Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_popova_s._p.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста

Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительный срок адаптируются к новым условиям. Для обеспечения благоприятной степени адаптации детей в ДОУ создана система взаимодействия всех участников процесса: воспитателей, специалистов, родителей. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Она приносит более эффективный результат в коррекционной работе, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом всё «выправится само собой». А ведь время, наиболее благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует в дальнейшем значительно больших усилий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное.

Организация работы по закреплению у детей правильных речевых навыков

Очень важны в коррекционной работе с детьми систематичность и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях в работе с воспитателями и, конечно, родителями.

Родители – это не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нелегком деле преодоления речевого недоразвития детей. Как показывает практика, наиболее высокий уровень быстрого закрепления навыков правильного произношения у детей обеспечивает организация работы с привлечением родителей и с выполнением домашних заданий.

Средством взаимосвязи между логопедом, воспитателем и родителями является индивидуальная логопедическая тетрадь ребенка. В каждой тетради имеются как общие для всех детей разделы, так и индивидуальные.

Общие разделы:

- артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки (это упражнения, необходимые для выработки определенных артикуляционных укладов, развития целенаправленного выдоха, правильного темпа речи, силы голоса и т.д.);

- пальчиковая гимнастика (различные игры на развитие мелкой моторики);

- развитие грамматического строя и связной речи (игры и упражнения на словообразование, словоизменение, построение предложений разных типов, составление рассказов и пересказов).

Индивидуальные разделы:

- развитие у ребенка понимания речи;

- звукопроизношение и слоговая структура слов (работа по постановке нарушенных звуков, автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического слуха, отработке слов различной слоговой структуры).

В конце каждой недели тетрадь выдается домой и задания обязательно закрепляются с ребенком дома.

Каждую неделю с детьми изучается какая-то лексическая тема и, соответственно, ведется работа по уточнению и обогащению словарного запаса. Можно в тетради вырезать и наклеить или нарисовать красочные картинки по теме, так как для данной категории детей очень важна наглядность в обучении. Детям нравится, когда в их тетрадях появляются новые картинки, многие с удовольствием их раскрашивают, при этом называя цвет, форму и другие качества. Это повышает интерес детей к логопедическим занятиям и домашним занятиям, в частности. При работе в тетради используются только простой и цветные карандаши (не фломастеры и не ручка), у них есть необходимый нажим для развития мелкой моторики руки.

Задания в тетради предварительно отрабатываются с логопедом и воспитателем. Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко произнести поставленный звук, назвать правильно картинки, без ошибок повторить предложения, чистоговорки, стихи и старается сам не пропускать поставленный звук в самостоятельной речи.

Как закреплять поставленный звук в повседневной речи ребенка

У детей дошкольного возраста слабо развит самоконтроль и следить постоянно за своей речью они не могут. Чтобы закрепление произносительных навыков было более продуктивным, обращайте внимание на речь ребенка в быту и постоянно поправляйте неправильное произношение (какие звуки можно поправлять, отмечается на «Экране продвижения» в уголке для родителей).

В случаях неправильного звукопроизношения высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим взрослый должен:

- нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции, например: - Следи за звуками!

- постараться предупредить ошибку в произнесении звука взглядом или жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы, и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой (губы «в улыбке» или кисть руки внизу; губы «рупором» или кисть руки поднята вверх);

- отметить отличное произношение трудного звука в словах и похвалить ребенка;

- повторить правильно несколько раз трудное слово.

То есть необходимо пристально следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, за столом, в любых диалогах со взрослым).

Методические рекомендации логопеда родителям для домашних занятий с детьми

Уважаемые родители!

Если Ваш малыш занимается у логопеда, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1 этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2 этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3 этап – автоматизация (закрепление звуков в слогах, словах, предложениях);

4 этап – дифференциация (в случае замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука в речи у детей (1 и 3) протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и четкого произнесения звука в речи ребенка, нужно много упражняться! Без домашних тренировок не обойтись!

Если звук еще не поставлен, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите место звука в слове (в начале, в середине или в конце слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи ребенка.

Пожалуйста, не забывайте тетради дома после выходных и праздников!

Раз в неделю Вы можете получить консультацию у логопеда по интересующим Вас вопросам или поприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребенком.

Желаем успехов в обучении ребенка правильной речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для ...

Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции цент...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....