КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 0-3-+ ЛЕТ
консультация на тему

Баранова Ирина Геннадиевна

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений. Предложенные карты помогут родителям проследить, правильно ли развивается их ребенок и  при необходимости,  вовремя обратиться к специалистам за консутацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:


    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ  ОСОБЕННОСТЕЙ       ФИЗИЧЕСКОГО И  НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                           ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Общая моторика

Поднимает голову, лежа на животе

+

Опирается на локти

+

Пытается сесть

+

Переворачивается

+

Поднимается и удерживает на ногах вес тела

+

Сидит самостоятельно

+

Ползает

+

Самостоятельно стоит

+

Самостоятельно ходит

+

Наклонившись, поднимает предмет с пола

+

Встает самостоятельно

+

Поднимает предмет, присев на корточки

+

Бегает

+

Идет по лестнице с опорой

+

Идет спиной вперед

+

Бьет по мячу ногой

+

Сидит на корточках

+

Поднимается по лестнице без опоры

+

Спускается по лестнице с опорой

+

Сохраняет равновесие при ходьбе

+

Прыгает обеими ногами

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Ходит на носках

+

Спускается по лестнице без опоры

+

Пробегает 15 м

+

Перепрыгивает через черту

+

Спрыгивает с последней ступеньки

+

Самостоятельно приседает и встает

+

Стоит на одной ножке

+

Повторяет движения за взрослыми

+

Перешагивает через препятствие

+

Ручная моторика

Сжимает предмет в руке

+

Тянет предметы к себе

+

Играет своими руками

+

Тянется в направлении объекта

+

Тянет предметы в рот

+

Берет 2 предмета сразу

+

Трясет предметы

+

Перекладывает предметы из одной руки в другую

+

Исследует предметы

+

Хватает предметы большим и указательным пальцами

+

Стучит предметами друг о друга

+

Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно

+

Использует указательный палец при показе

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Бросает мячик двумя руками

+

Пьет из чашки

+

Распаковывает предмет

+

Бросает бусинку в бутылочку

+

Открывает крышечку коробочки

+

Рисует каракули

+

Раздевается самостоятельно

+

Переворачивает странички

+

Достает бусинку из бутылочки

+

Бросает мячик одной рукой

+

Ест ложкой

+

Надевает бусинки на проволоку

+

Складывает лист бумаги пополам

+

Переливает воду из сосуда в сосуд

+

Рисует круги, правильно держа карандаш

+

Застегивает пуговицы

+

Формируется предпочтение руки

+

Кинестетический праксис

Покажи ушки (2-3 п.).         правая

                                        левая

Покажи рожки (2-3 п.).         правая

                                        левая

Сложи колечко (1-2, 3, 4, 5).        правая

                                                левая

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Оральный праксис

Облизывает ложку

+

Пьет из чашки

+

Выплевывает еду кончиком языка

+

Жует твердую пищу

+

Движение губами при словах «ам-ам»

+

Динамический праксис

Перебор пальцев (1-2, 3, 4, 5 и обратно)

правая

левая

+

Воспроизведение ритмических структур

1        1        правая

                левая

+

1        11        правая

                левая

+

Конструктивный праксис

Собирает пирамидку из 2-х колечек

+

                                из 3-х колечек

+

Строит башню из 2-кубиков

+

                        из 4-х кубиков

+

                        из 6-ти кубиков

+

Доска Сегена; круг, квадрат, треугольник

+

Сложение фигур:        2 части.

+

                                3 части

+

Сложение из палочек (2—4)

+

А) по образцу

Б) по памяти

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Гнозис[1]

Зрительное восприятие

Следит глазами за движущимся объектом

+

Фиксирует взгляд на лице

+

Следит за удаляющимся объектом

+

Рассматривает предмет в руке

+

Видит на столе горошину

+

Оба глаза смотрят прямо

+

Наблюдает за движущимся человеком

+

Следит за упавшим предметом

+

Рассматривает свои руки

+

Узнает свою бутылочку

+

Находит накрытый предмет

+

Предпочитает определенную игрушку

+

Наблюдает за своим отражением

+

Следит за катящимся мячиком

+

Рассматривает яркие картинки

+

Подкладывает предметы к их изображениям

+

Следит за манипуляциями с предметами на столе

+

Различает 2 предмета разного размера

+

Различает 2 разные геометрические формы

+


 

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Знает свою одежду

+

Находит 2 спрятанные предмета

+

Лицевой гнозис

Узнает близких родственников

+

Узнает соседей и гостей

+

Зрительно-пространственное восприятие

Узнает знакомые места

+

Слуховое восприятие

Пугается громких звуков

+

Реагирует на звуки во сне

+

Замирает, услышав тихий звук

+

Смотрит на говорящего

+

Прислушивается к пению, музыке

+

Вертит головой в поисках источника звука

+

Реагирует на успокаивающий тон взрослого

+

Прислушивается к шагам

+

Реагирует на шепотную речь

+

Реагирует на строгий тон

+

Поворачивает голову на звук

+

Различает на слух 2 удара

+

Определяет и показывает направление звука      Вверху Внизу Слева Справа

+


Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Дифференциация звучащих игрушек

Бубен — флейта

Металлофон — молоток

Две погремушки

Два колокольчика

+

Цветовой гнозис

Различает 2 цвета

+

Подбирает парные картинки из ряда

(4 + основные цвета)

+

Сомато-пространственный гнозис

Показывает части тела на кукле

+

Показывает части тела на себе

+

Показывает 6 названных частей тела

+

Импрессивная речь

Понимает смысл сказанного

+

Смотрит в сторону называемого человека

+

Реагирует на просьбу «Иди ко мне»

+

Понимает смысл просьбы «Открой рот»

+

Реагирует на свое имя

+

Указывает на 2-х названных людей

+

Указывает на 4 названных предмета

+

Понимает вопрос «Хочешь...?»

+

Понимает ласковые слова и «баю-бай»

+

Понимает призыв «гулять»

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Понимает смысл 20 слов

+

Показывает 8 названных предметов

+

Показывает 4 названных людей

+

Понимает «До свидания», «Пока»

+

Выполняет просьбу «Дай мне еще один»

+

Понимает просьбу «Уложи куклу +

+ баиньки»

+

Понимает двойное обозначение места («Положи в спальню на кровать, на стол в кухне»)

+

Выполняет двойную просьбу

+

Понимает глаголы на картинке

+

Сформированы понятия «один — много»

+

Экспрессивная речь

Лепечет

+

Издает звуки в ответ на реплику взрослого

+

Выражает эмоции звуками

+

Подражает звукам

+

Произносит 4 различных слога

+

Выражает желание звуками

+

Звуки [а], [о], [у], [м], [б], [п]

+

Произносит 2 слова

+

Подражает звукам 2-х животных

+

Повторяет за взрослым 2 слова

+

Выражает желание словами

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Звуки [н], [л], [д], [т], [в], [ф]

+

Использует 5 слов

+

Называет 3-х людей по имени

.

+

Называет 4 предмета

+

Называет 2 вида деятельности

+

Использует 10 слов

+

Называет себя по имени

+

Говорит «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо»

+

Называет 2 свойства предмета

+

Произносит фразу из 2-х слов

+

Употребляет местоимения «он», «она», «оно»

+

Употребляет слова «еще», «опять», «много»

+

Повторяет фразу из четырех слов

+

Спрашивает «Что это?»

+

Произносит фразу из трех слов

+

Разговаривает с игрушками

+

Звуки [р], [с], [ш], [ч], [ц], [щ]

+

Мышление

Распределяет предметы на две группы

+

Находит поставленный на новое место предмет

+

Сортирует ложки и вилки

+

Раскладывает 2 пары картинок в отдельные стопки

+

Сортирует чайные и столовые ложки

+


КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО
И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ

(Учитываются: сила движений, точность движений, темп движения, координация движений, переключение от одного движения к другому)

3,5 года

• Ездит на трехколесном велосипеде

• Проносит 3 м стакан с водой

• Идет по полосе длиной 3 м

• Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту

• Поднимается по лестнице без опоры

4 года

• Шагает, размахивая в такт руками

• Удерживает равновесие на каждой ноге (2-3 сек.)

• Подпрыгивает на одной ноге

• Делает 5 прыжков подряд на двух ногах

• Спрыгивает двумя ногами с дивана

• Спускается по лестнице с переменой ног

• По сигналу переходит с бега на ходьбу

5 лет

• Мяч бросает вверх, ударяет об пол, ловит

6 лет

• 5 раз ударяет по мячу ладонью

• На бегу подбрасывает и ловит мяч

Ручная моторика

3,5 года

• Одевается сам

• Открывает спичечный коробок

• Разворачивает конфету

• Держит карандаш пальцами

• Рисует круг

4 года

• Моет и вытирает руки

• Откручивает болт, поворачивает ключ в замке

• Застегивает и расстегивает пуговицы

• Режет ножницами

• Выполняет шнуровки

Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________________)

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________)

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Параметры движения (губ, щек, языка):

а) объем движений: в полном объеме, ограничен

б) точность выполнения: сохранна, нарушена

в) тонус без особенностей, повышен, снижен

г) темп движений: нормальный, медленный быстрый

д) переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений

е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение

Состояние звукопроизношения

Характер проявления:

а) изолированные нарушения ____________________________

б) нарушения в слогах __________________________________

в) нарушения в словах __________________________________

г) нарушения во фразах _________________________________




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Мониторинг физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста"

Педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников, позволяет более грамотно организовать педагогиче...

Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»

Конспект комплексного  занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.

Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие» по уровням «Норма» ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно - психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно - психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста разработана мной на основе сх...

Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.

Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие&ra...

Снижение нервно-психического напряжения у детей с ОВЗ через игры-релаксации

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе «Дети Галактики»

Технологическая карта образовательной деятельности  по физической культуре  в старшей группе  «Дети Галактики»Используя двигательную, познавательную, коммуникативную, п...