«Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей»
консультация на тему

Адамас Татьяна Матиевна

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Включение родителей в процесс сопровождения

речевого развития детей»

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специализированной группы, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, формирование звукопроизношения, связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время ухода за растениями, животными, дома и на даче).

Наша задача состоит в том, чтобы родители поняли и осознали свою роль в процессе речевого развития ребёнка.

Ведь именно от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребёнка, от степени участия их в коррекционном процессе, и сотрудничества с логопедом и воспитателями зависят успехи коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений (Слайд 5).

Поэтому нами была разработана тактика вооружения родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по развитию речи.

Естественно, мы  включили в этот процесс многие традиционные формы:

  •  групповые родительские собрания, цель которых – вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Группа – Семья", установление тесного контакта с семьями, обсуждение с родителями актуальных проблем речевого развития детей;
  •  индивидуальные консультации – на них разъясняются причины речевого нарушения и методы его устранения, необходимость сотрудничества родителей с логопедом и воспитателями, для уточнения анамнестических сведений, анкетных данных, для определения путей  развития ребёнка.
  • открытые занятия для родителей знакомят их со спецификой проведения логопедических занятий; на них мы демонстрируем приёмы коррекционной работы с ребёнком, указывая, на что следует обратить внимание дома. В итоге, совместно с родителями определяются «нижние» и «верхние» границы требований взрослых.
  •  на семинарах-практикумах мы учим родителей хорошо ориентироваться в проблемах своего малыша, помогаем им глубже познакомиться с проблемами ребёнка, подкрепить теоретические знания практикой. Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх. Данная форма работы помогает нам установить доверительных отношения между детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду.
  • информационный стенд обновляется ежемесячно и содержит конкретные советы и рекомендации по развитию речи, привлекает внимание родителей к изучаемой лексической теме.
  •  используя тетради с заданиями на выходные дни, родители имеют возможность сориентироваться, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, ребёнок дома вместе с родителями пополняет словарь по теме, развивает мелкую моторику и т.д.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Поэтому мы ищем различные пути взаимодействия с семьёй.

И помимо традиционных форм, для выявления уровня осведомлённости родителей в вопросах речевого развития, мы проводим «вечера вопросов и ответов».  

Такую форму мы ввели для того, чтобы определить вопросы, наиболее интересующие родителей.

Готовясь к собранию, консультации или семинару мы, как правило, прорабатываем те вопросы, которые сами считаем более актуальными, исходя из проблем большинства детей. Но родители часто не имеют даже элементарных представлений о том, как должно протекать развитие речи в норме, и многие нарушения речи относят к возрастным особенностям развития детей, родители привыкают к речи своего ребёнка и часто не замечают в ней недочётов.

Цель такого вечера состоит в создании условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства. Расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагогов и родителей. Расширение  знаний в области логопедии.

 В приёмной группы стоит так называемый «почтовый ящик» «Спросите – мы ответим!» Родители могут задать любые интересующие их вопросы в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Проанализировав вопросы в начале года (а их было совсем не много), мы сделали вывод – родители, чьи дети по рекомендации ПМПК зачислены в логопедическую группу для детей с ОНР, в основном  интересуются, когда их малыш сможет правильно произнести тот или иной звук,  и не осознают всей тяжести речевого нарушения. Не поступило ни одного вопроса о недоразвитии лексико-грамматической стороны речи, несовершенства связной речи.

Итак, выявив начальный уровень осведомлённости родителей в вопросе развития речи, мы запланировали первый вечер «Вопросов и ответов», который прошёл в декабре. К данному мероприятию были подготовлены «Памятки» для родителей с ответами на те вопросы, которые поступили по «почте».  Были изготовлены памятки «Почему бывает трудно заговорить?», «Особенности звукопроизношения детей с ОНР» и т.д. Родители с интересом слушали ответы на свои вопросы и постепенно выступление специалиста переросло в активную беседу с родителями. Диалог, создавшийся между специалистом и родителями, побуждал к обмену мнениями. Мы постарались дать родителям максимально полезные сведения и вооружить их практическими рекомендациями.  

Конечно, по мере поступления в «почтовый ящик» ответы на вопросы, не терпящие отлагательств, раскрывались на индивидуальной консультации или включались в ближайшее мероприятие, а не откладывались до следующего «вечера вопросов и ответов».

Следующий «вечер» прошёл в апреле, за данный период по «почте» пришло уже больше вопросов. Родители до этого момента уже много времени посвятили развитию речи своего ребёнка, и теперь вопросы касались не только звукопроизношения. Например, были заданы вопросы о «каше во рту», родители стали замечать несовершенствование слоговой структуры слов ребёнка, вопросы по развитию грамматического строя речи теперь можно было назвать преобладающими. И было приятно отметить, что на втором вечере вопросы стали звучать и «в живую». Дискуссии помогли нам увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некому общему знаменателю. Такая форма взаимодействия вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи, свободно высказывают свои претензии и т.д.

На итоговом родительском собрании в мае, благодаря активному участию родителей в образовательно-воспитательном процессе, были высказаны только положительные отзывы о работе группы.

Практика прошлого года показала целесообразность проведения таких «вечеров», уже сегодня в «родительской почте» появились новые вопросы, но теперь, анализируя их можно увидеть рост уровня педагогических знаний родителей.

 Таким образом, мероприятия, которые мы проводили с родителями в течение года, дали свои результаты. Родители стали активными участниками процесса обучения, более грамотно включаются в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта и получают полную информацию об организации логопедической помощи детям, в условиях логопедической группы. После активного взаимодействия в основном все родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, о работе логопеда и воспитателей.

Информацию подготовила:  учитель-логопед МБДОУ «Теремок» Т.М.Адамас,

высшая квалификационная категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей»

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. ...

Консультация «Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей »

Роль развития речи ребёнка переоценить трудно. Овладение речью перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.Хаотичность воспитат...

Консультация для родителей: "Роль фонематических процессов в развитии детей"

В материале раскрывается онтогенез фонематических процессов и его роль в развитии детей....

План взаимодействия с родителями в процессе музыкального развития детей в ДОУ.

Семья -- это маленький коллектив, постоянно принимающий участие во всех жизненных проявлениях своих детей. Положительных результатов в воспитательно-образовательном процессе можно добиться, если с сем...

Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".

Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста"....

"Социально-коммуникативное развитие". "Включение родителей в духовно - нравственное развитие дошкольников".

Задачи:  Повысить педагогическую компетентность родителей; Воспитывать интерес к духовнонравственному воспитанию; Приобщить родителей к народным, культурным, православным традициям.Формы работ...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....