Особенности развития фонематического слуха.
статья на тему

Кувшинова Екатерина Юрьевна

В этой статье собраны игры для развития фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_fonematicheskiy_slukh.docx13.7 КБ

Предварительный просмотр:

        Особенности развития фонематического слуха.

   Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано.

На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.

К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.

К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

 С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, соноры, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

 В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

1 этап – узнавание неречевых звуков. Например, «Угадай, что звучит».  Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается игра с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются третий и четвертый варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произнося короткое АУ.

3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.  

4 этап – дифференцирование слогов.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными  звуками: та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы и т.д.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-та и т.д.

5 этап – дифференциация фонем.

Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук …» Взрослый называет и многократно повторяет например, гласный звук А, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладошки). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произноси звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Р и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Повторение сочетания гласных звуков.

по два  АО                 по три   АОИ                  по четыре ИОАУ

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин неправильного звукопроизношения является неумение вслушиваться в речь окру...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....