Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича
методическая разработка по математике (средняя группа)

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_po_obobshcheniyu_opyta_vospitatelya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово  

Макаровой Людмилы Владимировны.

Макаровой Людмилы Владимировны прошла курсы повышения квалификации в 2017 году в г. Тамбов в ООО «Развивающие игры Воскобовича» по теме «Сказочные лабиринты игры – игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудностей.

Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и, впоследствии, возрастает только в первые 3 года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само собой, а требует создания определенных физических и психологических условий.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются - планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге. 

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».

Технология «Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.

Задачи, которые решает технология:

1.Эффективное развитие всех психических процессов

а) постоянное и постепенное усложнение игр;

б) продуктивная деятельность - в каждой игре ребенок всегда получает какой-то результат.

2. Раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.

3. Игровое обучение. Развивающие дидактические игры делают учение интересным для малыша

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Методические сказки содержат игровое обозначение свойств предметов, дополнительную игровую мотивацию.

Все игры технологии «Сказочные лабиринты игры» разделены на этапы освоения и роли взрослого на каждом из них:

1. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми.

2. Занятия, комбинированные из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий.

3. Занятия – викторины.

4. Комплексные занятия.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Тщательно изучив подходы автора, я поставила цель:

Развитие операций и умение манипулировать цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов, геометрическими понятиями. 

Задачи: 

  • Создать условия для интеллектуального развития детей;
  • Разработать планирование по внедрению технологии В.В. Воскобовича;
  • Использовать технологию «Сказочные лабиринты игры» в разделах образовательной программы «От рождения до школы»  , направленных на развитие математических представлений;
  • Провести педагогическую диагностику развития математических представлений посредством игр В.В. Воскобовича.

Практическая часть

Для эффективного решения образовательных задач по данной технологии с детьми 4-5 лет я изготовила и использовала в работе «2-х цветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Волшебная 8». Детей знакомила с персонажами сказок. Например: в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате» – Незримка Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» – попугаи Эник и Беник.

Знакомясь со сказочными героями, мы преодолевали с детьми совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Поэтому игры, развивающие логическое мышление, включала как часть занятия по математике.

На следующий год были приобретены развивающие игры Воскобовича для старшей группы: «Чудо-головоломки» (соты, крестики), «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Геоконт»

Играя с «Чудо-головоломками», дети знакомились с сенсорными эталонами цвета, формы, величины. Дети могли уже составлять небольшие описательные рассказы по картинкам, сложенным из деталей головоломки.

В старшей группе дети знакомились с написанием цифр, соотношением целого и части, поэтому использовала игру «Прозрачная цифра» как задание на развитие математических представлений и решение творческих задач.

Обучающее игровое пособие «Игровизор» явилось прекрасным дополнительным средством по математическому развитию детей, формированию представлений о предметном и природном мире.

При достаточном количестве развивающих игр Воскобовича успешно удавалось планировать и проводить комплексные занятия, это: развивающие игры + театральная деятельность, развивающие игры + развитие речи.

Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогли родителям понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста, побуждали их принять участие в воспитании детей в дошкольном учреждении.

На родительском собрании я провела игру «Путешествие по островам», где родители могли оценить умение и навыки своих детей в развивающих играх, совместную игровую деятельность детей, как партнеров.

В конце года провела диагностику по развивающим играм, результаты которой показали стабильную динамику развития детей.

В этом году, чтобы дети почувствовали сказочную атмосферу, оборудовала в группе интеллектуальный игровой центр «Фиолетовый лес» - это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с героями – персонажами.

Используя технологию «Сказочные лабиринты игры» запланировала следующие формы работы с детьми:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивную деятельность.

Игры и пособия В.В Воскобовича широко использую при организации любой деятельности:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие: «Фонарики», «Волшебная восьмерка – 2», «Кораблик Брызг – Брызг», «Логоформочки 3-5».

2. Игры с буквами, звуками, слогами: «Шнур-затейник», «Читай-ка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Складушки».

После того как дети освоили уже достаточное количество игр, мы упражняемся и закрепляем пройденный материал на логико-математических занятиях.

Со старшими детьми совместная деятельность становится познавательной, исследовательской. В таких играх дети видят во мне партнера, чувствуют самостоятельность, идет живая беседа, создается атмосфера творчества. В такой деятельности параллельно решаются и вопросы нравственного воспитания.

Таким образом, работая в течение трех лет по теме «Формирование математических представлений у детей посредством игр В.В. Воскобовича» мне удалось:

- создать условия для интеллектуального и творческого развития детей (приобретены игры, персонажи, оформлена предметно-развивающая среда в группе «Фиолетовый лес»);

- разработать перспективный план по использованию технологии в средней, старшей и подготовительной к школе группах;

- сочетать решение математических задач с требованиями программы «От рождения до школы» посредством системы игр В.В. Воскобовича;

- ежегодно отслеживать результативность своей работы с помощью диагностики развития детей.

Считаю, что поставленной цели я достигла, т.к. дети умеют мыслить, манипулируют цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов и геометрическими понятиями.

В дальнейшем я планирую:

1. Распространять свой опыт: оказывать помощь педагогам детского сада в обучении технологии «Сказочные лабиринты игры» - через семинары, консультации, открытые занятия.

2. Пропагандировать среди родителей важность развивающих игр в работе с детьми.

3. Провести анкетирование родителей по внедрению в работу детского сада технологии «Сказочные лабиринты игры».

4. Составить авторскую экспериментальную программу по кружковой работе с использованием технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в ДОУ.

5. Организовать работу кружка «Умка» в детском саду.

Развитие логического мышления

через развивающие игры Воскобовича.

В процессе развития человеком изобретены различные методы познания окружающего мира. Для эффективного использования этих методов мышление человека должно быть логически правильным. Условия, при которых логическое мышление развивается наиболее эффективно:

1.Подключение в работу мелкой моторики рук;

2.Комплексность подхода к занятиям, их регулярность;

3.Применение игр с головоломками, сочетающих в себе способность развивать логическое мышление со способностью вызвать интерес ребёнка к занятиям.

Одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, является развитие самостоятельной логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать вывод и в конечном счёте самостоятельно приобретать знания.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципов высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо.

Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и впоследствии возрастает только в первые три года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само собой, а требует создания определённых физических и психологических условий.

Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, совершенствуют память, воображение, восприятие, внимание, логическое и творческое мышление, речь. Игры систематизированы и на основе их создана технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3 – 7 лет, которая называется «Сказочные лабиринты игры».

Пройдя обучение по программе «Когнитивное развитие и обучение». «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в игре (развивающие игры Воскобовича)», я начала заниматься с детьми своей группы и развивать их с помощью игр, предлагаемых данной технологией.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игр» очень важно оснастить группу комплектами игр и игровых пособий.

Начиная с самого простого, я изготовила двухцветный квадрат на подгруппу детей и начала занятия со 2 младшей группы, когда детям исполнилось 3 года.

«Квадрат Воскобовича» - игра – головоломка, в процессе которой дети осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм.

При планировании игр – занятий с двухцветным квадратом ставила цели:

1.Развивать мелкую моторику руки;

2.Пространственное мышление;

3.Творческое воображение;

4.Совершенствовать внимание и память;

5.Развивать детскую художественно – речевую деятельность при сочетании сказки и конструирования.

Знакомясь со сказочными героями (мамой Трапецией, папой Прямоугольником, дедушкой Четырёхугольником), дети путешествовали с «Волшебным квадратом» по сказке, преодолевали вместе с ними совсем не сказочные препятствия, добивались успеха.

Игры с «Волшебным квадратом» включала как часть занятия по математике при: знакомстве с геометрическими формами, с понятиями длинный – короткий, с пространственной ориентировкой (верхние, нижние углы, середина).

Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Легенды Фиолетового леса» снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений. Интеллектуальные способности детей интенсивно развиваются в том случае, если образовательная деятельность осуществляется в системе постоянного и постепенного усложнения игр.

В средней группе дети приобретают навыки конструирования, совершенствуются основные логические операции. Продолжая работу по данному направлению, я решила познакомить детей с новыми играми: «Четырёхцветный квадрат», «Двухцветный квадрат». В процессе выполнения заданий дети складывают многоцветные фигуры. Гномы Двин, Дван, Трин предлагают вернуть цвет геометрическим фигурам по схемам. Игровая деятельность с «Четырёхцветным квадратом» требует интеллектуальных и волевых усилий. Дети уже сами придумывают и складывают свои фигуры, дают им названия.

В процессе игровой деятельности у детей развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. В игре «Прозрачный квадрат» дети знакомятся с эталонами формы и величины, соотношениями целого и части, пространственными отношениями предметов. Обыкновенные прозрачные пластинки с геометрическими формами становятся «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях мальчика Гео, дети воплощают сказочные образы в предметные формы.

Интересной и новой для детей стала игра «Геоконт» («Чудесная поляна»). С помощью волшебных ниточек – резинок дети выполняют задания Паука Юка. На первом этапе знакомства с этой игрой, дети конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение).

В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» (задание, вопрос, задача). Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка (паутинка). Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.

Взаимосвязь программы «Радуга» по математике в средней группе и использование развивающих игр Воскобовича очевидна. Знакомство с цифрами осуществляется путём знакомства с героями математического театра, создания математических фризов, изображающих цифру и число. Поэтому игра «Конструктор цифр» очень помогает в усвоении и закреплении пройденной цифры. Дети сначала выкладывают цифру по образцу, а потом по памяти.

Эти игры мы используем как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в самостоятельной. У детей тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Качественная реализация развивающих игр невозможна без определения уровня развития детей. В младшей группе проводилась диагностика уровня знаний детей. В этом году свои знания дети будут контролировать сами по выращенным плодам знаний в Фиолетовом лесу (закрашивают чешуйку при выполнении определённого задания).

К концу года я планирую провести диагностику по итогам самооценки детей по освоению ими операций с «Четырёхцветным квадратом», «Геоконтом», «Прозрачным квадратом», «Конструктором цифр».

Мы стараемся научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим детей умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»

методические    рекомендации  для  воспитателей  старших и подготовительных групп...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.Воскобовича"

В рекомендациях раскрыты основные подходы к использованию развивающих игр В.Воскобовича в развитии математических представлений у дошкольников....

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Педагогическая технология В.В.Воскобовича как условие интеллектуального развития дошкольников....

Методические рекомендации для воспитателей « Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича »

 Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключен...

"Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича"

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича...