"Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича"
статья по теме

Алёхина Марина Васильевна

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_murashova_2.docx43.63 КБ
PDF icon rasporyazhenie_po_avtoram_2018.pdf600.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Мурашова Марина Васильевна -  воспитатель,

Балашова Олеся Викторовна -  воспитатель,

 МБДОУ «Детский сад № 85», г. Бийск

659303, Алтайский край, г. Бийск, ул. Митрофанова, д. 10,

кв. 61, тел. +7-960-943-79-64,

e-mail: slash-_@mail.ru

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудностей.

Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и далее впоследствии возрастает только в первые три года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само собой, а требует создания определенных физических и психологических условий.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются - планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр мы особо выделили группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Из своего опыта работы с детьми мы особо выделяем: «Двухцветный и четырехцветный квадраты», Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики», « Чудо – соты», «Конструктор букв», «Чудо-цветик», «Шнур-затейник», «Лого-формочки», "Коврограф "Ларчик" и другие.

Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы, решает определенные образовательные задачи. Все игры рассчитаны на широкий возрастной диапазон. Они нас привлекли своей красочностью, яркостью, вводимыми забавными игровыми персонажами: например, в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате» – Незримка Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» – попугаи Эник и Беник и т. д.

Использовать игры В. Воскобовича можно как в ООД (2-х и 4-х цветные квадраты Воскобовича, прозрачные льдинки, «Игровизоры» и другие, так и в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе («Шнур-затейник», «Лого-формочки», «Лого-крестики», « Чудо – соты», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Чудо-цветик» и другие).

Знакомить детей с играми мы начали с младшей группы. Чтобы игры не надоедали, мы доставали их ненавязчиво и не каждый день.

Игра с 2-х цветным квадратом Воскобовича, помогла нашим детям усвоить разные геометрические формы, основные цвета, научила ориентироваться в размере геометрических фигур, в микропространстве (в дальнейшем на листе бумаги, в тетради, конструировать плоскостные и объемные фигуры, развила логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, мелкую моторику, речь.

Так же мы попробовали изготовить двухцветный квадрат на каждого ребенка самим. Для этого нам понадобился нетканый материал (он хорошо сгибается). На него наклеили плотный картон в виде треугольников (32шт:16 красных и 16 зеленых).

Знакомя детей с квадратом, мы предлагали такие задания:

• «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);

• «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);

• «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;

• «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)

Затем познакомили детей со способами конструирования. Здесь важно им объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.

Чтобы дети легче запомнили, что «ежик» складывается из треугольника, а «мышка» из прямоугольника (а они должны получиться определенного цвета).

Здесь помогут следующие сказки:

«Ёжик»

«Однажды осенью Ваня с мамой отправились в лес. Взяли с собой большую корзинку и стали собирать грибы. Около березки нашел Ваня подберезовик, около осинки – подосиновик, на пенечке - опята. Присмотрелся - стоит под деревцем в траве красный грибок, хотел его сорвать, а он сложился пополам и превратился в зеленый треугольный листочек. А потом спрятал свой верхний уголок вовнутрь и побежал. Оказался это не грибок, а ежик. И не найти теперь ежика в траве, стал он таким же зеленым, как травка».

«Мышка»

«Вы знаете, что все мыши очень любят сыр и очень боятся котов. Однажды мышка вылезла из своей норки, пробралась на кухню, чтобы полакомиться. На зеленом квадратном столе лежала прямоугольная в красной пленке головка сыра. Мышка вскарабкалась на сыр и стала обгрызать его верхний правый уголок (спрячем его вовнутрь). Наелась, посмотрела она на оставшийся сыр, а он стал похож на мышку с таким же носиком, только красную. Тогда вымазала мышка свою шерстку в красной краске, что стояла у Вани на столе, и стала такая же, как сыр красная. Пусть теперь кот отличит настоящую мышь от сырной!»

На каждый алгоритм сложения можно придумать свою сказочную историю. Например, такую…

«Как мышка в рыбку превратилась»

«Летом мышка подружилась с лягушкой, которая жила в пруду. Они играли, веселились, прыгали на полянке. Вот и говорит лягушка мышке: «Я с тобой прыгаю, играю, а ты со мной поплавай!». «Как же я поплыву? Я не умею плавать!» - ответила мышка. Огорчилась лягушка. «А давай превратим тебя в рыбку», - сказала она. «Загни свой хвостик на «квадратик», потом под «квадратик», а теперь сложи хвостик зеленый вовнутрь и плыви!». Превратилась мышка в рыбку и стала с лягушкой плавать в пруду».

Так же различные сказки можно придумать и самим. Все гениальное - просто! Стоило только проявить фантазию. С большим удовольствием в создании и сочинении сказок активное участие принимали не только воспитатели, но и дети!

Можно складывать героев или предметы. Предлагаю алгоритм построения фигурок из 2-х цветного квадрата: «конфета» - «лодочка»; «треугольник (крыша дома)» - «летучая мышь»; «сыр (прямоугольник)» - «мышка»; «мышка» - «звездочка»; «мышка» - «рыбка»; «мышка»- «птичка»; «гриб (треугольник)» - «ежик»; «ежик» - «башмачок»; «ёжик» – «подъемный кран»; «ежик» - «лиса»; «подъемный кран» – «табурет»; «табурет» - «лягушка», «подъемный кран» – «шлем»; «ежик» - «башмачок» - «самолет»; «ежик» - «башмачок» - «ворон»;

 «маленький домик» - «котенок».

Алгоритм складывания любой фигуры мы решили вводить по следующему плану: сначала дети выполняют складывание формы вместе с воспитателем по показу; далее знакомим их со схемой поэтапного сложения; после усвоения материала самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы; проговаривание детьми действий во время складывания, самостоятельное складывание формы по памяти.

Квадрат В. Воскобовича – бесконечное оригами, поэтому мы придумывали с детьми свои конструкции и создали целый альбом схем - изображений. Фантазии безграничны. Когда дети усваивали складывание из 2-х цветного квадрата, мы брали 4-х цветной квадрат (фигуры получаются 1, 2, 3-х цветные). Но обязательно дети должны проговаривать порядок складывания. Это разовьет их речь, закрепит название формы, цвета, лучше запомнятся пространственные понятия. (см. рис.1)

Игра «Прозрачный квадрат» (нетающие льдинки, представляет собой прозрачные пластины с разными по форме и размеру цветными элементами. Игры с «льдинками» помогли нашим детям освоить названия и формы геометрических фигур, их размер; дети научились составлять геометрические фигуры из частей, понимать соотношения целого и части; смогли конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; научились анализировать, сравнивать, проявлять творчество, развили внимание, память, воображение, речь и мелкую моторику рук.

В играх с «Прозрачным квадратом» важно учитывать, что при складывании квадрата пластинки накладывают друг на друга всей плоскостью. При наложении не допускается пересечение (совмещение) элементов.

Прозрачные квадраты используются мною на разных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Из прозрачных квадратов можно складывать:

- разные по величине геометрические фигуры: квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы, различные многоугольники;

- разные фигуры по схемам из альбома, а также придуманные совместно или детьми (использую индивидуальные схемы на каждого ребенка и большие схемы для показа): птиц, животных, транспорт, посуду, одежду, обувь и др.

Прозрачные квадраты помогли нам на занятиях по математике проводить анализ геометрических фигур, соотносить целое и часть. Например, какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат (равных или неравных? Придумай и сложи свой квадрат из двух, четырех равных частей.

Задания с прозрачными квадратами научили ребят классифицировать (подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства). Например, выложи точно такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, объясни свой выбор; продолжи ряд из пластинок, объясни, что их объединяет.

Прозрачные квадраты использовались детьми и в коллективной игре. Например, «Вертикальное домино» (сложить квадраты из пластинок и набрать как можно больше очков).

Интересной для детей является игра «Геоконт». "Геоконт" - её еще называют "дощечкой с гвоздиками" или "разноцветные паутинки". Она представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные "динамические" резинки. В результате такого конструирования по показу взрослого, по схеме-образцу, словесной модели, словесному алгоритму или собственному замыслу получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Игровой набор сопровождает методическая сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава" (в названии сказки зашифровано слово "геометрия").

Игра "Чудо - крестики" - представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети научились собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложнилось: по схемам в "Альбоме фигурок" (прилагается) дети собирали сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.

Игра развила внимание, память, воображение, творческие способности, "сенсорику" (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение "читать" схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

Так же наше внимание привлекла игра «Чудо - соты», она представляет собой деревянную рамку с пятью разноцветными вкладышами, по форме напоминающие соты. Каждая сота состоит из нескольких частей – геометрических фигур.

Игра улучшила тактильно – осязательные анализаторы детей, мелкую моторику, развила воображение, сенсорику, усовершенствовала творческие способности, внимание, память и пространственное мышление.  

1.        Ребенок может играть, собирая все соты воедино в рамке или конструируя из них всевозможные фигуры и силуэты.

2.        Предметы можно складывать по предложенной схеме или придумывать их самому.

3.        По предложенным схемам из геометрических фигур ребенок сможет сконструировать на плоскости следующие предметы: замок, верблюда, медведя, зайца, розу, человечков и многое другое.

4.        Готовые фигуры можно обвести карандашом по контуру, а затем разукрасить получившееся изображение. Обрисовка задействует обе руки  вашего ребенка, активизируя тем самым левое и правое полушарие головного мозга – это особенно важно для тренировки моторно - зрительной координации дошкольника.

Так же мы попробовали изготовить цветные схемы фигур и силуэтов, где дети смогли самостоятельно конструировать по образцу. (см. рис. 2 - 10)

Так же нам очень понравлюсь игра кораблик "Брызг - брызг", которая представляет собой игровое поле из ковролина, в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки-паруса на липучках.

Игра развила у наших детей мелкую моторику, внимание, память, мышление, дала дала представление дошкольникам о математических представлениях: о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде. "Математические корзинки" - это пособие, которое помогло детям буквально "на ощупь" закрепить счет, уяснить состав чисел, а так же понять смысл сложения и вычитания. Дети выкладывали в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.

 Во время занятий с детьми по играм Воскобовича, мы обращали внимание на следующее:

- Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

- Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

- Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».

- Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам. 

Пример реализации планирования педагога.

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «В гостях у зайчика».

Цель: создание условий для развития у детей познавательных интересов через решение математических задач познавательного характера.

Задачи:

Закрепить знания  детей о сенсорных эталонах формы, цвета, величины, способствовать развитию глазомера, развивать познавательные и творческие способности детей, совершенствовать процессы логического мышления, свойства внимания и пространственного мышления.

Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить различать понятия «много», «один». Приучать пользоваться словами: выше – ниже.

Вызвать желание  оказывать помощь.

Закреплять умение узнавать, различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник; учить составлять узор по образцу, использовать «Чудо - соты», «Чудо - крестики». Содействовать  воспитанию интереса к изучению государственного и английского языка.

Оборудование: игра «Чудо – соты», «Чудо – крестики», интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к занятию, конфеты синего и красного цвета, схема машины, кочки, костюмы героев.

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга

В небе солнышко взошло (поднимают руки вверх)                                                                  

И всем улыбнулось (опускают руки – выдох)                                                                      

Нам вдруг стало хорошо (вверх – вдох)                                                                                  

 И больше не взгрустнулось (вниз - выдох).                                                                            (забегает зайчик)

Зайчик: - Здравствуйте, дети!  У моей мамы сегодня день рождение,  я готовлю ей сюрприз и не успеваю раздать пригласительные нашим друзьям.

Дети: - Здравствуйте, заяц!

Воспитатель: Ребята поможем

Дети: да

Воспитатель: Я стану проводником, нам нужно отправиться в путь, но на чем мы поедем? Смотрите здесь лежат фигурки. Кто знает, как они называются?

Дети: Чудо - соты

Воспитатель: а теперь посмотрите на изображение, что нам нужно сделать из чудо – сот?

Дети: машину (выполняют задание, строят машины по образцу)

Воспитатель: кто мне скажет, машина какой вид транспорта?                      

Дети:  наземный транспорт

Воспитатель: готовы отправится в путь? Поехали!

Мы едем, едем, едем

И далекие края.

Хорошие соседи

И добрые друзья (встречает волк)

Волк - Здравствуйте, дети! Спасибо  за приглашение.. Меня пригласили на день рождение, а у меня нет подарка

Дети: Здравствуй волк!

Воспитатель: ребята поможете волку подарок сделать. Зайчихе  нравятся бусы! Посмотрите на образец и сделайте такие же бусы (следите за последовательностью цветов) Из каких фигур  наши бусы?

Дети: круг,  треугольник, квадрат.

Волк: Спасибо. До свидания!

Воспитатель:  нам дальше в путь отправляться надо. Перед нами болото,  предлагаю пройти болото по кочкам.  Проходите, соберем с вами чудо крестики, это и будут наши кочки. Каждому нужно собрать чудо крестик одного цвета. (Дети собирают крестики).

Кристина, какого цвета у тебя крестик? (Желтый, красный, зеленый, синий.)

Из скольких частей он состоит? давай посчитаем 1,2,3,4 молодцы

 Воспитатель: Вот и прошли болото, к кому мы попали?  давайте поздороваемся.

 Дети: Здравствуйте лиса! Возьми пригласительную открытку от зайчика.

Лиса:  Здравствуйте! Меня пригласили на день рождение, а я подарок потеряла.

Воспитатель: а где ты была.

Лиса: возле елочек гуляла, но вдруг пошел снег.

Воспитатель: вот две елочки, какие они ребята?

Дети: высокая и низкая.

Воспитатель: нам нужно развешать снежинки на ели, большие – на высокую, на низкую маленькие снежинки. (Дети выполняют задание. Под елкой  подарок)

Лиса: Спасибо!

Воспитатель: Теперь нужно возвращаться к зайчику. Беда все самолеты сломались, что делать, как к зайчику полететь?                      

Воспитатель: ребята чего не хватает самолетам.

Дети: крыльев и хвоста.

Отремонтируйте  самолеты с помощью прищепок. Сколько   самолетов? Какой вид транспорта?                                                                                              

Дети: много, воздушный.

Воспитатель: Полетим на самолете, зайчик нас уже ждет.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Дети подходят к столу.

(Открываю записку «Встречаю гостей угощайтесь») ребята послушайте меня внимательно: синюю конфетку возьмет, тот, кому было тяжело справляться с заданиями, а красную кому было легко.

Можно сделать вывод, что систематическое использование в процессе ООД, а также в самостоятельной деятельности различных игр Воскобовича, позволило нам сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности, знание базовых форм складывания, умение работать со схемой, умение рассказывать последовательность действий, проявлять фантазию, предвидеть результат, ориентироваться на плоскости, логически мыслить, повысить уровень познавательной активности.

Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, соответствуют ФГОС ДО. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми дошкольного возраста. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети стали раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

Список литературы:

        

  1. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2007
  2. Воскобович В. В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. «ТЦ Сфера» 2015г
  3. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, 2013г
  4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.- Воронеж, 2009

1. Конструкции из двухцветного квадрата Воскобовича.

2.  Цветные схемы фигур и силуэтов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»

методические    рекомендации  для  воспитателей  старших и подготовительных групп...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.Воскобовича"

В рекомендациях раскрыты основные подходы к использованию развивающих игр В.Воскобовича в развитии математических представлений у дошкольников....

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Педагогическая технология В.В.Воскобовича как условие интеллектуального развития дошкольников....

Методические рекомендации для воспитателей « Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича »

 Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключен...

Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход о...