Консультация для родителей «Игры для формирования лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация

Дуденкова Наталья Владимировна

Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры для формирования лексико-грамматических представлений

у детей дошкольного возраста»

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Для того чтобы процесс усвоения лексических и грамматических категорий не был для малыша утомительным, материал должен сообщаться и отрабатываться в игровой форме. Предлагаем Вашему вниманию игры, помогающие расширить словарь младших дошкольников, научить их грамотно и правильно строить фразы. Просите ребенка, играя, пользоваться полными фразами и выражениями, исправлять ошибки при произнесении слов и изменении их в роде, числе и падеже.

«Кто исчез? Что исчезло?»

Цель: расширение объема словаря существительных.

Оборудование: предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая ребенка с помощью вопросов: «Кто исчез? Что исчезло?» правильно воспроизвести его название во фразе.

«Что может делать предмет?»

Цель: расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

Оборудование: предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый показывает действия, которые может совершать предмет (или можно совершать с этим предметом), и называет эти действия. К примеру, взрослый задает вопрос: «Как ты думаешь, что может делать мяч? Давай посмотрим». Затем производится демонстрация действий с мячом и называние этих действий: «Мяч лежит. Если его толкнуть, он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит. Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз, ко мне в руки, я его поймаю. Можно перебрасывать мяч друг другу» Повторно, взрослый подводит итог, демонстрирует действие и называет лишь соответствующий глагол: «Давай повторим, что делает мяч. Мяч лежит, катится, падает, шумит, грохочет, прыгает, ударяется, отскакивает, летит. Мяч можно толкать, катить, подкидывать (кидать, бросать), перебрасывать, ударять, ловить». Пусть ребенок в доступной форме повторит за вами глаголы, некоторые фразы.

«Расскажи о предмете»

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование: предметы (изображение предмета) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Перед ребенком находится предмет или его изображение. Взрослый задает вопросы: «Что это? Какой предмет по цвету? По форме? По размеру?» И т.д. Ребенок отвечает полными предложениями или в доступной форме.

«Чудесный мешочек»

Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи», «Животные» и др.)

Содержание. Предварительно ребенок знакомится с игрушками, названия которых относятся к одной лексической теме: рассматривает, называет, выделяет их качества. Малыш опускает руку в мешочек, нащупывает игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешка.

«Я собрал в огороде…»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде… огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».

Предложения меняются по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.

«Что без чего?»

Цель: расширение объема словаря (обогащение наименованиями частей предметов), уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строении предметов.

Оборудование: лото «Что без чего?». Например, дверь без ручки, сумка без ручки, ведро без ручки; гриб без ножки, стул без ножки, стол без ножки; кастрюля без ручки, чайник без носика, сахарница без крышки. И т. д.

Взрослый просит назвать, что нарисовано на картинке и чего недостает изображенному предмету (без чего предмет?). Ответ ребенка: «Это самолет. Он без крыла. Это грузовик. Он без кузова».

«Дополни ряд предметов»

Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением.

Оборудование: 2-3 предмета (картинки) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку дополнить ряд предметов (их изображений): «Назови посуду, которой нет на столе». Ребенок называет существительные конкретного значения: «Не хватает тарелки, ложки, чайника и т.д.»

«Найди и отложи»

Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением.

Оборудование: набор предметов (картинок) по изучаемой лексической теме и один-два набора предметов (картинок) других категорий.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку найти и отложить предметы (картинки) одной лексической категории, к примеру: «Найди и отложи только посуду». Предлагается ряд предметов (картинок) двух и более категорий (посуда, одежда, мебель, игрушки, животные).

«Лишняя картинка»

Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие умения группировать предметы без выделенного признака.

Оборудование: 4 картинки (3 картинки по изучаемой теме, 1 – по другой теме).

Содержание. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть четыре картинки, назвать одну лишнюю, мотивировать свое решение. К примеру: «Мяч – лишний. Это игрушка. Чашка, ложка и тарелка – это посуда».

«Добавь словечко»

Цель: систематизировать знания ребенка об окружающем мире, активизировать в речи слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Содержание. Взрослый называет два слова и задает вопрос, ребенок отвечает полным предложением.

Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто? Льется, журчит – что? Шумит, дует – что? Снег, лед – какие? Дождь, снег – что делают? Фрукты, овощи – что делают? Круглое, сочное – что? Кошка, собака – что делают?

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Содержание. Взрослый просит ребенка назвать предмет ласково. Использовать речевой материал по различным лексическим темам.

Дом – домик, нос – носик, хвост – хвостик, куст – кустик; таз – тазик, лоб – лобик; забор – заборчик, шкаф – шкафчик; вагон – вагончик; лапа – лапка; мышь – мышка; корова – коровка, книга – книжка, птица – птичка: лента – ленточка, коса – косичка, дед – дедушка и т. д.

«Что делал, что сделала?»

Цель: научить ребенка употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи, изменять их в зависимости от вопроса.

Содержание. Взрослый произносит предложение. Например, «Мама моет пол» Задает вопросы: «Мама что делала?», «Мама что сделала?» Ребенок изменяет глагол, повторяет предложение уже с измененным глаголом.

Мыла – вымыла; умывался – умылся; убирал – убрал; догонял – догнал; вешал – повесил; красил – покрасил; ловит – поймал; стирал – постирал и т. д.

«Один – много»

Цель: учить ребенка различать существительные именительного падежа единственного и множественного числа, использовать их в речи.

Содержание. Взрослый называет предмет (лексическая тема) и просит ребенка назвать много предметов, а затем повторить пару слов.

Например, тема «Игрушки»: мяч – мячи, кубик – кубики, самолет – самолеты, машина – машины, кукла – куклы и т. д.

«Расскажи, кого (что) ты видишь»

Цель: учить изменять существительные в зависимости от падежа (винительный падеж), правильно строить высказывание.

Оборудование: предметные картинки (лексическая тема).

Содержание. Взрослый предлагает ребенку назвать все предметы на картинках и рассказать о том, что он видит (Я вижу самолет. Я вижу кубик и машину. Я вижу кубик, машину и куклу.)

«Ты без чего (кого)?»

Цель: учить ребенка изменять существительные в зависимости от падежа (родительный падеж), правильно строить высказывание, использовать в речи предлог «без».

Оборудование: предметные картинки (лексическая тема).

Содержание. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать их и правильно ответить на вопрос («Я без куклы. Я без кубика. Я без мяча.»)

«Покорми животное (птицу)»

Цель: учить ребенка изменять существительные в зависимости от падежа (дательный падеж), правильно строить фразы, с опорой на вопросы, систематизировать знания  по теме.

Оборудование: предметные картинки.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать их и ответить на вопросы. Например: «Кому ты дашь рыбу?» - «Я дам рыбу коту»; «Кому ты дашь кость?» - «Я дам кость собаке» И т.д.

«Он – они»

Цель: учить ребенка различать и использовать в речи глаголы 3-го лица единственного и множественного числа, грамотно строить фразы при ответе на вопросы.

Оборудование: сюжетные картинки.

Содержание. Взрослый предлагает рассказать, что делает Вова на картинках, а затем – что делают Вова и Витя. Далее рассказать о паре картинок. Например: «Вова стоит – Вова и Витя стоят. Вова идет – Вова и Витя идут. Вова поет – Вова и Витя поют»

Глаголы: плачет – плачут; чисти – чистят, прыгает – прыгают, бросает – бросают; топает – топают; спит – спят; бежит – бегут, ест – едят, пьет – пьют и т. д.)

«Какой, какая, какое?»

Цель: учить ребенка согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа, правильно строить фразы с опорой на вопрос.

Оборудование: предметные картинки или предметы разного цвета, формы, размера.

Содержание: Взрослый  предлагает ребенку рассмотреть предметы и назвать их. Далее задает вопросы к каждому предмету: «Это какая шапка (по цвету)?» - «Это красная шапка»; «Это какое колесо (по форме)?» - «Это круглое колесо»; «Это какой шарф (по величине)» - «Это длинный шарф».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста сОНР

Задачи, этапы и ихсодержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста

Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека....

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дошкольное воспитание должно вместе с семьей заложить  основы личности и нравственности ребенка. Решение этой задачи прямо и непосредственно связано с общением ребенка (в сем...

Продуктивная деятельность как средство формирования лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста.

Говорится об особенностях формирования грамматического строя при ОНР. Даются рекомендации для использования на занятиях определенных приемов...

Использование артикуляционной гимнастики при формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.

Статья,опубликованная в сборнике ОГУ им. И.С. Тургенева "Актуальные проблемы дошкольного образования"...

Использование стимульного материала по развитию и формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

В данном материале содержатся рекомендации по примененеию стимульного материала в работе с детьми с ОНР....

Технология моделирования в развитии и формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР

В данном материале содержатся приемы работы по развитию и формированию лексических и грамматических категорий языка...