«Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

методические    рекомендации  для  воспитателей  старших и подготовительных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ   РАЙОННОЕ  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«Центр  развития  ребенка – детский  сад «Теремок»

Методические  рекомендации  

 для  воспитателей

«Развитие математических представлений у детей посредством

развивающих игр В.В. Воскобовича»

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудностей.

Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и, впоследствии, возрастает только в первые 3 года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само собой, а требует создания определенных физических и психологических условий.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются - планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».

Технология «Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.

Задачи, которые решает технология:

1.Эффективное развитие всех психических процессов

а) постоянное и постепенное усложнение игр;

б) продуктивная деятельность - в каждой игре ребенок всегда получает какой-то результат.

2. Раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.

3. Игровое обучение. Развивающие дидактические игры делают учение интересным для малыша

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Методические сказки содержат игровое обозначение свойств предметов, дополнительную игровую мотивацию.

Все игры технологии «Сказочные лабиринты игры» разделены на этапы освоения и роли взрослого на каждом из них:

1. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми.

2. Занятия, комбинированные из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий.

3. Занятия – викторины.

4. Комплексные занятия.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Тщательно изучив подходы автора, я поставила цель:

Развитие операций и умение манипулировать цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов, геометрическими понятиями.

Задачи:

  1. Создать условия для интеллектуального развития детей;
  2. Разработать планирование по внедрению технологии В.В. Воскобовича;
  3. Использовать технологию «Сказочные лабиринты игры» в разделах образовательной программы «Детство», направленных на развитие математических представлений;
  4. Провести педагогическую диагностику развития математических представлений посредством игр В.В. Воскобовича.

Практическая часть

Для эффективного решения образовательных задач по данной технологии с детьми 4-5 лет я изготовила и использовала в работе «2-х цветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Волшебная 8». Детей знакомила с персонажами сказок. Например: в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате» – НезримкаВсюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» – попугаи Эник и Беник.

Знакомясь со сказочными героями, мы преодолевали с детьми совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Поэтому игры, развивающие логическое мышление, включала как часть занятия по математике.

На следующий год были приобретены развивающие игры Воскобовича для старшей группы: «Чудо-головоломки» (соты, крестики), «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Геоконт»

Играя с «Чудо-головоломками», дети знакомились с сенсорными эталонами цвета, формы, величины. Дети могли уже составлять небольшие описательные рассказы по картинкам, сложенным из деталей головоломки.

В старшей группе дети знакомились с написанием цифр, соотношением целого и части, поэтому использовала игру «Прозрачная цифра» как задание на развитие математических представлений и решение творческих задач.

Обучающее игровое пособие «Игровизор» явилось прекрасным дополнительным средством по математическому развитию детей, формированию представлений о предметном и природном мире.

При достаточном количестве развивающих игр Воскобовича успешно удавалось планировать и проводить комплексные занятия, это: развивающие игры + театральная деятельность, развивающие игры + развитие речи.

Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогли родителям понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста, побуждали их принять участие в воспитании детей в дошкольном учреждении.

На родительском собрании я провела игру «Путешествие по островам», где родители могли оценить умение и навыки своих детей в развивающих играх, совместную игровую деятельность детей, как партнеров.

В конце года провела диагностику по развивающим играм, результаты которой показали стабильную динамику развития детей.

В этом году, чтобы дети почувствовали сказочную атмосферу, оборудовала в группе интеллектуальный игровой центр «Фиолетовый лес» - это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с героями – персонажами.

Используя технологию «Сказочные лабиринты игры» запланировала следующие формы работы с детьми:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивную деятельность.

Игры и пособия В.В Воскобовича широко использую при организации любой деятельности:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие: «Фонарики», «Волшебная восьмерка – 2», «Кораблик Брызг – Брызг», «Логоформочки 3-5».

2. Игры с буквами, звуками, слогами: «Шнур-затейник», «Читай-ка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Складушки».

После того как дети освоили уже достаточное количество игр, мы упражняемся и закрепляем пройденный материал на логико-математических занятиях.

Со старшими детьми совместная деятельность становится познавательной, исследовательской. В таких играх дети видят во мне партнера, чувствуют самостоятельность, идет живая беседа, создается атмосфера творчества. В такой деятельности параллельно решаются и вопросы нравственного воспитания.

Таким образом, работая в течение трех лет по теме «Формирование математических представлений у детей посредством игр В.В. Воскобовича» мне удалось:

- создать условия для интеллектуального и творческого развития детей (приобретены игры, персонажи, оформлена предметно-развивающая среда в группе «Фиолетовый лес»);

- разработать перспективный план по использованию технологии в средней, старшей и подготовительной к школе группах;

- сочетать решение математических задач с требованиями программы «Радуга» посредством системы игр В.В. Воскобовича;

- ежегодно отслеживать результативность своей работы с помощью диагностики развития детей.

Считаю, что поставленной цели я достигла, т.к. дети умеют мыслить, манипулируют цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов и геометрическими понятиями.

В дальнейшем я планирую:

1. Распространять свой опыт: оказывать помощь педагогам детского сада в обучении технологии «Сказочные лабиринты игры» - через семинары, консультации, открытые занятия.

2. Пропагандировать среди родителей важность развивающих игр в работе с детьми.

3. Провести анкетирование родителей по внедрению в работу детского сада технологии «Сказочные лабиринты игры».

4. Составить авторскую экспериментальную программу по кружковой работе с использованием технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в ДОУ.

5. Организовать работу кружка «Развивай-ка» в детском саду.

Развитие логического мышления

через развивающие игры Воскобовича.

В процессе развития человеком изобретены различные методы познания окружающего мира. Для эффективного использования этих методов мышление человека должно быть логически правильным. Условия, при которых логическое мышление развивается наиболее эффективно:

1.Подключение в работу мелкой моторики рук;

2.Комплексность подхода к занятиям, их регулярность;

3.Применение игр с головоломками, сочетающих в себе способность развивать логическое мышление со способностью вызвать интерес ребёнка к занятиям.

Одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, является развитие самостоятельной логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать вывод и в конечном счёте самостоятельно приобретать знания.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципов высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо.

Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и впоследствии возрастает только в первые три года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само собой, а требует создания определённых физических и психологических условий.

Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, совершенствуют память, воображение, восприятие, внимание, логическое и творческое мышление, речь. Игры систематизированы и на основе их создана технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3 – 7 лет, которая называется «Сказочные лабиринты игры».

Пройдя обучение по программе «Когнитивное развитие и обучение». «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в игре (развивающие игры Воскобовича)», я начала заниматься с детьми своей группы и развивать их с помощью игр, предлагаемых данной технологией.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игр» очень важно оснастить группу комплектами игр и игровых пособий.

Начиная с самого простого, я изготовила двухцветный квадрат на подгруппу детей и начала занятия со 2 младшей группы, когда детям исполнилось 3 года.

«Квадрат Воскобовича» - игра – головоломка, в процессе которой дети осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм.

При планировании игр – занятий с двухцветным квадратом ставила цели:

1.Развивать мелкую моторику руки;

2.Пространственное мышление;

3.Творческое воображение;

4.Совершенствовать внимание и память;

5.Развивать детскую художественно – речевую деятельность при сочетании сказки и конструирования.

Знакомясь со сказочными героями (мамой Трапецией, папой Прямоугольником, дедушкой Четырёхугольником), дети путешествовали с «Волшебным квадратом» по сказке, преодолевали вместе с ними совсем не сказочные препятствия, добивались успеха.

Игры с «Волшебным квадратом» включала как часть занятия по математике при: знакомстве с геометрическими формами, с понятиями длинный – короткий, с пространственной ориентировкой (верхние, нижние углы, середина).

Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Легенды Фиолетового леса» снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений. Интеллектуальные способности детей интенсивно развиваются в том случае, если образовательная деятельность осуществляется в системе постоянного и постепенного усложнения игр.

В средней группе дети приобретают навыки конструирования, совершенствуются основные логические операции. Продолжая работу по данному направлению, я решила познакомить детей с новыми играми: «Четырёхцветный квадрат», «Двухцветный квадрат». В процессе выполнения заданий дети складывают многоцветные фигуры. Гномы Двин, Дван, Трин предлагают вернуть цвет геометрическим фигурам по схемам. Игровая деятельность с «Четырёхцветным квадратом» требует интеллектуальных и волевых усилий. Дети уже сами придумывают и складывают свои фигуры, дают им названия.

В процессе игровой деятельности у детей развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. В игре «Прозрачный квадрат» дети знакомятся с эталонами формы и величины, соотношениями целого и части, пространственными отношениями предметов. Обыкновенные прозрачные пластинки с геометрическими формами становятся «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях мальчика Гео, дети воплощают сказочные образы в предметные формы.

Интересной и новой для детей стала игра «Геоконт» («Чудесная поляна»). С помощью волшебных ниточек – резинок дети выполняют задания Паука Юка. На первом этапе знакомства с этой игрой, дети конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение).

В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» (задание, вопрос, задача). Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка (паутинка). Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.

Взаимосвязь программы «Радуга» по математике в средней группе и использование развивающих игр Воскобовича очевидна. Знакомство с цифрами осуществляется путём знакомства с героями математического театра, создания математических фризов, изображающих цифру и число. Поэтому игра «Конструктор цифр» очень помогает в усвоении и закреплении пройденной цифры. Дети сначала выкладывают цифру по образцу, а потом по памяти.

Эти игры мы используем как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в самостоятельной. У детей тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Качественная реализация развивающих игр невозможна без определения уровня развития детей. В младшей группе проводилась диагностика уровня знаний детей. В этом году свои знания дети будут контролировать сами по выращенным плодам знаний в Фиолетовом лесу (закрашивают чешуйку при выполнении определённого задания).

К концу года я планирую провести диагностику по итогам самооценки детей по освоению ими операций с «Четырёхцветным квадратом», «Геоконтом», «Прозрачным квадратом», «Конструктором цифр».

Мы стараемся научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим детей умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ ВОСКОБОВИЧА.

«4Х ЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ»
«ГЕОКОНТ»
«ПРОЗРАЧНЫЙ КВАДРАТ»
«КОНСТРУКТОР ЦИФР»
(старшая группа)

СЕНТЯБРЬ: 1. .Игры с «2- х цветным квадратом».

а) Вспомнить по схемам складывание предметов;

б) Составление сказок, придумывание новых фигур;

в) Самостоятельные игры с волшебным квадратом.

ОКТЯБРЬ: 1. Знакомство с «4-х цветным квадратом».

а) Конструирование фигур как с «2-х цветным квадратом» (сложить и различие);

б) Знакомство с гномом Двином, выполнение заданий (складывание красного квадрата, синего треугольника).

2.Знакомство с игрой «Геоконт».

а) Паук Юк знакомит детей с волшебными чудесными полянками, паутинками;

б) Сплети паутину треугольной формы.

НОЯБРЬ: 1. Продолжение работы с «4-х цветным квадратом»

Конструирование фигур 1-6 по схеме;

а) Закрашивание бесцветных фигур по схеме 1-2.

2.Продолжение работы с «Геоконтом».

а) Выкладывание разного вида треугольников

ДЕКАБРЬ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Конструирование фигур по схеме 1-6 с другим цветом (сделать дополнительные схемы);

б) Закрашивание бесцветных фигур в соответствии с предложенными схемами.

2. «Геоконт» - чудесная Поляна.

а) Выкладывание квадратов, использование 2-х резинок, квадраты большие и маленькие.

2.Знакомство с «Конструктором цифр».

а) Знакомство со сказочными персонажами – попугаями Эником и Беником;

б) Знакомство со схемой выкладывания цифр;

в) Выкладывание цифр 1, 2.

3.Знакомство с «Прозрачным квадратом».

а) У малыша Гео есть волшебные нетающие льдинки. Он хочет выбрать все льдинки с квадратами (сколько их?);

б) Пластинки с треугольниками, сколько их? Раскладывание на группы: большие и маленькие.

ЯНВАРЬ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Придумывание новых одноцветных фигур;

б) Зарисовывание схем.

2. «Геоконт».

а) Выкладывание прямоугольников;

3. «Конструктор цифр».

а) Цифры 1,2,3.

4.«Прозрачный квадрат».

а) Составь ряд по образцу из «Нетающих льдинок», найди лишнюю;

б) Выбрать из общего количества пластинки, наложить друг на друга так, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры;

в) Складывание квадрата из разных геометрических фигур способом наложения.

ФЕВРАЛЬ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Знакомство с шутом Дваном;

б) Складывание фигур по схемам 8-12.

2. «Геоконт».

а) Выкладывание четырехугольников различной конфигурации (прямоугольник, квадрат, трапеция);

б) Использование этих фигур в самостоятельных играх, конструкторах.

3. «Конструктор цифр».

а) Конструирование цифр 1, 2, 3, 4;

б) Сколько нужно палочек, чтобы выложить определенную цифру?

4. «Прозрачный квадрат».

а) Сложить девять квадратов из всех пластинок;

б) Найди в альбоме фигурки, собранные из одних и тех же пластин;

в) Собери лошадку ОШ, жирафа АФ, носорога РОГ (сколько пластинок понадобилось, какие геометрические фигуры использовали).

МАРТ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Злой волшебник многоугольники и сделал их бесцветными – помогаем шуту Трину вернуть цвет;

б) Шут Дион сложил квадрат и вернул ему красный цвет. Просит детей сделать другие квадраты: одноцветные, двуцветные, трехцветные.

2. «Геоконт» - выкладывание 5-6-угольников.

а) Составление предметов из разных геометрических фигур (домик, ракета);

б) Составление цифр из резинок 1,2,3,4.

3. «Конструктор цифр».

а) Цифра потерялась (предлагаем ряд цифр, найти и выложить какой не хватает);

б) Работа со схемой (закрашивание выложенной цифры).

4. «Прозрачный квадрат».

а) Выкладывание по схемам со сказочным сюжетом (голова Ва-Ва, свечка Вы и т.д.);

б) Придумать свои варианты конструирования хорошо знакомых фигур.

АПРЕЛЬ: 1. 4-х цветный квадрат.

а) Шут Дван придумал другую забаву: сложить фигуры в которых нет, например, красного (зеленого, синего и др.) цвета;

б) Дети, вспоминая сказку должны сложить «лодочку», башмачок, ежика, мишку.

2. «Геоконт».

а) Конструирование 8-9-угольников;

б) Конструирование по образцу предметных форм (мебель, одежда, посуда);

в) Построить квадраты всех размеров, от самого маленького до самого большого.

3. «Конструктор цифр».

а) Разучивание считалки «Эники - беники ели вареники очень веселые веники». Соотношение со схемой конструктора цифр.

4. «Прозрачный квадрат».

а) Коллективная игра «Вертикальное домино»;

б) Выкладывание фигур из 3 пластинок: самолет, птица; из 4 пластинок: жираф, лошадка, гусь, собака; из 6 пластинок: собака, олень.

МАЙ: Итоговое занятие.

Викторина «Сказочные лабиринты игры», стр. 29.

Диагностика уровня знания детей.

Математическое развитие детей («Сказочные лабиринты игры», стр.16).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ ВОСКОБОВИЧА С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНТЯБРЬ: Оснащение развивающей среды играми и пособиями.

ОКТЯБРЬ: Свойства

1. Геометрические фигуры

«2-х цветный квадрат» - игровое задание: найди и сложи разные пятиугольники

«Чудо-крестики - 2,3» - игровое задание: найти все не треугольники, не красные, и т.д.

(конструирование по схемам)

2.Преобразование

«4-х цветный квадрат» – игровое задание: помочь шутам Двану и Трину вернуть цвет (схемы 11,13,16)

3. Многоугольники

«Геоконт» – игровое задание: с помощью резинок разного цвета выложить разные по величине многоугольники.

«Прозрачные льдинки» – игровое задание: найди все многоугольники.

НОЯБРЬ: Отношения

Целого и части

«Геоконт» - игровое задание разделить прямоугольник на четыре равные а затем не равные части.

«Чудо-крестики - 2,3» – игровое задание: собрать крестики не цветной стороной (конструирование по схемам)

Пространственные отношения

«Прозрачный квадрат» – игра «Волшебный мешочек» - игровое задание: назвать невидимые льдинки и описать их.

Количественные отношения

«Прозрачная цифра» - игровое задание: из каких пластинок можно сложить цифры (4,5,7,8), описание пластинок.

«Двухцветный квадрат» - превращение квадрата в домик – игровое задание: сколько в этом домике квадратов красного, зеленого цвета; сколько разноцветных.

Интегрированные занятия.

ДЕКАБРЬ: Числа и цифры

Состав числа.

«Кораблик «Брызг – брызг» - игровые задания: название мачт, насколько больше на каждой мачте флажков, размещение флажков по словесному заданию.

«Счетовозик» - знакомство с игрой – игровое задание: в каких окнах больше всего фонариков, где меньше, где нет и почему?

«Волшебная восьмерка» - игровое задание: сколько предметов? (выложить цифры)

ЯНВАРЬ: Пространственные отношения

«Геоконт», «2-х цветный, 4-х цветный квадрат» – игровое задание: работа со схемами, преобразование фигур.

«Чудо-соты», «Чудо –крестики» 1,2,3 – выкладывание по схемам.

«Змейка» - знакомство с игрой (из методики)

«Игровизор» - «Катя, Рыжик, Рыбка» (листы 1,2,3)

«Кораблик «Брызг-Брызг» – игровые задания: раскладывание флажков на мачтах по схеме «Лесенка», «Радуга», «Тельняшка».

Логико-математическое занятие.

ФЕВРАЛЬ: Состав чисел второго десятка

«Счетовозик» - игровые задания: на сколько больше окошек зажглось в каждом ряду, отметь шнурком из каких чисел состоит 11, 13,15 и т.д.

«Игровизор» - игровые задания: посели жильцов в домики, расставь знаки (<,>,= )

Преобразование

«Геоконт» – знакомство с понятиями «луч», «отрезок», «прямая», «кривая» с помощью сказки (главы 3,7, 9, 10,11)

«Логоформочки - 3,5» – знакомство с игрой название формочки, верх, низ. Конструирование из частей, в ячейках линейки, на столе и по образцу.

Логико-математическое занятие.

МАРТ: Сложение и вычитание чисел

«Счетовозик» – игровое занятие соединить с помощью шнурка два числа

«Лабиринты цифр»- решение арифметических действий с помощью «игровизора»

Сохранение количества

«Прозрачный квадрат» – неизменность величины, задание на поиск закономерностей игра «Кто быстрее сложит девять квадратов» - игровое задание

«Чудо-крестики» игра «Волшебный мешочек», «Змейка» – игровое задание: перекрути, вспомни как собирали фигуру.

Связь изменения и неизменности в зависимости от расположения предмета

«Прозрачная цифра» – игровое задание: что нужно сделать, чтобы превратить 6 в 9? Как тройку превратить в девятку, перевернув только одну пластинку?

АПРЕЛЬ: Алгоритмы (чтение схем, способов и пути при выполнении действий)

«Геоконт»– конструирование фигур по сказке; на чудесной Поляне появляется паутина любой формы, перенести ее на «геовизор»

«2-х цветный квадрат» – игровое задание сложить предметные формы, назвать, сочинить описательные рассказы или сюжетные рассказы.

«4-цветный квадрат» – Шуты сочиняют новые забавы для короля, игровое задание: придумать новые фигуры, сложить и назвать их.

«Чудо-соты» – игровое задание: обводят детали головоломки, раскрашивают и сочиняют рассказ.

«Змейка» - складывание по схемам плоскостных и объемных фигур.

«Чудо-крестики» - вспомнить приключения, сложить одну сюжетную картинку и придумать рассказ.

«Прозрачный квадрат»- показ предметов; игровое задание: выложить точно такой же из «льдинок»

«Прозрачная цифра» - складывание предметов, не пользуясь картинкой - схемой

«Кораблик Брызг – Брызг»

Игра «Да – нет»

Игра «Посмотри и вспомни»

«Волшебная восьмерка» - игровые задания: зашифруй цифру с помощью, считалки «кохле-охле…»

«Логоформочки – 5»

Игра «Вершки - корешки», игра «Да – нет».

МАЙ: Диагностические задания

Собираем плод знаний

Оформление диагностических карт.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское  районное  муниципальное дошкольное  образовательное бюджетное  учреждение «Центр  развития  ребенка – детский  сад «Теремок»

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе

«В гостях у кота Матроскина»

Воспитатель Якупова Э.Р.

Цели:

  1. Закреплять знание натурального ряда чисел, закреплять навыки счета до 10.
  2. Развивать умение выстраивать события в логической последовательности.
  3. Развивать навыки ориентировки на листе бумаги.
  4. Развивать внимание и память.
  5. Развивать творческое воображение, логическое мышление.
  6. Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции,
    познавательный интерес.        
  7. Объяснить структуру арифметической задачи; учить детей вычленять условие задачи, ставить вопрос, составлять решение задачи, формулировать ответ.

Материалы для занятия:

  1. Наборы цифр и арифметических знаков на каждого ребенка.
  2. Натуральный ряд чисел от 1 до 10.
  3. Серия рисунков изображающих последовательность соединения паровоза.
  4. Макет арифметической задачи
  5. Карточки с пронумерованными точками. На каждого ребенка.
  6. Кот Матроскин -  игрушка
  7. Карточки для раскрашивания рисунка в соответствии с цифрами на каждого ребенка

ЧАСТЬ 1

Введение в занятие. Письмо от Матроски на

Воспитатель:

  1. Дорогие ребята, сегодня я получила странное письмо. В нем ничего не написано, есть только карточки с пронумерованными точками. Как вы думаете, если их правильно соединить, мы сможем понять от кого письмо? Давайте попробуем.

(После самостоятельной работы у детей получаются рисунки кошачьей мордочки и домика).

Воспитатель:

  1. Как вы думаете, кто же прислал нам письмо, какой кот? Наверное, кот Матроскин. А что он хотел нам сказать? Наверное, хочет пригласить нас в гости. Хотите отправиться в гости в Простоквашино?

                                      ЧАСТЬ 2 ПОЕЗД

Воспитатель:

  1. Я знаю, что в Простоквашино можно добраться на поезде, нам придется разгадать одну загадку. Посмотрите, на этих картинках изображены разные этапы строительства локомотива, к которому присоединяются вагоны. Нужно восстановить последовательность строительства локомотива. Попробуем это сделать с помощью цифр. Цифру 1 мы прикрепим к той карточке, на которой, по вашему мнению, изображен 1 этап строительства локомотива, цифру 2 - к той карточке, на которой, по вашему мнению, изображен следующий этап, и т.д.

Воспитатель:

- Ребята, кто хочет восстановить последовательность строительства локомотива. ( Если ребенок ошибается воспитатель предлагает ему подумать  или просит оказать помощь других детей с тем условием, чтобы их мнение было обосновано).

ЧАСТЬ 3

Путешествие на поезде. Физкультминутка

Воспитатель:

- Теперь мы можем отправляться в путешествие. Давайте изобразим паровозик.

Чух,чух,чух, пыхчу, ворчу

Дети встают в колонну друг за другом, делают круговые движения согнутыми в локтях руками.

Это дваижение сохраняется в течение всей физкультминутки.

Стоять на месте не хочу

Стоя на месте попеременно поднимают ноги

Колесами стучу, стучу

Топают ногами.

Колесами верчу, верчу

Двигаются друг за другом по комнате

Садись, скорее, прокачу

Движение по комнате продолжается

Чу-чу-чу-чу!

Поезд останавливается

ЧАСТЬ 4

Приезд в Простоквашино» Помощь Матроскину.

Воспитатель:

  1. Ну, вот мы и приехали в Простоквашино. Нас встречает кот Матроскин.
  2. Матроскин:
  3. Я очень рад, что вы приехали, мне нужна ваша помощь. Шарик побежал на охоту и заблудился, никак не может найти дрогу домой. Следом за ним и моя корова, Гаврюша ушла, и зайчик убежал от Шарика и тоже заблудился. Ребята, я прошу, вас помочь моим друзьям найти дорогу домой, Матроскин:
  4. вот спасибо, вам ребята. Теперь мы все вместе. За вашу помощь я вас отблагодарю. В качестве подарка я вам приготовил несколько задач. Только сначала давайте немного поразомнемся, поиграем. Представим, что промчимся по деревне на быстром коне.

Физкульминутка

Конь меня в дорогу ждет

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот,

Повороты туловища вправо- влево, ноги на ширине плеч

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Наклоны головы вправо- влево

Быстро на седло вскочу.

Приседания

Не поеду- полечу.

Цок-цок-цок-цок

Поочередное высокое поднятие колен с одновременным цоканьем языком

Там за дальнею рекой

Помашу я всем рукой.

(т.к. на этом занятии дети много времени проводят за столами, в нем предусмотрено две физкультлтнутки. В них включаются упражнения на разгрузку позвоночника)

ЧАСТЬ 5

Решение арифметических задач

Матроскин:

  1. Ребята, а вы знаете, что такое задача? Вот послушайте:

«Матроскин и Шарик поливали огород Матроскин полил 2 грядки, а Шарик 3. Сколько грядок они полили вместе?».

Я вам сейчас прочитал задачу. В ней есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ.

Мы с Шариком придумали, как нарисовать задачу в виде домика. Вот стены, пол и потолок- это условие задачи. В нашей задаче условие — «Матроскин и Шарик поливали огород Матроскин полил две грядки, а Шарик 3». Теперь в этой комнате делаем окошко. Это вопрос задачи. Какой вопрос в нашей задаче, о чем в ней спрашивается?

Правильно, сколько грядок они полили вместе. Теперь рисуем крышу. Это решение задачи. Решить задачу, значит ответить на её вопрос. Чтобы узнать, сколько грядок полили вместе Матроскин и Шарик, что нужно сделать? Верно, сложить 2 и 3: 2+ 3 = 5 . полученный результат и есть ответ задачи: Шарик и Матроскин полили вместе 5 гряд Воспитатель:

  1. Итак, задача - это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ. Спасибо тебе за объяснение, Матроскин, и за рисунок тоже.

Воспитатель:

  1. А сейчас я буду вам давать разные задания, а вы будете говорить задачи это или нет.

I .Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Стало красиво. ( Это не задача, т.к. нет вопроса)

  1. Мы купили в магазине 5 апельсинов и несколько груш. Сколько всего фруктов мы купили? ( Это не задача, т.к. не конкретное условие, и нельзя составить решение и получить ответ)
  2. Сколько конфет съедает за вечер Наташа? (это не задача, т.к. нет условия) Матроски:
  1. Вас не проведешь, молодцы, ребята! А теперь попробуйте решить мою задачу. Моя корова Гаврюша дает утром 2 ведра молока и одно вечером. Сколько всего ведер молока дает Гаврюша?

Воспитатель:

  1. Прежде, чем решать задачу, давайте еще раз повторим условие, сформулируем вопрос и, а потом составим решение и назовем ответ. Какое условие у задачи?
  2. О чем в ней спрашивается? Какое составим решение? Вы это решение можете выложить из цифр, которые есть у вас на столе, а Дима запишет решение на доске. Матроскин:

- Я думаю, что все ребята сегодня хорошенько потрудились. Поэтому я предлагаю вам в подарок математические картинки. Вот только раскрасить я их не успел. Поэтому, ребята, раскрасьте их сами в соответствии с цифрами. Цифру 5 надо красить красным цветом, 6-оранжевым, 7- зеленым. Каким цветом будем красить цифру 8 -Вадим? А цифру 9- Алеша?

ЧАСТЬ 6

Подведение итогов занятия

Воспитатель:

- Давайте, еще раз повторим, что нового мы узнали, приехав в гости в Простоквашино?

Мы узнали, что такое решение задачи и как изобразить их схематически, научились записывать решение с помощью цифр, раскрашивать картинки в соответствии с цифрами.

Кому и как мы помогли?

Помогли Шарику, Гаврюше и зайчику добраться до дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.Воскобовича"

В рекомендациях раскрыты основные подходы к использованию развивающих игр В.Воскобовича в развитии математических представлений у дошкольников....

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Педагогическая технология В.В.Воскобовича как условие интеллектуального развития дошкольников....

Методические рекомендации для воспитателей « Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича »

 Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключен...

"Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича"

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича...

Доклад "Использование развивающих игр В. В. Воскобовича при развитии математических представлений у детей"

В данной статье идет речь о применении игр Воскобовича на занятиях по математике в ДОУ....

Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход о...