Заседание родительского клуба на тему:«Плохой аппетит у ребенка? Ищем причины и боремся с ними!»
консультация на тему

Ольга Гибадулловна Газиева

Участие в конкурсе организованным сайт Огонек – портал.  Номинация конкурса Тематическая разработка «Здоровое питание»

С родителями рассмотрим проблему плохого аппетита  у детей и  попробуем найти  причины и способы борьбы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_pitanie.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Огонек – портал

НОМИНАЦИЯ   КОНКУРСА:

Тематическая разработка «Здоровое питание»

Заседание родительского клуба  на тему:

« Плохой аппетит у ребенка? Ищем причины и боремся с ними!»

Питание – это не только физиологический, но социально и  культурно  обусловленный  процесс,  на  который  влияют  различные  факторы:  семейные традиции, реклама и др.

Проблемой  здорового  пищевого  поведения  детей  обеспокоены  исследователи во многих странах мира. Правда, причины этой обеспокоенности  различные.  В  странах  с  низким  социально-экономическим  уровнем  жизни  решаются  проблемы  пониженного  питания,  недостатка  витаминов  и  микроэлементов.  В  странах  с  высоким  уровнем  доходов  населения  главная  проблема  - это избыточный вес детей.  Существует  много  факторов,  влияющих  на  выбор  пищи,  в  частности  принадлежность к тому или иному полу, возраст, материальное благосостояние  семьи и т.д.

Но мы с вами рассмотрим проблему плохого аппетита  у детей и  попробуем найти  причины и способы борьбы с ними

Часто родители задают вопросы, как возникает проблема отсутствия аппетита у детей.    

Как это начинается? Почему многие дети плохо едят?

Как правило, потому, что их родители всеми силами стараются заставить их есть хорошо. В шутку можно сказать, что для того, чтобы отбить у ребенка аппетит, нужны знания и много месяцев упорной работы.

Дискуссия  родителей. Родителям предлагается самим определить причины возникновения плохого аппетита у ребенка.

 Психологические и физиологические причины возникновения проблемы аппетита.

Каждый ребенок рождается с аппетитом. Вся беда в том, что:

  1. ребенок также рождается с инстинктом упрямиться, когда его слишком понукают.
  2.  с инстинктом отвращения к той пище, с которой у него возникают неприятные ассоциации.
  3.  человек не любит один и тот же продукт всегда.

Зная все это, вы легко поймете, как возникает проблема аппетита у детей.

  1. Еще в младенчестве мать часто пытается заставить ребенка выпить молока больше, чем он хочет, что вызывает упрямство с его стороны.
  2. Или при введении твердой пищи ребенку не дали возможности привыкнуть к ней постепенно.
  3. Многие дети становятся разборчивыми в еде после года, потому что в это время они не должны прибавлять в весе так же быстро как в 1 год жизни, и потому что они становятся более своевольными.
  4.  При прорезывании зубов аппетит также ухудшается. Уговоры еще более снижают аппетит, и могут навсегда сделать ребенка «плохим едоком».
  5. Проблема возникает во время выздоровления после болезни. Если мать начинает «вталкивать» в ребенка пищу до возвращения его аппетита, то ребенок моментально чувствует к еде еще большее отвращение к пище, и  оно может стать постоянным.
  6. Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или сестре, или из-за какого-либо другого переживания.Но беспокойство матери - уговоры обычно только ухудшают дело и мешают естественному возвращению аппетита.

Представьте себя на месте ребенка. А теперь вообразите, что какой-то гигант сидит рядом с вами и  беспокойством, наблюдает за каждым куском, который вы отправляете в рот. Вы съели немного тех блюд, которых вам хотелось. Но гигант выглядит расстроенным и говорит:

«Ты даже не попробовал кашу». Вы объясняете, что вам не хочется каши, но он не понимает вашего настроения,  ведет себя так, как будто считает, что вы  нарочно его огорчаете. Когда он говорит, что вам нельзя встать из-за стола, пока вы не съедете всю кашу, вы пробуете ложечку, но чувствуете тошноту. Он зачерпывает столовую ложу каши  и заталкивает ее в рот, отчего вы давитесь.

С едой, не должно быть связано ни каких неприятных ассоциаций. Ваша цель — не заставлять ребенка есть, а создать ему условия, в которых он сам захочет есть.

Знакомство родителей с интересными фактами

1. Данкер  еще  1939  году  проводил  эксперименты, в которых детям предлагалась та пища, которую рекламировали  другие  дети,  незнакомые  взрослые  и  выдуманный  герой.  Дети  копировали  поведение  знакомых  ровесников  и  выдуманного  героя.  Пищевое  поведение  незнакомого взрослого влияния на них не оказывало.      

Из  создания таких  моделей, или «копирований по образцу» в дошкольном возрасте формируются  многие  поведенческие  навыки.      Продолжая  линию  теории  социального  научения некоторые исследования высвечивают  роль  наглядного научения и  моделирования.

2. В одном из них эти теории были использованы для изменения  отношения  детей  к  овощам.  Дети  из  целевой  группы  были   посажены во время  обеда   на 4 дня  рядом  с детьми, которые предпочитали  другую  пищу  (фасоль,  а  не  морковь).  К  концу  исследования  дети  показали  изменение  во  вкусовых  предпочтениях,  которое  продержалось  несколько  недель.    

Влияние  зрительного  обучения  также  было  показано  в  исследовании,  целью  которого  было  изменить  пищевое  поведение  детей,  используя  видео.  

Детям,  отказавшимся  есть  определенные  фрукты  и  овощи  показывали фильм,  в  котором  более  старшие дети ели эту пищу с большим  удовольствием  и  показывали,  что  это  очень  вкусная  еда.  После  просмотра  фильма  большинство  детей  стали  есть  овощи  и  фрукты,  подражая  героям  видеоролика.

3. Исследовалось  также влияние родителей на пищевое поведение детей.  Например, Клесджес показал, что дети выбирали разную еду, в зависимости от  того, наблюдали за ними родители или нет. Когда детям говорили, что их мамы  будут следить за тем, какую еду они выбирают, они стали выбирать меньше  бесполезных и вредных для организма продуктов.  

Дискуссия  родителей. Родителям предлагается рассказать о  способах борьбы с причинами возникновения плохого аппетита у ребенка.

2. Боремся с причинами плохого аппетита у ребенка.

  1. Старайтесь ни под каким видом не обсуждать при ребенке его аппетит, ни виде угроз, ни в форме, поощрений.

  1. Не надо хвалить его, когда он поест особенно хорошо, ни подавать вид, что вы расстроены, если он съел мало. Когда ребенок почувствует, что на него никто не давит, он начнет обращать больше внимания на свой аппетит.

  1. Совет: «Поставьте перед ребенком еду, не произносите ни  слова, уберёте её через 30 минут, независимо, сколько он съел. Не давайте ничего до следующего приема пищи» Это хороший метод,  если он применяется правильно, т.е. если  взрослый не беспокоится по поводу аппетита. Но раздраженный взрослый притворяет этот совет так. Он швыряет ребенку тарелку с едой и  произносит: «Если  ты не съешь обед за 30 минут, я его уберу и ты ничего не получишь до самого ужина». Затем он становится в ожидающую  позу и пристально смотрит  на ребенка. Такая угроза отбивает  последний аппетит. Упрямый ребенок, которому бросили вызов всегда выйдет победителем.

  1. Начните с той пищи, которая ребенку нравиться, чтобы у него текли слюнки. В течение. 2-3 месяцев кормите его только той пищей, которая ему нравиться. Постепенно добавляйте новые продукты, не обращая на них внимания ребенка.

  1. Не делайте  различий между разным  видами пищи. Пусть ребенок съест 4 порции   одного блюда и совсем  не ест другого, если ему так хочется (при условии, что это здоровая пища).

  1. Не требуйте от ребенка, чтобы он только попробовал пищу, к которой он относится подозрительно. Если ребенок  будет вынужден съесть, то, к чему он испытывает отвращение, это приведет к снижению аппетита, или к его потери. Никогда не заставляйте его, есть то, от чего он отказался в предыдущем раз.

  1. Предложите маленькие порции. Если у него совсем плохой аппетит, предлагайте ему миниатюрные порции: чайную ложку мяса, чайную ложку овощей, чайную ложку мучной пищи. Это способствует тому, что ребенок попросит добавки.

  1. Никаких сказок  и подкупов. Взрослые не должны подкупать ребенка, чтобы заставить его есть, т.е, устраивать представление за каждую ложку пищи или обещать, премию в виде конфеты, за то чтобы тот съел обед. Ведь уговоры, в конечном счете, снижают аппетит, хотя в данный  момент ребенок съедает несколько кусков. Со временем взрослым приходится увеличивать подкуп, чтобы получить результат. Такие взрослые кончают тем, что разыгрывают часовой спектакль за пять ложек супа.

  1. Нет необходимости быть "под каблуком" у ребенка. Составляйте меню, учитывая. вкусы ребенка и  вкусы других членов семьи. Спрашивайте ребенка иногда, что бы ему хотелось. Но он не должен чувствовать себя в семье главной персоной, с которой все считаются. Разумно ограничить  его в отношении таких продуктов, как конфеты, пирожные, газированная вода.

Интересно, что   большинство родителей детей с плохим аппетитом сами были плохими едоками в детстве. Они прекрасно помнят, что уговоры и  настояния приводят к обратному результату, но чувствуют себя бессильными поступать иначе. В таких случаях часть родительского беспокойства — это остатки того беспокойства, которое они переняли в детстве у своих родителей.

Надеюсь, что  рекомендации окажут вам помощь.    

Выдача памяток  родителям

Памятка для родителей

Рекомендации  по  психологическим  аспектам  организации  питания

 1.  . Если  ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить  его насильно.

2. Не следует кормить  ребенка  завтраком  до  прихода  в  детский  сад.  Это  снижает  аппетит  и  способствует  формированию  отрицательного  отношения к употреблению пищи.    

3.  Дети склонны копировать поведение взрослых, поэтому  важно, чтобы дети видели, что взрослые с удовольствием  едят пищу, которую предлагают им.    

4.  Вводите новые блюда в рацион детей,  нужно  в  игровой  форме,  тактично  и  терпеливо  убеждая  ребенка,  объясняя полезность разумного приема тех или иных продуктов  питания,  развивая  его  вкус  к  пище,  осознанную  мотивацию  (почему надо есть именно такое количество пищи).  Вы можете:

 а)  дать  информацию  о  составе  блюда,  способе  приготовления,  его  вкусе  и  пользе  для  здоровья  

б)  вовлечь  детей  в  разговор  о  блюде  или  его  компонентах  

 в)  попробовать блюдо на глазах у детей.  

Эти  действия  помогут  детям  преодолеть  неофобию,  будут  способствовать  появлению  доверия  к  новому  блюду.  Можно  предположить,  что  эта  стратегия  будет  эффективна  и  в  отношении «непопулярных» блюд. Приучать малышей к новому  блюду  следует    небольшими  порциями.      Известно,  что  страх  перед  новым  блюдом  уменьшается,  если  ребенок  может  его  назвать, знает, чем было это блюдо до того как попасть в тарелку,  как  оно выросло,  перерабатывалось  и  т.д.    В  таком  контексте  можно  обсуждать  пищу  растительного  происхождения,  а  не  животного.    

5.  Ребенка, который отказывается есть в ДОУ, посадите во время  приема  пищи  за  один  стол    к  детям,  которые  едят  хорошо.   Влияние  на  детей  мнения  их  сверстников,  роль  наглядного  научения  и  стремление  копировать  поведение  окружающих   может оказывать  существенное влияние на пищевое поведение  ребенка.        

 6.   Желательно отказаться от попыток заставить  ребенка есть или доедать. Прессинг и внушение ребенку чувства  вины способствует формированию отрицательного отношения к  процессу  употребления  пищи  в  целом.  А  значит,  могут  лишь  усугубить ситуацию. «Сделки», когда ребенку обещают что-то в  обмен на полностью съеденный обед, снижают ценность еды в  глазах ребенка и значимость всего процесса употребления пищи.  Вредны  уговоры,  запугивания,  обещания:  "Если  поешь  (не  будешь  много есть)  - куплю...",  "Ешь, а то Маша  съест",  "Не  будешь есть, не пойдешь на прогулку", а также отвлечения на  игрушки,  чтение  книг,  игры,  используемые  для  того,  чтобы  ребенок съел всю порцию.  Профессор  А.А.  Кисель  писал:  "Вполне  здоровый  ребенок  отличается  обычно  хорошим  аппетитом  и  съедает  столько,  сколько нужно для его возраста".    

7.  С  психологической  точки  зрения,  любое  действие,  поступок  имеют  мотив  или  причину.  Попытайтесь  понять  причину  плохого  аппетита  или  чрезмерного  "увлечения"  детьми  едой.  Если  малыш систематически отказывается от еды, аппетит  его  резко ухудшился – это не обязательно связано с качеством или  вкусом пищи. Так, например, если у ребенка  насморк и он не  может чувствовать запахи, его аппетит будет снижен.  У ребенка  может быть плохой аппетит, если он не выспался, если у него в  доме  был  конфликт или  другая  стрессовая  ситуация, если   он  начинает заболевать. Если дети чрезмерно избирательны к пище,  которую им предлагают дома и в детском саду – это может быть следствием некоторых форм дизбактериоза, при которых ребенок  опытным путем исключает те виды продуктов или блюда, после  которых  у  него  болит  живот.  В  таких  случаях  следует  рекомендовать  родителям  проконсультироваться  у  педиатра.  Ребенок  также  плохо  ест,  если  у  него  что-то  болит,  если  он  переохладился во время прогулки, если у него мокрая одежда.    

  8.  Если  ребенок  отказывается  от  еды,  потому  что  устал  или  расстроен  чем-нибудь,  подход  будет  иным  (в  психологии  он  назван  "активное  слушание",  когда  взрослый  дает  понять  ребенку,  что  догадывается  о  его  переживании  (состоянии),  "слышит его". Предложите помощь, озвучив чувство, состояние  ребенка,  объясните  свои  действия:  "Ты  устал,  тебе  сегодня  трудно,  я  помогу  тебе,  давай  покормлю"  или  предоставьте  ребенку "отсрочку" в действии: "Не хочешь кушать, потому что  устал (расстроен, рассержен), отдохни (успокойся, пусть пройдет  обида),  поешь  позже".  Часто  следствием  в  данном  случае  мудрого,  сдержанного  поведения  воспитателя  будет  то,  что  ребенок "передумает" и начнет есть.  

  9.  По возможности не надо  сажать детей  во  время приема пищи  спиной  к  двери.  Так  как  такое  положение  в  пространстве  способствует  появлению  тревожности.  Потребность  в  безопасность  –  это  главная,  базовая  потребность,  и  от  ее  удовлетворения,  зависят  все  остальное,  в  том  числе,  и  потребность в пище. Тревожность снижает аппетит.  

 10.  Можно  повысить  аппетит  ребенка,  посадив  его  рядом  с  теми  детьми, с которыми он чаще всего играет. Люди всех возрастов  едят  больше  и  с  большим  удовольствием,    когда находятся  в  компании друзей, это справедливо и для детей.  

 11.  Приятная  музыка,  которая  нравится  детям,  также  будет  способствовать повышению аппетита, задаст определенный ритм  действиям. Но музыка не должна быть очень быстрой и громкой,  чтобы  не  отвлекать  на  себя  все  внимание  ребенка.  Во  время  приема пищи все внимание ребенка должно быть сосредоточено  на еде.

 12.  В помещении, где дети едят, не должно быть душно и жарко.  Высокая температура в помещении может снижать аппетит.  

13.  Дети не должны сидеть за столом в ожидании еды — это быстро  вызывает утомление и отрицательно сказывается на восприятии  ребенком процесса употребления пищи.  

 14.  Следует  избегать  отрицательных  эмоций  во  время  кормления  ребенка,  обстановка  должна  быть  спокойной  и  доброжелательной,  недопустимо  наказывать  ребенка  непосредственно перед едой. По возможности стараться избегать  ссор  и  неприятных  разговоров   во  время  кормления  детей  -  это  тоже  ухудшает  процесс  пищеварения и снижает аппетит.  

 15.  Крайне  отрицательно  влияют  на  аппетит,  формирование  вкусовых привычек грубые ошибки, допускаемые взрослыми в  процессе формирования культуры поведения ребенка за столом,  например,  "одергивания"  типа:  "не  чавкай",  "как  ты  держишь  вилку?!",  "не  кроши",  "у  тебя  не  руки,  а  крюки"  и  т.д.  Дружелюбный  тон  общения,  равно  как  вера  в  потенциальные  возможности ребенка. Если вы хотите показать ребенку как надо  есть  –  его  способ  держать  вилку  можно    изменить  мягкими   движениями,  вполголоса  комментируя  свои  действия  и  в  заключение похвалить его за правильные манеры.    

16.  Для  положительного  восприятия  ребенком  процесса  питания  очень  важно  создание  и  соблюдение  особого  ритуала  приема  пищи.  С  одной  стороны  это  обеспечивается  определенным  режимом  питания  в  ДОУ.  Не  менее  важно  обучение  ребенка  правильному  поведению  за  столом  и    развитие  навыков  самостоятельности,  культуры  еды.  Чем  увереннее  и  легче  ребенок  владеет  ложкой,  вилкой,  ножом,  тем  меньше  затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с  ней  справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к  ребенку,  понимание  того,  что  овладение  данными  навыками  требует времени. Ловкость, аккуратность приходит не сразу. На  третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно  пользоваться  ложкой,  салфеткой,  на  четвертом  -  вилкой,  на  пятом  -  можно  пользоваться  и  ножом.  

 17.  Если вы приучаете ребенка к полной, красивой сервировке стола:  удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, к скатерти или  салфеткам,  то  вы  решаете  одновременно  задачу  воспитания  положительного отношения к еде. Чем более старшая группа, тем  сложнее должен быть процесс еды. В нем должно быть больше  столовых  приборов,  больше  элементов  сервировки,  больше ритуалов,  связанных  с  процессом  принятия  пищи  (пожелание  приятного, аппетита, благодарность за обед и др.)  

 18.  При введении нового блюда порции не должны быть большими.  Лучше  положить  ребенку  поменьше  еды,  а  потом,  если будет  желание, положить добавку.    

19.  Ребенок  должен  знать,  что  из-за  стола  можно  выйти,  окончив  трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском  хлеба  или  другой  пищей  в  руках).  Он  обязательно  должен  поблагодарить тех, кто сервировал стол, задвинуть стул, убрать  за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой).    

20.  Дети  дошкольного  возраста  впечатлительны,  чрезвычайно  доверчивы  и  внушаемы.  Поэтому  если  взрослые  (воспитатели  или  члены  семьи) допускают  при  ребенке частые  разговоры  о  том, "что он ничего не ест, мало ест", "привередлив в еде", сами  подают пример излишней, чрезмерной разборчивости в пище  -  это  крайне  отрицательно  будет  влиять  на  аппетит  ребенка.  Другие  крайности:  либо  безмерное  беспокойство  взрослых,  подчеркнутое  внимание  к  тому,  сколько  съедено  ребенком,  убеждение,  что  надо  съесть  еще  и  еще,  либо  отсутствие  должного  контроля  за  приемом  пищи,  когда  ребенок  ест  что  хочет и сколько хочет - может привести к установлению таких  условно-рефлекторных  механизмов  психической  деятельности,  которые приведут к гипертрофированно излишней потребности в  пище,  впоследствии  ведущей  к  нарушению  правильного  пищевого поведения.    

21.  Процесс еды для ребенка - важнейший познавательный процесс.  Практически  это  единственный  акт  при  котором  ребенок  в  буквальном смысле смешивается с пространством, «пробуя его  на вкус»,  поглощая отдельные его элементы.  Ребенок должен  осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу  приема  пищи.  Осознанность  и  приятное  предвкушение  пищи  "готовит" организм к тому, чтобы пища была усвоена с пользой.  В связи с этим интересны такие приемы, как: загадывание детям  загадок  о  продуктах,  беседы-рассуждения,  введение  ребенка  в  проблемную  ситуацию,  в  которой  он  должен  сделать  самостоятельный выбор.  

Литература:

  1. Б.Спок «Ребенок и уход за ним. Разговор с матерью» М. «Цитадель»1996 г.
  2. М.П. Дерюгина «От колыбели до школы и далее» Минск «Беларусь»1993 г.  
  3. НИАЦ  «Социальное питание» Формирование навыков рационального пищевого  поведения у детей дошкольного возраста.  Когнитивно-поведенческий подход. Методические рекомендации.  Издание официальное. Москва  2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"

На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали  в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...

Заседание Родительского клуба по теме "Здоровый образ жизни"

В ходе заседания родители участвовали в дискуссии "Здоровый образ жизни, что это такое?", познакомились с результатами анкетирования семей воспитанников ДОУ по проблеме здорового образа жизни, узнали ...

Конспект заседания родительского клуба на тему: "Волшебные краски".

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение             « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...

Конспект заседания родительского клуба на тему: "Встречаем праздник весело".

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение             « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...

Заседание родительского клуба "Гнездышко". Тема заседания "Дети, родители и детский сад"

Родительский клуб "Гнездышко". Первая ознакомительная встреча. Познакомить родителей друг с другом, сплотить их. Подвести к выводу, что дети, родители и сотрудники детского сада это одна бол...

Родительское собрание в форме заседания родительского клуба «В дорогу со сказкой».

Формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания у дошкольников сенсомоторного развития.Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на решение поставл...