Главные вкладки

    Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности как средство формирования познавательных и психических процессов детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    старшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvivayushchie_igry.odt42.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности как средство формирования познавательных и психических процессов детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР

    ГБОУ детский сад комб.вида № 696

     Воспитатель  старшей группы с диагнозом ОНР

    Петренко Ольга Николаевна

    Москва 2013


                                                                                           

    Л.С. Выготским обосновано положение об общности закономерностей развития нормально развивающего ребенка и ребенка с ОНР. Ребенок с особенностями развития проходит те же стадии психического становления, что и нормально развивающийся дошкольник, у него тоже происходит последовательная смена ведущего вида деятельности. Однако для этого педагогам следует создать особые специальные условия для развития, в том числе и для развития игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте.

      Одним из направлений коррекционно-развивающего обучения является целенаправленное формирование игровой деятельности.

    Особенности предметной деятельности детей с трудностями в обучении и недоразвитии речи.

    1. Дети приступают к выполнению предметных или предметно-игровых действий без предварительного оценивания условий их выполнения.
    2. Отмечается склонность к стереотипным предметно-игровым действиям.
    3. Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально.

     Процесс обучения игре детей с особенностями развития строили с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требуется создания  развивающей среды.  Процесс обучения игре детей с особенностями развития имеет свои особенности:

    • широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;
    • постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;
    • адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей;
    • выделение в игровом действии и в в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;
    • повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

        Когда к нам пришли новые дети, нам пришлось начинать с азов.

    Учили детей действиям с игрушками в соответствии с их свойствами и назначением этих игрушек. Девочки, их у нас трое — Лена, Настя и Даша играют в куклы, но сюжет их игр бедный. Особенно Даша, очень своеобразная девочка и стиль ее игры тоже. Она почти всегда играет одна.

      У большинства мальчиков  отсутствует замысел игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Мальчики в игре повторяют одни и те же действия — возят машинки по кругу или швыряют. Игровое действие выполняют ради самого действия. В процессе игры старались сформировать целевой компонент игры. Например, не просто возить машинку, а построить гараж, мост, дорогу, заправку или еще что-либо и поставить цель — «поехать на работу, на заправку, поставить машину в гараж» и т.п.

       Игровой сюжет бедный. Это связано с особенностями их развития. У детей ограничен жизненный опыт. Недостаточный объем знаний и представлений о предметах окружающего мира, а главным образом об отношениях людей в процессе их деятельности. Поэтому учим детей развивать сюжет игры, используя разные методические подходы (чтение художественной литературы, беседы об окружающих явлениях, рассматривание картинок и иллюстраций в книгах, подбор предметов для игры, помощь в продумывании сюжета и распределение ролей, подсказки в процессе игры и т. п.), привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.) , активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает).

      У детей снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают играть только, когда мы предложим. Больше  предпочитают бегать, изображая «привидений» или еще кого-нибудь. Особенно, Паша, Вадим - «человек-паук» и другие.

        Неустойчивый интерес к игре и к игрушкам. Поможешь организовать игру, а через короткий промежуток игра распадается.

      Дети однообразно проявляют эмоции. Игры носят агрессивный характер (сплошные войны, убийства). Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения. Старались переключать внимание от игр в войну на мирные игры при помощи разных приемов (рассказ истории, сюжет мультика, детского фильма, внесением новых игр, игрушек и т.п.).

     Занимались организацией предметно-игровой  и пространственно-развивающей среды, это является необходимым условием формирования игровой деятельности детей. При организации такой среды стремились  сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр, разнообразным по содержанию. А так же из-за того что пространство игровой комнаты не очень большое, разместили игровые зоны так, чтобы дети свободно перемещались, одновременно играли несколькими группами, а в случае необходимости ребенок мог уединиться для индивидуальной игры (дети берут коробку с атрибутами (больница, парикмахерская и т.п.) и устраиваются за столиком на мягком уголке или в другой части группы на диванчике. Для театрализованных игр используют ширму и атрибуты уголка — микрофон, муз. инструменты, куклы би-ба-бо, предметы уголка ряжения, медальки с изображением животных и др. Эти же атрибуты могут использовать для развертывания других сюжетных игр, так же подключая строительный материал в сюжетные игры.

      В соответствии с требованиями зонирования группы выделили место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (куклы Барби с мебелью; плита, пылесос, стиральная машина, коробка с посудой, коробка с одеждой для кукол и др.). Для отобразительных игр разместили образные игрушки в разных местах группового помещения  и использовали для создания игровых ситуаций. Использовали и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать игры («автобус», «поезд», «корабль»). (Строится большой корабль и к нему добавляются атрибуты — стулья, якорь, спасательный круг и др.).

       В пространственно-развивающую среду включили и природный уголок. Там у нас создаются сюжетные композиции по сезонам - мобили. Можно обыграть сказку, составить рассказ. Там же находятся дидактические игры по сезону, природный материал, который можно использовать в играх. Можно посмотреть на животных или рыб, включив электрическую игру - забаву (понаблюдать за внешним видом, движением, побеседовать о животных, составить рассказ, сказку и т.д.).

     Предусмотрели наличие в игровом уголке предметов, которые могли бы использоваться в роли предметов-заместителей (различные кубики-еда, кирпичик — мыло, тюбик от шампуня или арка из стр. материла — телефон, различные коробочки, тесемочки, фантики, пробочки и т.п.). Кроме того для игр используются детские поделки (деньги, кошельки из бумаги, бланки для рецептов и др.).

      Привлекали к оформлению игровых зон детей, вместе расставлять игрушки, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки св семью воспитанников для ремонта о обновления.

      Для развития у детей ролевых действий и умений перевоплощаться разместили в специальные коробки костюмы и атрибуты (белый халат для врача и др.). Отдельно определили место для хранения костюмов игр-драматизаций.

      Игрушки оказывают на ребенка с ОНР разностороннее воспитательное значение. В процессе игры дети проигрывают жизненные ситуации, строят взаимоотношения — умение общаться, договариваться. Приучаем бережно обращаться с игрушками, убирать на места после игры, ухаживать за ними — мыть, чинить.

      У Никифора плохо получается контактировать с детьми, он внимание детей привлекает агрессивными действиями (бьет детей, ломает постройки). Предлагаем поиграть с детьми близкими к его характеру. Например с Пашей они рисуют совместно (привидений и др.).

       Большое значение имеют дидактические и настольно-печатные игры для формирования у детей предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры.

    А так же дидактические игры содержат развивающую задачу, направлены на развитие психических процессов - восприятия, памяти и мышления.

       Дидактические игры многоплановы, они являются и игровым методом обучения  дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Через дидактические игры обогащается активный словарный запас детей, развивается связная речь, умение правильно строить предложения.

         У детей с общим недоразвитием речи страдают не только разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта.

     Дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.


      Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

      Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.

      Но психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

      Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.

     Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений. Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации (ограничение двигательной активности) далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.

    Как помочь ребенку развивать познавательные и творческие способности и коммуникативную функцию речи, не лишая его главной биологической потребности - потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов - практиков.

      Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

       Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия в логопедической группе проводятся учителем - логопедом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой воспитания и обучения ребенка в соответствии со сроками коррекции.

      Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

     Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем - логопедом, так и воспитателем.

     В дидактических играх используются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

       Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

      Благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

      При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.

       Важным моментом в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

      Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с речевой патологией приобретает особое значение.

     В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

      Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

      Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным и коррекционным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

      Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

    Приемы и методы руководства дидактическими играми:

    • привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)
    • краткость и ясность речи воспитателя
    • активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)
    • коммуникативная направленность

    Организация дидактической игры:

    1. Подготовка к проведению дидактической игры
    2. Проведение дидактической игры
    3. Анализ

    В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:

    1. Социально - психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого педагог использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.

    2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме.

    1. Здоровье - сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала.

      Работа педагога построена с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее, разработать методические рекомендации развития дошкольников с нарушением речи учетом их возможностей и состояния здоровья.

    Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

    • с игрушками и предметами;
    • настольно-печатные;
    • словесные.

      Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

      Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

      Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

      Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.

    Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.

       Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

        Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях.

    Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

    Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

      Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.

    В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

    Правила работы с дидактическими играми:

    Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.

    Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.

    Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры - 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).

    Познакомиться со структурой описания игр:

    • подробное описание цели;
    • перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
    • описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
    • советы по организации игрового пространства;
    • изложение правил и хода игры;
    • задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
    • примеры учебных заданий;
    • примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

    Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.

    Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.

    Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.

    Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).

    Дидактические игры могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации.

    Таким образом, в работе с детьми с речевой патологией игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома).

    1. Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании

    В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:

    1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.
    2. Игры, направленные на развитие воображения (воссоздающее и творческое).
    3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.
    4. Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.
    5. Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой).
    6. Дидактические игры, помогающие различать стилизованные и реалистические изображения.

    К I группе игр можно отнести дидактические игры:

    • “Дымковские мастера”;
    • “Составь свой узор” (городец);
    • “Укрась сам” (хохлома);
    • “Жостовские подносы” (жостово);
    • “Гжельские узоры” (гжель).

    В этих играх дети закрепляют знания о элементах росписи по народным промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивалось творчество, активизировалась и обогащалась речь.

    С дидактической игрой “Составь красивый узор” (разрезные картинки) может быть связано занятие по декоративному рисованию: роспись по мотивам народного декоративного искусства. Организовав игру (в процессе которой дети будут создавать узоры, складывая разрезные картинки внимательно рассматривая элементы узора, их цвет, композицию), педагог будет способствовать уточнению представлений детей о той или иной росписи. Это поможет им потом в создании узора.

    Желание правильно составить узор заставит детей внимательно всматриваться в части узора на картинках, сравнивать их, объединять соответствующие части выделять мотивы орнамента.

    Ко II группе относятся игры, направленные на развитие воображения и на нахождение закономерности следования узора.

    Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, развивать воссоздающее воображение.

    А) Например: игра “Продолжи узор”.

    Игровая задача: собрать бусы; продолжить дорожку; расставить вагоны; отремонтировать заборчик; помочь заштопать коврик и т.д. (игра имеет много вариантов).

    Б) Игра “Лоскутное одеяло”.

    Игровая задача: помочь игровому персонажу собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются воспитателем и могут меняться).

    В) Игра “Кукла потерялась” (авторская разработка - для младшей и средней группы).

    Материал: комплект деревянных кукол (разных по высоте, толщине); куклы сгруппированы в “семьи” по орнаментам.

    Игровая задача: помочь куклам найти свои семьи.

    Ход игры: Воспитатель ставит на стол одну (более сложный вариант 2-3 игрушки) куклу из любой “семьи” и говорит: “Сегодня я познакомилась с Анютой”. Посмотрите, какая она нарядная!” Педагог с детьми рассматривает одежду, головной убор на кукле, обращает внимание детей на орнамент - элементы узора и их чередование. “Кукла Анюта гуляла с родителями в парке и потерялась. Она просит вас ей помочь найти свою семью. Давайте отправимся в “парк”. Воспитатель подводит к другому столу. На нём расставлены деревья, качели, скамеечки из настольного театра. В парке гуляют несколько кукол. Дети рассматривают игрушки и по орнаменту определяют родителей Анюты и возвращают её родителям.

    Второй вариант игры “День рождение куклы”.

    Игровая задача: в конце праздника детям предлагается “отвести кукол- детей” к куклам - родителям. Если дети затрудняются, педагог помогает им определить, чем куклы похожи и чем отличаются “дети” и их “родители”

    К III группе относятся игры и упражнения на развитие ручной умелости.

    Цель - способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать координацию глаза и руки.

    В младшей и средних группах: игра “Помоги довезти игрушки”.

    Цель - учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.

    Игровая задача: помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.

    В старших группах - рекомендуются аналогичные игры, но более сложные варианты:

    “Проплыть между препятствиями”;

    “Пройти по лабиринту”;

    “Найти клад”;

    “Провести хоккейную комбинацию”.

    К IV (четвёртой) группе относятся игры, развивающие чувство ритма; обучающие умению составлять ритмическую композицию.

    Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким. Например, игра “Собери дорожку”.

    Игровая задача:

    • для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);
    • для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);
    • для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”.

    Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, воображения.

    1. Игра “Подбери узор”. Цель - кто быстрее на карте найдёт все свои фигурки.
    2. Игра “Рукавички”. Цель - подобрать пару (или комплект) по узору (орнаменту).
    3. Игра “Пуговичное ожерелье”. Цель - закрепить знание цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Игровая задача - сделать в подарок бабушке ожерелье.
    4. Игра “Математический планшет” (с 5 лет). Цель - умение конструировать на плоскости различные изображения. “Рисование резиночками”.

    К пятой (IV) группе можно отнести игры, помогающие сформировать представления симметрии (центральной и осевой).

    Симметрия - в переводе с греческого означает соразмерность. Рассматривают симметрию осевую и центральную.

    Равновесие элементов в орнаменте достигается благодаря симметрии. Симметрия часто выступает как единственное средство выразительности.

    Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления о симметрии; развивать воссоздающее и творческое воображение, совершенствовать изобразительные навыки.

    Примеры:

    1. Игра “Разбитый сервиз”, “Археологи” (для старшей группы). Игровая задача - помочь восстановить первоначальный вид предметов (игры имеют много вариантов).
    2. Игра “Раскрась узор”.

    Игровая задача - помочь игровому персонажу раскрасить узор или какой-то предмет.

    Упражнения на симметричное вырезывание также формируют у ребёнка представления о симметрии - это вырезывание из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной в 4 и в 6 раз, аппликация из готовых геометрических форм на составление симметричных изображений (бабочка, ваза и т.д.).

    1. Увидеть симметрию в узоре помогает проведение игры “Волшебное зеркало”.

    6. Детям предлагается поставить зеркало на середину (линии-ось) и увидеть полное изображение узора на предмете (на карточке), запомнить его и повторить (продолжить) на второй половине предмета (рисованием, аппликацией или выкладыванием готовых форм).

    Игры на развитие цветовосприятия

    Цель - развивать чувство цвета, формировать представление о том, что цвет является средством выразительности, закреплять умения составлять упорядоченные ряды.

    Например:

    1. Игра “Платье для сестёр”.
    2. Игровая задача - раскрасить платья для сестёр — времён года так, чтобы сёстры догадались, где платье для зимы, для лета, для осени, для весны. (Изменяя цветовое решение, получают различные варианты декорирования платьев).

    В старшей группе по декоративному рисованию ставится задача: научить детей умению стилизовать реальные образы, подчёркивая в предмете основное, характерное, опуская детали.

    Стилизация - это декоративное обобщение, подчёркивание особенностей формы предмета с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, изменить цвет, отказаться от передачи объёма.

    В одних орнаментах натуральные образы претерпевают небольшие изменения, в других всё выглядит предельно схематично.

    Для ребёнка умение узнавать стилизованные образы и самостоятельно выполнять стилизацию - задача довольно трудная.

    7. Использование педагогом творческих игр и упражнений по типу “превращалки” - даст ребёнку возможность самому стилизовать те или иные объекты, а также разовьёт творческие способности.

    Игры - “превращалки”.

    Цель - развивать воображение на основе комбинаторики, учить выделять главное и на основе этого подводить к использованию стилизации в изобразительной деятельности.

    1. Игра “Превращение геометрических фигур”. Игровое задание - преврати в животное (в птицу, человека, растение и т.д.).

    Усложнение: преврати геометрические фигуры во что-нибудь, но не повторяй то, что уже рисовал.

    Рекомендации:

    • в младшей группе - игры не проводятся;

    • в средней группе - одномоментно предлагается не более 4-х геометрических фигур;

    • в старшей группе — не более десяти.

    2. Игра “Петельки”.

    Игровое задание - преврати петельку во что-нибудь.

    Рекомендации: сначала ребёнку дают готовые рисунки петелек разных размеров и по разному расположенные. Затем дети рисуют петельки сами, после чего их преобразовывают.

    3. Игра “Закорючки”

    Игровое задание - нарисуй закорючку и преврати её во что-нибудь.

    Правила:

    1) Можно поворачивать закорючку

    2) Нельзя рисовать змей, деревья, цветы, облака, дым, воду, так как подобным образом можно преобразовать любую форму.

    4. Игра “Клубочки”.

    Игровое задание:

    1) нарисуй клубочек и преврати его в дерево; бабочку;

    2) преврати клубочек в цветочек и составь узор (на полосе).

    Правил нет.

    В процессе этих игр, наблюдая за превращением фигур в результате собственных действий, ребёнок познаёт вариативность создания образа, зависимость конечного результата от способов и приёмов, которые были использованы. У детей формируются творческие задатки личности. Дидактическая игра может быть включена в любое занятие. Это позволяет повысить интерес детей к занятию и активизировать их деятельность.


    Список литературы

    1. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика.- М.: Школьная пресса, 2004
    2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988
    3. Венгер Л.А., Дьяченко Р.И., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада. - М., 1989
    4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М., 1988
    5. Швайко Г.С. Занятия изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты:Пособие для педагогов дошк. Учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
    6. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2004
    7. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?..Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
    8. Калинченко Развитие игровой деятельности дошкольников:Метод.пособие. М.: Айрис-пресс, 2004
    9. Разноцветные игры: По материалам Моск.город.недели «Игра и игрушки» в госуд.дошк.учр. г.Москвы /Авт.-сост. Белая К.Ю., Сотникова В.М. - М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2007


    Игровое упражнение «Что разное и что одинаковое»

    Цель: Учить детей замечать художественные особенности натюрмортов: различие и сходство в композиции, в сочетании цветов, в манере письма художников.

    Материал: набор художественных открыток разных авторов, три-четыре открытки других жанров: портрета, жанровой картинки, декоративного узора4 фишки.

    Ход игры:

    Игровое упражнение можно проводить в двух вариантах.

    1. Задание предлагается всем детям. Ребенок, первым правильно выполнивший задание, получает фишку.
    2. Распределить детей на две команды из четырех-пяти человек. Дети имеют возможность совещаться.
    3. Задания команды могут получать одновременно при наличии достаточного количества открыток. В этом случае команды следует посадить за разные столы или огородить друг от друга легкой картонной ширмой.

    Игровые задания.

    1. «Найдите среди открыток только натюрморты».

    Положить перед детьми по пять-шесть открыток. Среди которых три-четыре натюрморта, и предложить разместить рядом только натюрморты. Две фишки получит команда или ребенок, которая сумеет еще и объяснить, почему эти открытки можно назвать натюрмортами.

    1. «Найдите один натюрморт, резко отличающийся (композицией) от других натюрмортов». Например. На одной открытке предметы могут быть расположены близко друг к другу, а на другой разбросаны по всему пространству.
    2. «Разложите натюрморты на три группы: в первой группе должны быть работы, на которых художники изобразили среди предметов стеклянные; во второй — работы, на которых художники изобразили металлические предметы; в третьей — работы, на которых художники нарисовали керамические предметы. Объясните, как вы узнали стеклянные, металлические и керамические предметы».
    3. «Распределите натюрморты на две группы, по две открытки в каждой группе. Объясните, почему вы так распределили»
    4. «Посмотрите на каждую открытку и скажите, красок какого цвета (какая цветовая гамма) больше всего потребовалось художнику для рисования того или другого натюрморта».


    Дидактическая игра «Подберем краски для художников»

    Цель: закреплять знания детей о колорите зимы, осени, весны, лета в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажных картин; развивать воображение детей.

    Материал. Небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков по несколько штук (5-6) каждого цвета.

    Ход игры.

    Воспитатель кладет на середину стола «краски» (разноцветные прямоугольники) и рассказывает детям о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете (в рассказе воспитатель не называет цвет предметов): «Задумал художник нарисовать картину про лето. Он решил изобразить луг с пестрыми цветами, за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо».

    Затем воспитатель предлагает детям подумать, какие краски понадобятся художнику для картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник (лес и луг зеленой краской разных оттенков, небо будет голубое с небольшими облаками, цветы красные. Желтые, голубые, оранжевые...).

    Далее воспитатель рассказывает о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу, в которой растут клены, березы, рябина и тонкие осинки. А рядом с лесом — опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.

    Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и рассказывают, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях — желтой, темно-желтой, оранжевой, темно-красной, ягоды рябины — ярко-оранжевыми. В одном из описаний картины надо упомянуть о небе при закате или восходе солнца. Аналогично можно описать хмурый ветреный осенний день, картину цветущей весенней природы и так же ясный зимний день или картину снегопада, бури и т.п.


    «Дополни узор»

    Цель: учить детей выделять пространственное расположение разноцветных геометрических фигур, воспроизводить такое же расположение при выкладывании второй части симметричного орнамента. Закреплять знания о цветах спектра, оттенках цветов спектра. Упражнять в выделении одного цвета из множества разноцветных. Учить давать правильное словесное обозначение основных пространственных направлений: в середине (в центре), слева, справа, вверху(над), внизу (под) при восприятии орнамента из геометрических фигур.

    Материал. Раздаточный: карточка с изображением половины орнамента, состоящего из цветных геометрических фигур, по-разному расположенных в пространстве, набор разноцветных геометрических фигур, разных по форме и цвету, в большем количестве, чем их представлено в орнаменте.

    Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть часть изображенного коврика и просит выложить вторую его половину из цветных геометрических фигур, отбивая их из множества разноцветных и разных по форме.


    «Кто найдет, пусть возьмет» (стр.77 «Играем с цветом» Л.А.Ремезова)

    Цели: учить детей объединять разнообразные объекты по признаку цвета, относить единичное к заданному общему. Учить объединять представление о цвете со словом-наименованием, производить выбор цвета по слову. Формировать умение оперировать представлениями о цвете в реальных действиях. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. Формировать умение замечать цвет, воспитывать интерес к цвету, любознательность, желание обнаружить как можно больше  объектов заданного цвета в большом пространстве.

    Материал. Предметы окружающей обстановки.

    Ход работы. Педагог предлагает детям отыскать предметы в окружающей обстановке, ориентируясь на обобщенное название, которое педагог напоминает детям, демонстрируя поочередно предметы какого-либо цвета. Например, педагог демонстрирует детям предмет голубого цвета и просит найти предметы такого же цвета в групповой комнате. После выполнения задания перед детьми ставится задача посмотреть, хорошими ли разведчиками они оказались, все ли предметы, собранные на столе, голубого цвета. Дети дают название группе: «Все предметы голубого цвета». Игра продолжается, но на этот раз дети осуществляют выбор предметов другого, указанного педагогом цвета.


    «Бегите ко мне!»(стр.78 «Играем с цветом» Л.А.Ремезова)

    Цели: упражнять в действиях отнесения единичного к общему и наоборот, обобщения единичного; учить объединять представления о цвете со словом-наименованием.

    Материал. Раздаточный: по 3-4 карточки разных цветов спектра.

    Ход работы. Дети становятся в круг, и педагог раздает им по одной карточке какого-либо цвета. В ответ на слова педагога, например: «У кого карточки красного цвета — бегите ко мне», - часть детей спешит к нему. После того как дети собираются около педагога, им предлагается ответить на вопрос: «Какого цвета у всех карточки?» Игра повторяется, каждый раз педагог называет новый цвет. Для того чтобы игра была более занимательной, каждый раз можно предлагать детям обменяться карточками.


    «Какой цветок лишний?»

    Цели: упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями. Формировать умение исключать объект голубого цвета из множества синих.

    Материал. Демонстрационный: карточка с изображением четырех синих и одного голубого цветка.

    Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть карточку, на которой изображены четыре синих и один голубой цветок, ответить на вопрос «Какой цветок лишний?», объяснить свое решение.

     По такому же принципу с другими цветами можно.


    «Мозаика»

    Цели: добиваться красивого сочетания элементов по цвету в процессе игры с мозаикой. Способствовать развитию художественного вкуса детей.

    Материал. Раздаточный: мозаика.

    Ход работы. Предложить детям составить какой-либо узор из элементов мозаики. Напомнить детям, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Взрослый в процессе работы детей направляет поиск наиболее удачных сочетаний цветов и частей изображения. После того как узоры будут созданы, они сравниваются, отмечаются те, которые отличаются наиболее удачной композицией и красивым сочетанием цветов элементов мозаики.


    «Дымковские игрушки»

    Цели: учить детей составлять узор на «ткани» для юбки дымковской куклы, подбирая соответствующие цвета для элементов узора и их украшения. Учить видеть красоту ярко выделяющихся на белом фоне элементов красного, желтого, синего, зеленого и других цветов. Показать, что присутствующий в узоре черный цвет — маленькие точки, черточки — украшает крупные элементы, делает их еще более яркими и выразительными.

    Материал. Демонстрационный: предметы или иллюстрации с дымковской росписью. Раздаточный: листы белой бумаги; краски, баночки с водой, кисточки, палитра, тряпочки; силуэт дымковской куклы, у которой на юбке сделаны прорези.

    Ход работы. Педагог проводит с детьми беседу об особенностях цветового и композиционного решения при рисовании по мотивам дымковской росписи. Дети рассматривают предметы или иллюстрации с дымковской росписью. Педагог обращает внимание на красоту сочетания красного, синего, желтого, зеленого цвета на белом фоне, роль белого цвета в оживлении рисунка. После этого детям предлагается по собственному замыслу составить узор на «ткани» для дымковской куклы, используя для этого шаблоны элементов узора. Для выполнения замысла дети сами выбирают элементы узора, подбирают цвет краски для них и их украшения.

    После того как работы подсохнут, дети вставляют рисунок в прорези юбки дымковской куклы, выбирают самую яркую юбку с красивым сочетанием элементов узора.


    «Дымковские игрушки»

    Цели: учить детей составлять узор на «ткани» для юбки дымковской куклы, подбирая соответствующие цвета для элементов узора и их украшения. Учить видеть красоту ярко выделяющихся на белом фоне элементов красного, желтого, синего, зеленого и других цветов.

    Материал. Демонстрационный: предметы или иллюстрации с дымковской росписью. Раздаточный:  фланелеграф квадратной формы, элементы дымковской росписи.

    Ход работы. Педагог проводит с детьми беседу об особенностях цветового и композиционного решения при рисовании по мотивам дымковской росписи. Дети рассматривают предметы или иллюстрации с дымковской росписью. Педагог обращает внимание на красоту сочетания красного, синего, желтого, зеленого цвета на белом фоне, роль белого цвета в оживлении рисунка. После этого детям предлагается по собственному замыслу составить узор на «ткани» для дымковской куклы, используя для этого шаблоны элементов узора. Для выполнения замысла дети сами выбирают элементы узора, подбирают цвет .


    «Составь целый предмет из частей, подобрав по рисунку»

    Цель: учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, подобрав по рисунку.

    Материал: силуэты частей с разным рисунком.

    Ход: детям предлагается сложить целую картинку из нескольких частей, подобрав по рисунку.


    «Дымковские игрушки»

    Цели: учить детей составлять узор на «ткани» для юбки дымковской куклы, подбирая соответствующие цвета для элементов узора и их украшения. Учить видеть красоту ярко выделяющихся на белом фоне элементов красного, желтого, синего, зеленого и других цветов. Показать, что присутствующий в узоре черный цвет — маленькие точки, черточки — украшает крупные элементы, делает их еще более яркими и выразительными.

    Материал. Демонстрационный: предметы или иллюстрации с дымковской росписью. Раздаточный: силуэт дымковской куклы, у которой на юбке сделаны прорези.

    Ход работы. Педагог проводит с детьми беседу об особенностях цветового и композиционного решения при рисовании по мотивам дымковской росписи. Дети рассматривают предметы или иллюстрации с дымковской росписью. Педагог обращает внимание на красоту сочетания красного, синего, желтого, зеленого цвета на белом фоне, роль белого цвета в оживлении рисунка. После этого детям предлагается по собственному замыслу составить узор на «ткани» для дымковской куклы, используя для этого шаблоны элементов узора. Для выполнения замысла дети сами выбирают элементы узора.

     Дети вставляют рисунок в прорези юбки дымковской куклы, выбирают самую яркую юбку с красивым сочетанием элементов узора.


    «Цветик-семицветик»

    Цели: совершенствовать знания детей о цветах спектра. Учить применять полученные знания на практике, сопровождать свои действия объяснением. Развивать внимательность детей.

    Материал. Раздаточный: набор лепестков 7 цветов спектра.

    Ход работы. Детям предлагается разложить лепестки цветка вокруг сердцевины в порядке следования цветов в спектре. Свои действия дети должны сопровождать объяснениями. Можно использовать действия детей «по цепочке», т. е. Один ребенок, например, выкладывает 2-3 лепестка, потом по указанию педагога продолжает другой.


    «Найди ошибку»

    Цели: учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов; определять ошибки, допущенные в цвете изображенных предметов. Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета.

    Материал. Демонстрационный: фланелеграф, изображения помидора, моркови, лимона, огурца, колокольчика, сливы, фиалки. Некоторые изображения даны в цвете, несвойственном для реального предмета. Раздаточный: контурное изображение цвета (овоща, фрукта) по одному на каждого ребенка; цветные карандаши.

    Ход работы. На фланелеграфе изображения овощей, фруктов и цветов. Педагог предлагает назвать предметы, которые раскрашены неверно. Затем детям раздаются контурные изображения цветов, фруктов , педагог просит раскрасить их в нужные цвета. Каждый ребенок получает по одному какому-либо изображению. После выполнения задания организуется выставка работ, отмечается, правильно ли подобраны нужные цвета.


    «Цветное лото»

    Цели: продолжать формировать у детей умение различать оттенки в пределах одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков; формировать понятия, что разные оттенки красного, оранжевого и желтого цвета — это теплые цвета, а разные оттенки голубого, синего и фиолетового цвета — это холодные цвета.


    «Какого цвета не стало?»

    Цели: формировать интерес к игре. Учить ориентироваться на цвет. Развивать внимание, запоминание с опорой на представление о цвете. Стимулировать активное употребление знакомых названий цвета.

    Материал. Фланелеграф, цветные карточки разных цветов (например, желтая, синяя, белая, оранжевая, коричневая, черная, красная).

    Ход работы. На фланелеграфе цветные карточки. Педагог предлагает их запомнить. Затем дети закрывают глаза. Педагог убирает одну из карточек. Дети открывают глаза, определяют, какой карточки не стало. Если дети успешно справляются, то задание усложняется: убирается сразу 2или 3 карточки.


    «Назови цвет предметов по памяти»

    Цели: учить детей вспомнить названия цвета предметов после кратковременной экспозиции, удерживая их в памяти определенное время. Формировать умение сосредотачиваться на цели, которая отсрочена по инструкции.

    Материал. Демонстационный: набор предметов разного цвета.

    Ход работы. Педагог сообщает детям о том, что им предстоит запомнить цвет предметов, которые им будут предъявлены на короткое время. После этого педагог снимает салфетку с предметов на 15 с, затем вновь закрывает предметы салфеткой и просит по памяти назвать цвет предметов. Игра повторяется, но на этот раз детям предстоит назвать цвет предметов в той последовательности, в которой следуют предметы друг за другом. При повторении игры, например, в третий раз можно заметить какой-либо предмет, причем он должен быть другого цвета.


    «Разговор спинами друг к другу»

    Цели: закреплять представления о цвете в слове-наименовании. Учить детей пользоваться представлениями о цвете. Развивать умение действовать в ситуации самостоятельного воспроизведения, обращать к своей памяти.

    Материал. Предметы одежды детей.

    Ход работы. Дети разбиваются на пары и встают спинами друг к другу. Затем дети поочередно называют цвет одежды своего партнера. Педагог помогает детям вопросами, например: «Какого цвета у Тани платье, бант, гольфы? и т. д. В конце игры дети отмечают ошибки друг друга, но педагог обязательно дает общую положительную оценку их действиям в игре.


    «Добавь слово»

    Цели: упражнять детей в правильном обозначении цвета предметов, имеющих постоянный признак того или иного цвета.

    Материал. Небольшой мяч.

    Ход работы. Педагог предлагает детям встать в круг и сообщает правила игры: «Я буду называть предметы, а вы должны добавлять слова, говорящие о цвете этих предметов. Отвечает тот, кому я брошу мяч». Каждый игрок по очереди, поймав мяч произносит название цвета указанного педагогом предмета. Например, ведущий: «Помидор». Игрок: «Красный». В конце игры отмечается те дети, которые не сделали ошибок при назывании цвета предметов.


    «Лабиринт»


    «Выложи фигуру»

    Цели: учить составлять предмет из частей. Развивать зрительную реакцию детей

    Материал. Картинки-образцы, геометрические фигуры.


    «Собери картинку из геометрических фигур»

    (на пространственное представление, восприятие формы)

    Цель: закреплять представление о соотношении частей одного предмета, о целостном образе предмета, его форме и величине частей; составлять целое из частей

    Ход:   1. наложением

    1. смотря на образец
    2. посмотреть и убрав образец

    «Лото»

    (на восприятие цвета)

    Цель: упражнять в умении различать и называть цвета и оттенки; формировать понятия, что разные оттенки красного, оранжевого и желтого — это теплые цвета, а разные оттенки голубого, синего и фиолетового цвета — это холодные цвета.

    Материал: карты и карточки


    «Геометрическое лото»

    Цели: упражнять в сравнении формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

    Материал:


    «От какого дома эта тень?»

    Цель: Учить систематизировать зрительно и производить выбор, соотносить величину. Развивать мышление.

    Материал: карты с изображением домов контурных и силуэтных.


    «Составь букет»

    Цель:научить детей различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия.

    Материал: силуэты цветов холодных, теплых тонов; цветы одного цвета.

    Ход:

    1. Составить букет из цветов одного и того же цвета;

    2. Составить букет из цветов холодных или теплых тонов.


    «Что ты видишь?»

    Цель: учить зрительно расчленять изображение предмета на части. Развивать воображение.

    Материал: набор из картинок


    «Расскажи, чем отличаются?»

    Цель: упражнять в умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями.

    Материал: карточки с изображениями

    Ход: детям предъявляются группы картинок, предлагается рассказать чем отличаются друг от друга.


    “Найди две одинаковые картинки»

    Цель: упражнять в умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми изображениями.

    Материал: карточки с изображением котов из геометрических фигур, два из них одинаковые.

    Ход: найти среди нескольких карточек две одинаковые.


    «Сложи картинку»

    Цели: учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять цвет предмета и его частей.

    Материал: набор из картинок, разрезанных по-разному на 2-5 частей.

    Ход. Сначала педагог демонстрирует детям образец, просит назвать, что на ней изображено, назвать цвет предметных изображений. Затем убирает образец и предлагает сложить целую картинку из нескольких частей. При этом следует следить за тем, чтобы ребенок больше ориентировался на общий вид предмета, а не подставлял то одну, то другую часть картинки, находя нужную.


    «Собери узор»

    (лоскутное одеяло)

    Цель: учить понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов в узоре. Составлять узор по замыслу.

    Материал: кусочки треугольной формы с элементами разнообразных узоров.

    Ход. Ребенок составляет один большой узор из частей, подбирая по цвету и форме узоры.


    «Цветное лото»

    Цель: продолжать формировать у детей умение различать цвета, находить предметы того же цвета, что на карточке.

    Материал: цветовые карты и карточки с изображением предметов разных цветов.

    Ход. Педагог раздает карты, а посередине стола карточки с предметами разных цветов. Предлагает детям отобрать карточки того цвета, который изображен на карте.                      


    «Сложи предмет»

    Цель: формировать представление о пространственном соотношении частей одного предмета, закреплять представления о целостном образе предмета, его форме и величине частей; составлять целое из частей.

    Материал: круг со стрелкой, на котором изображены силуэты предметов, геометрические формы

    Ход: стрелочкой выбирается предмет на круге и составляется фигура из геометрических форм


    Конспект интегрированного занятия по изодеятельности
    и развитию речи в подготовительной группе

    Тема: “Русский народный костюм”

    Программное содержание:

    1. Учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле сорочки, сарафана, епанички.
    2. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме.
    3. Закрепить умение работать цветными фломастерами.
    4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
    5. Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков через чистоговорку.
    6. Продолжать формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

    Материал: силуэты сорочки, сарафана, епанички из белого и цветного картона /набор на каждого ребёнка/; иллюстрации с изображением русской девушки в нарядной старинной одежде /национальный костюм/; набор открыток “Русский орнамент; магнитофонная кассета с записью мелодий старинных русских северных хороводов; наборы цветных фломастеров; карточки с символами-знаками /из орнамента/.

    Ход занятия

    Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию изображения русской девушки в праздничной старинной одежде.

    Воспитатель: “Кто изображён на рисунке? Посмотрите, какая эта девушка стройная, изящная. Настоящая русская красавица! Как раньше в народе называли таких красавиц? /Лебёдушка, берёзонька, пава, ягодка/. А какими именами их называли в русских сказках? /Василиса Прекрасная; Варвара-краса, длинная коса; Марья-искусница; Елена Премудрая; Марьюшка - Ягодка лесная, рукодельница/. Наша красавица собралась идти на ярмарку. Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Что это за одежда? /Сорочка, сарафан, душегрея, епанишка; кокошник, платок/. Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались её красотой и говорили: “А идёт-то, а идёт, как лебёдушка плывёт; говорит, то говорит, словно реченька журчит. Или ещё так говорили: “Как красива, величала, выступает будто пава!” /Воспитатель предлагает девочкам показать, как ходить павой/.

    Воспитатель: “Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде девушки? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определённый смысл, значение. Например, знак солнца.... Девочки выберите, пожалуйста, карточки с этим символом и покажите всем. Что солнце дарит людям? /Тепло, свет, плодородие/. /Поэтому и сам этот знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

    На что похож этот знак? /На волны, на реку, на ручеёк/. Это знак воды. Ручеёк журчит и веселит нас, несёт радость, веселье. Другой знак — засеянное поле.

    Мальчики, выберите и покажите всем, пожалуйста, карточки с этим знаком. Он приносит счастье, достаток в дом, богатство. Вспомните и назовите, символы на других карточках. /Дети показывают и называют: знак огня; символ земли, пропитанной водой; знаки небосвода с водой; символы семян, цветов, проросшей почки; знак земли и воды/. Узор в орнаменте мог быть вышит однотонными или цветными нитями. И это не просто так. Каждый цвет в одежде обозначает что-то своё: красный - благополучие, любовь, красоту; жёлтый - тепло и ласку; синий - радость; зелёный - мир; чёрный - богатство.

    А знаете ли вы, для чего вышивали символы? (Они оберегали человека). Поэтому их называют оберегами. В зимнее время года одежду праздничную шили, украшали вышивкой, а весной юноши и девушки наряжались и выходили погулять: песни пели, хороводы водили, в игры играли. Давайте и мы с вами немного поиграем.

    Воспитатель: “Журавли летят - весну на крыльях несут!”

    Дети за ведущим ребёнком идут по кругу, выполняя движения и говоря слова чистоговорки:

    “Жура-жура-журавель!
    Облетел он сто земель.
    Облетел, обходил,
    Крылья, ноги натрудил.
    Мы спросили журавля:
    “Где же лучшая земля?”
    Отвечал он, пролетая:
    “Лучше нет родного края!”

    Воспитатель: “Сегодня мы с вами будем украшать одежду старинным русским орнаментом. Свою работу с символами-пожеланиями вы сможете потом подарить своим друзьям. Рисовать - “вышивать будем фломастерами. Не торопитесь, обереги - знаки прорисовывайте чётко, аккуратно, чтобы друзья легко могли прочитать в орнаменте ваше пожелание. Работать будем под музыку. Когда музыка закончится, то вы принесёте свои работы на выставку. Приступайте к составлению узора”. Воспитатель включает музыку. В конце занятия воспитатель предлагает каждому ребёнку рассказать, что он пожелал своим друзьям через орнамент.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

    Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

    Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

    Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

    В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

    Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

    Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

    Физические упражнения как средство формирования сознательности и активности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе физкультурных занятий в ДОУ

          Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Это основная задача всей системы образования. Как медиков, так и педагогов, волн...

    Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

    Создание условий в дошкольном образовательном учреждении  для детей с нарушениями слуха...