Главные вкладки

    Роль семьи в развитии речи детей
    статья (старшая группа) на тему

    Мохначева Надежда Геннадьевна

    статья консультация 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль семьи в развитии речи детей

    Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все положительные навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка и развития речи.

    Речи ребенка следует учить, прежде всего, путем примера. Если ребенок слышит правильную, отчетливую, ясную речь, он невольно воспринимает ее, и постепенно положительный навык приобретает силу привычки.

    Если же ребенок воспринимает какой-либо извращенный диалект, то или иное местное наречие, бранные слова, так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи очень трудно бороться как самому ребенку, так и педагогам. Поэтому так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание его речи. Это должны помнить все родители и все люди, окружающие ребенка в детстве. Все внимание, неустанное старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Говорить с детьми нужно обыкновенным правильным языком, медленно, ясно, громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии.

    Каждый опытный логопед или воспитатель, наблюдающий за вновь поступившими детьми в группу, очень скоро составляют себе определенное понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи и о том, что она дала ребенку, как в плане общего развития, так и в плане развития речи. Если бы родители в должной степени понимали, какое огромное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответствующее интересам ребенка словесное общение с ним, они, вероятно, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

    От простой и понятной песенки, рассказа, сказки, образно и увлекательно рассказанной где - то на диване или перед сном, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка, расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, магическую силу слова, оставляя в ней неизгладимые следы. Вспомним роль, которую сыграли в духовном и художественном развитии Пушкина рассказы и сказки его няни Арины Родионовны.

    Родители должны понять, что язык есть главный предмет в деле воспитания, понять значение собственной роли и ответственности в деле развития языка своего ребенка. Устраняя себя от этой роли, передавая ее детскому саду, школе, учреждениям и лицам, они причиняют своим детям огромный и трудно поправимый вред.

    Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. В семье создается то и иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное ежедневное чтение детям вслух, рассказу у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.

    Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельности (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельность ребенка, его посильное участие в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

    Каждое новое событие в жизни семьи - поездка в деревню к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огороде является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активизации словаря для детей, имеющих речевые нарушения. Помимо работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас своего ребенка в быту. Для этого не требуется проведения отдельных «академических» занятий.

    Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т.д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.

    Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). Игра со сверстниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время, как игра с взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.

    Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.

    Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Но это возможно лишь в тех семьях, из повседневной жизни которых не выброшена родная литература, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка, его вкусы и искания. Лишь в этой семье речь ребенка будет развиваться правильно и всесторонне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в развитии речи детей

    Данный материал поможет родителям   выявлять неправильное звукопроизношение в определённом возрасте детей и своевремено обращаться за помощью к учителю-логопеду....

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность.Л.С. Выгодский Ребёнок не рождае...

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Как правильно помочь ребёнку. Что зависит от родителей....

    Роль семьи в развитии речи детей

    Консультация  для воспитателей детского сада.  Даны знания воспитателям  по  формированию речи  дошкольников. Рекомендации для воспитателей по организации  работы с родит...

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

    Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

    Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...