Консультация для родителей "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа)

  Ляженко Елена Александровна

 Не лишайте ребенка возможности радоваться , вступать в диалогс друзьями , любимой мамочкой , развиваться и радоваться жизни - развивайте речь ребенка в раннем возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Консультация для родителей

 

Актуальность проблемы речевого

развития  детей дошкольного  возраста

Речь – удивительно сильное средство,                                              но нужно  иметь много   ума,  

чтобы пользоваться им.                                                                                                                       Г. Гегель

           Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
          Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из  актуальных

 Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами  языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
           Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение, поддерживать эмоциональный тон - всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления  любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его речевая активность.

     Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит в группу, можно  побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях,    в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой,  удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм.  

      Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как  зовут родителей, где  они работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя.  

Непринужденный разговор поможет   закрепить знание ребенка и о своем  домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова,  что обозначают цифры в его адресе. Многие дети из моей  группы знают свой адрес.

     После выходных дней  интересуюсь у ребенка, чем их родные и близкие  занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу  рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные  беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование  прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).
      Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю  игры, способствующие расширению  словарного запаса детей,  их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала?  Название этого дерева начинается со звука «к», а заканчивается на звук «н»,  «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка). 

    Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук»; «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке,  букву или  фигуру», « Кто первым назовет слово на данный звук или составит предложение».  На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.

На занятиях по аппликации, рисованию эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учу  грамотно  формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.

Речевую активность у дошкольников также  развивает  и занятие по конструированию, которое   не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи,   дает возможность познавать  цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
       Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти  игры можно использовать и  на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки,  заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами. 

      Работая над данной проблемой, целесообразно  использовать и  детское дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых  приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети  называют  обобщающее слово «посуда», вспомнить  с ними  профессии «повар», «кондитер».  

Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д.
     Взаимодействие ребенка  с другими людьми  требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение,  уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит  хорошей базой для его успешного  развития.

       Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают ее по вопросам.

     Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Можно составить для родителей памятку.

 

                    Факторы успешного речевого развития

                             (памятка для родителей)

 

 *Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

  *Создавать условия для общения с другими детьми.

  *Речь взрослого – пример для подражания.

  *Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

 *Совместные игры взрослого и ребёнка.

  *Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

  Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».

  *Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Список литературы.

1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.

2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995

3.  Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

  4.  Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь           дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,          

5.  Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном обществе

В публикации изложено краткое содержание выступлений участников Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном об...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Консультация для родителей "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для ...

Консультация "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Консультация для воспитателей "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" (в соответствии с ФОП ДО)

laquo;В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом...