение музыкального жанра

-соотнесение музыки с её эмоционально- образным содержанием.

2. Пение

- развитость музыкального слуха и голоса

-пение без музыкального сопровождения

-пение с удовольствием.

3. Музыка и движение:

-выразительность и ритмичность движений

-умение отражать в движениях характер , жанр музыки.

-эмоциональный отклик на музыку.

#1069;лементарное музицирование:

- владение приёмами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах

- передача несложного ритмического рисунка .

5. Песенное творчество:

-способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере( на заданный текст).

#1058;анцевальное творчество:

-способность импровизировать в свободном танце.

-умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки.

7. Музыкально-игровое творчество:

- умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

8. Основные навыки театрального мастерства:

-умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

-умение вживаться в создаваемый образ, используя выразительные средства( мимику, жесты, движения).

Характеристика уровней.

Высокий- ребёнок творчески активен, самостоятелен, выразительное исполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах деятельности.

Средний- ребёнок эмоционально активен, есть желание и интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого ( дополнительные объяснения, показ, повтор).

Низкий- мало-эмоционален, равнодушен, не активен. Без интереса относится к музыке, не способен выполнять самостоятельно задания, упражнения.

Средняя группа

2019-2020 (22)

Старшая группа

2020-2021(24)

Подготовительная группа

2021-2022(23)

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Высокий уровень

9%(2)

18,1%(4)

20,8%(5)

29%(7)

34%(8)

43,4%(10)

Средний уровень

45,4%(10)

54,5%(12)

54,5%(12)

58,3%(14)

58,3%(14)

56,5%(13)

Низкий уровень

45,4%(10)

27,2%(6)

29,1%(7)

12,5%(3)

4,3%(1)

-

Опыт работы показывает, что целенаправленное и систематическое применение куклотерапии в музыкальной деятельности детей, позволило значительно расширить круг знаний об окружающем мире,

-активизировать развитие речи,

- развитие мелкой моторики руки и пластику кисти рук,

- развить способности к образному мышлению, учит концентрировать внимание, что в целом позволило повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

Психоэмоциональное состояние стало более стабильным, дети стали эмоциональными и активными на занятиях. Наладились взаимоотношения друг с другом, что говорит о развитие коммуникативных навыков. Дети научились владеть своим телом, своим голосом и движениями тела, координировать движения рук и ног, соотносить движения с текстом. Освоили разные приёмы игры на детских музыкальных инструментах. Заметно улучшилась память, воображение, фантазия, мышление, что позволило детям импровизировать, передавая через движения и пение, тот или иной образ, соответствующие характеру музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта с педагогами детского сада

данная методическая разработка раскрывает вопрос по работе воспитателя по профилактике жестокого обращения с ребенком....

Из опыта работы логопункта детского сада 2079

Основные проблемы в развитии речи старших дошкольников...

Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга

Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга по воспитанию здорового ребенка через содружество детского сада и семьи. «Предупреждать развитие болезни, уменьшить чи...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...

Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход о...