Продуктивная деятельность как средство формирования лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чепуркина Виктория Викторовна

Говорится об особенностях формирования грамматического строя при ОНР. Даются рекомендации для использования на занятиях определенных приемов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnaya_deyatelnost.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность как средство формирования лексико-грамматического строя речи у детей.

   Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

   Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов.

      Нужно знать возрастные психологические и характерологические особенности детей с ОНР. У детей с ОНР нарушены все компоненты речевой системы – фонетика, лексика, грамматика. В норме грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка. Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно, до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредотачивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

   У детей с ОНР понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.

    Также у детей с ОНР прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.

   Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие?

   Для этого необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

   Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

      В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов оказания логопедической помощи детям  раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией: алалией, дизартрией, ринолалией, имеющих лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.

     Выявлено, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Это лишний раз подтверждает заключение М. М. Кольцовой, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук».

      Речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.

    А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

    Сочетание деятельностного и коммуникативного подхода наиболее эффективно может реализоваться на занятиях по развитию  продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка) с включением работы по формированию и коррекции лексико-грамматического строя речи.

    Система занятий строится по принципу от простого к сложному, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей.      Педагогический процесс носит поступательный характер, то есть обучение доступно и находится в «зоне ближайшего развития» ребенка.

    Основополагающая задача применения продуктивной деятельности  состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков  развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развитие речи.

    В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

-обогащается словарь ребенка,

-происходит становление речи как средства общения,

-совершенствуется функция речи, содержащая коррекцию и развитие целенаправленной деятельности ребенка.

   При планировании и проведении занятий соблюдаются определенные условия:

  • включенность занятий в лексическую тематику, что позволяет в работе по той или иной теме опираться на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей;
  • четкая, понятная речь взрослого;
  • обследование предметов;
  • проговаривание детьми всех выполняемых действий;
  • воспроизведение движений (в воздухе, на листе бумаги);
  • сравнение;
  • подробные вопросы к детям по продукту (результату) детской деятельности;
  • упражнения для развития мелкой моторики, координации речи с движением;
  • индивидуальный подход.

      Продуктивная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целена-правленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, то есть все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

 Продукт (результат) детской деятельности является хорошим материалом для закрепления пройденной темы воспитателями и дома родителями.

        Во время занятий по рисованию, лепке, аппликации необходимо проводить работу по развитию грамматического строя речи, обучая детей построению простой или распространенной фразы, словообразованию, словоизменению и согласованию частей речи. Требовать от детей сопровождать свою продуктивную деятельность речевым сопровождением: “Я буду лепить кошку”, “Я леплю кошку”, “Я слепил кошку”, “Я приклеиваю хвост”, “Я раскрашиваю уши”.

        С готовым продуктом труда: -назвать цвет, форму, размер, качественные признаки, согласуя существительное с прилагательным,

-части предмета, согласуя числительное с существительным,

-образовать уменьшительно-ласкательную или  преувеличительную форму существительного (в зависимости от возраста ребенка),

-проговорить  действия предмета (кошка ходит, прыгает, лазает, ласкается, нежится).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:    ...

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....