Трудовая деятельность и воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста
презентация к занятию (младшая группа) на тему

Новикова Полина Борисовна

Трудовая деятельность и воспитание  культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova.pptx2.29 МБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовая деятельность и воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста.

Слайд 2

Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте . Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам . В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Слайд 3

Задачи трудового воспитания раннего возраста: 1-я младшая группа Воспитывать уважение к людям любой профессии. Подчеркивать значимость результатов их труда. Поддерживать желание детей помогать взрослым. Приобщать детей к самообслуживанию 2-я младшая группа Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности . Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание. Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду .

Слайд 4

Самообслуживание: задачи и содержание работы. 1-я младшая группа Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке. Обучать детей порядку одевания и раздевания. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Учить правильно надевать одежду и обувь .

Слайд 5

2-я младшая группа Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Слайд 6

Хозяйственно бытовой труд: задачи и содержание работы. 1-я младшая группа Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы . 2-я младшая группа Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Слайд 7

Наряду с организацией правильного режима питания, и образовательной деятельности, большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Слайд 8

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье » В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте . Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять . Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться . В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены.

Слайд 9

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д .). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания–единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавая ребенку примеры поведения, сами всегда их соблюдали. Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

Слайд 10

Презентацию подготовила: воспитатель первой младшей группы№11 ОДП 1474/10 (ДОУ 583) ГБОУ Школа 1474г. Москвы Новикова Полина Борисовна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы организации эстетического воспитания в детском саду Новикова Полина Борисовна.

Слайд 2

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Слайд 3

“Жить в красоте, Замечать красоту, Создавать красоту вокруг себя” Дети с самого раннего возраста обладают способностью реагировать на все красивое в окружающем их мире – природу, предметы изобразительного искусства, музыку, поэзию и т.д. А с определенного возраста они и сами начинают с удовольствием рисовать, лепить, петь, сочинять стихи и танцевать. Исходя из этого, в эстетическом воспитании детей выделяют две группы задач: Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это предусматривает развитие в детях художественного вкуса, потребности в познании прекрасного и умения чувствовать и видеть красоту через ознакомление с природными и общественными явлениями в быту, в игре, в процессе труда, в общественной жизни и т.д. Вторая группа задач направлена на формирование художественных навыков и развитие творческих способностей детей – обучение музыке, пению, рисованию, лепке, словесному творчеству и многим другим видам творческой деятельности.

Слайд 4

Для решения этих задач необходимы определенные условия и средства : Развивающая среда – одно из самых важных и значимых условий. Если ребенок с раннего возраста будет находиться в эстетичной обстановке, слышать красивую речь, видеть красивые взаимоотношения, ухоженных людей – он будет воспринимать эстетику, как норму. Природа с ее многообразием красок, форм и звуков самый первый источник гармонии, основа всего прекрасного, непременное условие и незаменимое средство для всестороннего развития ребенка. Искусство (музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура, литература и т.д.) относится как к условиям, так и к средствам эстетического воспитания. Желательно, чтобы искусство в самых разных его проявлениях окружало ребенка с рождения. Одним из главных условий полноценного эстетического воспитания детей является развитие их творческих способностей в изобразительной, музыкальной, театральной и конструктивной деятельности, а так же игре. Все дети любят творческую деятельность и очень часто занимаются ею по собственной инициативе. Задача взрослых – создать для этого благоприятные условия (дети должны знать, где можно взять нужные материалы и где можно, не мешая другим музицировать, рисовать или лепить). Немаловажное значение в эстетическом воспитании отводится экскурсиям, просмотрам цирковых и театрализованных постановок, фильмам, праздникам и развлечениям, сочетающим разные виды искусств. Торжественность, красота обстановки и общее приподнятое настроение повышают восприимчивость ребенка к эстетической стороне окружающей его действительности.

Слайд 5

Как осуществляется эстетическое воспитание ? В игре. Детей учат : играть в сюжетные игры; самостоятельно придумывать сюжеты для игр; использовать в играх подходящие игрушки и атрибуты. В быту. Детей учат : вежливо отвечать на вопросы взрослых; вежливо здороваться, прощаться, благодарить; соблюдать элементарные правила поведения – пользоваться столовыми приборами, мыть руки, не сорить, не разбрасывать игрушки. В труде. Детей учат : помогать взрослым; поддерживать порядок и чистоту; после игры собирать игрушки и расставлять их по своим местам.

Слайд 6

В природе. Детей учат: наблюдать за изменениями в погоде; давать характеристику объектам природы. В общественной жизни. Детей учат: соблюдать простейшие правила поведения в коллективе; помогать другим детям; стремиться участвовать в совместной деятельности. В творческой деятельности. Детей учат: внимательно слушать музыку; рисовать; лепить; читать стихи; петь; танцевать и т.д.

Слайд 7

Методы эстетического воспитания детей Методы эстетического воспитания чрезвычайно разнообразны. В основе их лежит эмоциональный отклик ребенка на все прекрасное. И, конечно же, в немалой степени они зависят от возраста ребенка, видов деятельности, объема и качества художественной информации. В зависимости от возраста ребенка, его стремлений, степени подготовленности и роста индивидуальных запросов методы могут изменяться и усложняться. В педагогической практике принято выделять следующие методы эстетического воспитания детей: Метод убеждения – направлен на развитие первоначальных проявлений вкуса и эстетического восприятия. Метод приучения – направлен на развитие в ребенке навыков культуры поведения. Метод проблемных ситуаций – направлен на побуждение ребенка к практическим творческим действиям. Метод пробуждения – направлен на развитие сопереживания и эмоциональной отзывчивости. Правильная организация процесса эстетического воспитания позволит обеспечить всестороннее развитие ребенка, создаст обстановку эмоционального благополучия, обеспечит эффективную подготовку к школе и наполнит всю его дальнейшую жизнь интересным содержанием.

Слайд 8

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью(23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Профилактика вредных привычек у детей раннего возраста

Сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец - все эти привычки становятся опасными и вредными, если они не исчезли вовремя, а задержались, сковы­вая ребенка, тормозя его на бол...

Презентация: "Участие родителей в формировании навыков личной гигиены у детей раннего возраста"

Недостаточное внимание родителей к теме индивидуальной гигиены собственных детей иногда доходит до абсурда. Очень хотелось бы эту тему развить и привлечь к ней внимание....

Культурно – гигиенические навыки приема пищи у детей раннего возраста.

Малышам  свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия для воспитания культурно – гигиенических навы...

Методическая разработка по формированию навыков противопожарной безопасности у детей раннего возраста.

Методическая разработка по формированию навыков противопожарной безопасности у детей раннего возраста.Конспект НОД по художественному творчеству (лепке)" Пожарная лестница"...

Консультация для родителей «Как правильно формировать навыки и привычки у детей раннего возраста».

В консультации я рассказываю родителям о работе по формированию навыков и привычек у детей раннего возраста....

Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.

Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....