Главные вкладки

    консультация для родителей и педагогов "Заикание у детей"
    консультация на тему

    Швецова Ирина Петровна

    консультация для родителей и педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zaikanie.docx41 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАИКАНИЕ

    От чего может возникнуть заикание

    В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители

    от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.

    Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех-пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из сферы специальности своего отца или матери. Родители в восторге от его «учености», но слова эти, не свойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

    Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек -все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, в результате - к дефекту речи.

    Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней - кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут у нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

    Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

    Виды заикания

    Заикание бывает двух видов: тоническое и тоническое.

    Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания: ребенок перед тем как произнести слово выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает -речь на вдохе.

     При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.

    Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: правда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.

    Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков («м-огу») часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим (например: «М-биша» - Миша), как бы захлебывается во время разговора.

    Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги - ребенок говорит так, как при одышке.

    У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

    Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

    Можно ли изменить речь заикающегося ребенка?

    В случае появления у ребенка заикания необходимо, прежде всего, обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

    Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или делая напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

    Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воз-духе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2 часов, а ночной - 10-11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь - теплый душ.

    Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

    Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.

    Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое эмоциональное возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.).

    В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно начнёт ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

    Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20-30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, формированию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.

    Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.

    При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом: «Ф-ф-ф».
    Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка -у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука -- ж-ж-ж, шипению гуся -ш-ш-ш и др.

    Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, не-уверенно, и это еще более усиливает дефект их речи.

    Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр осуществляется хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. Сопровождение

     текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

    Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

    При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку: сначала он один четко и медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы даются короткие, в два-три слова на один выдох.

    Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок повторяет ее самостоятельно.

    Для отраженного чтения (а затем и для самостоятельного чтения наизусть) рекомендуется стихотворный материал, так как гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.

    При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

    После отраженного чтения возможен переход к упражнениям в вопросно-ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?». Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

     Правила речи для детей

    • Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
    • Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
    • Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
    • Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
    • Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
    • Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
    • Гласные звуки произноси широко и громко.
    • Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
    • В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
    • Короткие предложения, состоящие из 3—4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
    • Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
    • Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
    • Говори громко, четко, выразительно.

    Эти правила не сложны по формулировкам, но, оказывается, постоянно соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания рекомендуется эти правила переписать на большой лист бумаги, повесить на видное место и выучить наизусть так, чтобы запомнить на всю жизнь.

    Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться

    • Взять себя в руки и не паниковать.
    • Попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
    • Ликвидировать их.
    • Создать дома спокойную обстановку.
    • Не ссорится при ребёнке и не конфликтовать.
    • Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
    • Исключить шумные игры и шумные детские компании.
    • Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
    • Помочь избавиться от страхов.
    • Выработать уверенность в себе.
    • Найти правильную тактику воспитания.
    • Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

    -При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

    • Научить правильно общаться.
    • Постараться не ломать его стереотипы.
    • Повременить с оформлением в детский сад.
    • Как можно реже ходить в гости.
    • Не приглашать часто к себе гостей.
    • Ослабить нервное напряжение.
    • Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

    -Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

    • Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
    • Повышать обитую сопротивляемость его организма для про филактики различных заболеваний.

    Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается

    • Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
    • Акцентировать внимание на дефекте речи и в присутствии ребенка жалеть его.
    • Впадать в панику.
    • Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
    • Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
    • Ссориться, конфликтовать, пугать.
    • Увеличивать интеллектуальную нагрузку,
    • Постоянно ломать стереотипы.
    • Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависят от вас.

    ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ

    В возрасте до года:

    • выраженная тревожность, крикливость;
    • нарушение сна;
    • плохой аппетит, частые срыгивания;
    • плохая прибавка в весе;
    • плохая реакция на звук и свет;
    • очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;
    • нарушение тонуса мышц, судороги;

    >        повышение внутричерепного давления;

    >        частые простудные заболевания;

    >        тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.

    В возрасте от 3 до 5 лет:

    >        чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

    >        раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

    >        чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

    >        плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

    >        страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);

    >        тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

    >        хронические заболевания;

    У трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

    >        сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;

    >        задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;

    >        заикание.

    В возрасте 5-6 лет:

    >        частые хронические заболевания, операции, травмы;

    >        импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

    >        чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

    >        нарушения сна;

    >        страхи;

    •  навязчивые движения, кривляния;
    • боязнь новых вещей, чужих людей, возникающих впервые ситуаций;
    • трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с родителями Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

    Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните сво...

    Консультация для родителей "3доровье и сквернословие детей - консультация для родителей"

    Проблема нецензурной лексики становится особенно острой в подростковом возрасте, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способность не подчиняться запретам, то ес...

    Консультация для родителей "Невротические проявления у детей дошкольного возраста и рекомендации родителям".

    В консультации представлен материал о том какие невротические проявления встречаются у детей дошкольного возраста и как нужно с ними бороться....

    Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей»

    Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично...