Консультация для родителей "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Остапенко Ольга Николаевна

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

      "АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО  

    РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

http://i.st-dou44.ru/u/pic/85/6ca018574d11e6ab2be172966fbf34/-/4850471.f1ls9h3s8d.W665.jpg

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей. 

      В наиболее раннем возрасте развитие психических процессов и речевой деятельности является самым важным. В речевой деятельности используются игры и занятия, которые можно использовать. Это могут быть потешки, разгадывание загадок, хороводы, чтение и запоминание сказок, сюжетно-ролевые игры, заучивание стихотворений, театральная деятельность, рассматривание иллюстраций и сказочных персонажей; пальчиковые игры, физкультминутка. Таким образом, в ходе игр у детей устанавливается эмоциональный контакт, взрослого с ребенком. У детей развивается фонетический слух, при заучивании стихов отрабатывается четкость произношения. Сюжетно-ролевые игры, театральные инсценировки способствуют развертыванию диалога, обогащению словарного запаса. Такие игры, как физкультминутка и пальчиковая игра, направленные на развитие мелкой моторики. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенка речью. Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи. В речи существует диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи. Инсценировки, театральная деятельность, вопросы помогают развивать диалог. Вопросы используют в любой совместной деятельности. Это режимные моменты, рассматривание картин, прогулки. Вопросы требуют мотивации ответов, осмысливания причинно – следственных связей, которые связаны с развитием логического мышления. 

      Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, можно побеседовать с ним на разные темы и разговоры. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются, педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы. 

      Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, так как педагоги часто допускают ошибки следующего характера: 

1. Очень часто педагоги требуют только «полных» ответов. 

2. Дети не привыкают говорить ясно и громко, так как педагог повторяет ответы детей.                  

3. У детей не формируется умение слушать других. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза. 

4. Педагоги излишне много говорят сами и не дают ребенку подумать. 

     Можно выделить следующие факторы успешного речевого развития детей: 

 Чтение литературы, стихов, отгадывание загадок; прогулки, экскурсии, посещения музеев; эмоциональное общения ребенка от момента его рождения.  Создавать условия для общения с другими детьми.  Речь взрослого – пример для подражания. Развивать мелкую моторику рук, которое ведет к развитию речи. Совместные игры взрослого и ребенка. Любознательность ребенка, ответы на все его «почему». 

     Меняются детские взгляды на мир и на отношения с окружающими, а способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Замыкаясь на телевидении и персональном компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение, в значительной степени, обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Именно поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, весьма актуальна и важна. Поэтому детей нужно приспосабливать к разнообразным играм, т. е. они должны развиваться. В сфере изысканий детской практической психологии оказываются не только исследования специфики детского возраста, но и влияния взрослого на ребенка, влияния окружения ребенка на его развитие, влияния особенностей взаимодействия ребенка с окружающей его средой. Другими словами в спектр исследований и тщательного изучения попадает достаточно широкий выбор факторов внешней и внутренней среды ребенка, оказывающий значимое влияние на его развитие и рост (как личности). И здесь важным становится не только непосредственное окружение ребенка, и его возрастные особенности, но и специфика тех учреждений, которые он посещает (домашнее окружение, ясли, сад, кружки и секции, посещаемые ребенком). В настоящее время происходит активное реформирование всей системы образования и, в частности, дошкольного образования, в котором закладываются все базовые зародыши индивидуальных особенностей личности. А именно: увеличивается сеть альтернативных дошкольных и школьных учреждений, появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы. Конечно, безусловно, данные прогрессивные изменения важны и необходимы, но, к сожалению, в них слишком мало уделяется внимания развитию эмоциональной сферы, в отличие от интеллектуального развития ребенка. А, зачастую, программы дошкольного воспитания превращаются в реализацию обучающих задач. Таким образом, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Речь у детей должна развиваться в соответствии с физическим и умственным развитием, который служит показателем его общего развития. В своей работе я заметила, что с ребенком нужно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребенка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком. Родители должны участвовать в воспитании своего ребенка. Водить ребенка на прогулку, развивать у ребенка внимание, память, воображение, речь и мышление, моторику пальцев рук с помощью изобразительных средств. Ребенок не должен много времени проводить за компьютером или телевизором. В данном случае ребенок должен развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Консультация "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Консультация для воспитателей "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" (в соответствии с ФОП ДО)

laquo;В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом...