Консультация: Формирование лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР. Задыхина М.Н.
консультация (младшая группа) на тему

Задыхина Марина Николаевна

Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4000-5000 слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздничный портал                                     

Консультация: Формирование лексико – грамматического строя        

                              речи у детей с ОНР.

Задыхина М.Н.

   Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4000-5000 слов.

  Иная картина наблюдается при общем неразвитости речи. Оно выражено в разной степени от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражаний до развёрнутой речи с элементами ФФН и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

  Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

 - частей предметов и объектов

- глаголов, выражающих уточнённость действий

- приставочных глаголов

- антонимов

- относительных прилагательных.

  В грамматическом строе распространенны ошибки:

- в употреблении предлогов

- согласовании различных частей речи

- построении предложений

- словообразовании и словоизменении.

  Лексико – грам. строй формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения ребёнком структурой родного языка.

  В работе по формированию лексико-грам. строя педагоги часто сталкиваются с необходимостью разнообразить  приёмы коррекционной работы, да и для детей эти занятия бывают зачастую трудны, так как у детей с ОНР внимание неустойчиво и они быстро устают. Поэтому элементы творчества так необходимы на логопедических занятиях.

   Приглашая на занятия героев сказок, гостей теневого театра, пальчикового, картинного, театра игрушек, мы вовлекаем детей в игру. Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы. Такой театр доставляет дошкольникам большую радость помогает в освоении лексико-грам. категорий (например, став героями сказки «Колобок» дети, помогая колобку, успешно осваивают образование притяжательных прилагательных, предлоги на, по.) 

  В театре игрушек обычно всё внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением следят за происходящим действием на столе. Как интересно, когда любимый зайчик превращается в актёра и выступает перед ними. Например, зайчик просит вспомнить:

- Какие иголки дети знают и для чего они нужны?

- Кто из зверей защищается иголками от врагов?

- У каких деревьев есть иголки?

  Дети ведут диалог с зайцем, называют чем похожи все иголки. Дети: Они острые, гладкие, колючие.

Заяц: А какие вы знаете иглы?

Дети: Швейные, медицинские, еловые, сосновые.

Заяц: Отгадайте загадку: Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.

Дети: Ёж

Заяц: А теперь расскажите мне про иголку, что с ней можно делать, а я угадаю про какую иголку вы рассказываете.

  Так, с помощью зайца, дети в игре усвоили слова-признаки, слова-действия и расширили представления о многозначных словах омонимах.

  В коррекционной работе можно использовать и элементы теневого театра. Например, изучая тему «Одежда» можно использовать теневые силуэты двух платьев, ведущих спор о своей красоте. Дети, отключив фантазию, воображение описывают фасон платья, и его детали, образуют относительные прилагательные, согласуют существительные с прилаг-ми.

 «Театр картинок» наиболее прост для показа. Например, фрагмент занятия по теме «Овощи и фрукты» в гостях Яблоко и Лук (картинки).

 

   Мы пришли с друзьями помидорами и огурцами

   Бананы, груши, апельсины есть

   Всех их перечесть

   Выбирайте кто смелее?

   Фрукты к яблоку кладите

   Ну, а овощи все к луку положите                                                Яблоко (Луку): Давай, поверим какие ребята у нас внимательные

Лук: Давай! Ребята, запомните все выставленные картинки. А теперь скажите, чего не стало?

  В этой игре дети показали умение диф-ть овощи и фрукты, а так же научились употреблять сущ. родительного падежа ед. числа .

 Как было отмечено,овладение предлогами для дошкольников с ОНР представляет определенные трудности(как на уровне понимания, так и употребления). Для оптимизации этого процесса можно использовать короткие стишки-рифмовочки.

 Методические рекомендации:

-Заучивание стишков должно проводиться с обязательной опорой на сюжетную картину, графич. схему предлога, движение.

-При заучивании хорошо использовать игровые приемы:1)дидактическая игра»Услышь предлог»;2)чтение сопроваждается играми(жесты,движения);3) подбор соответствующих картинок;припоминание по опорным картинкам.

-Пересказ текста «своими словами».

-Раскрашивание картинки-эпизода к стишку.

-Целесообразно подключить детей к созданию рифмованных строчек.

 Это будет способствовать развитию «языкового чутья», той базы речи,которая повышает лексико-грам. компетентность.Проявленная детьми самостоятельность и заинтересованность будут содействовать запоминанию нового речевого материала( слов, грамм. конструкций) и использование его в речи.