Главные вкладки

    Консультация для родителей "Игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей «В осеннем парке»."
    консультация по развитию речи

    Пелихан Валерия Леонидовна

    Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, а также начинающим педагогам дошкольных образовательных учреждений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" им.С.С.Мнухина 4 ПНДО

    Консультация для родителей

    Игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей «В осеннем парке».

    Подготовила: Логопед Пелихан В.Л.

    Осень – прекрасная пора для прогулок в парке. Это время, когда пребывая на свежем воздухе можно не только укреплять физическое здоровье, но и наслаждаться красотой. «Красота – глубоко человеческое. Это радость нашей жизни…», - считал В.Сухомлинский. В эту пору важно учить ребёнка замечать, как падает, вальсируя, золотистый листок берёзки, видеть все оттенки осени, сравнивать осенний лист клёна с летящими птицами и всё это грамотно оформлять в речевом высказывании. А самое главное, вызывать у малыша положительные эмоции, радость от соприкосновения с прекрасным.

    1. Образование формы множественного числа существительных.

    Предложите ребёнку не просто говорить, но и вместе находить предметы в единственном и множественном экземплярах:  

     - Посмотри, здесь лужа, а там?

     – А там лужИ, - отвечает ребёнок;

    Здесь туча, а там?

     – А там тучИ;

    - Здесь капля, а там?..

    - Здесь луч (солнца), а там?..

    И так далее изменяем слова лист, дерево, жёлудь, шишка, каштан, гриб и всё, что увидите во время прогулки. Вопросы можно задавать друг другу по очереди.

    1. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

    Эту игру можно провести также в форме диалога:

    - Посмотри, там скамейка. Ты видишь?

    - Да, я вижу скамейкУ, - отвечает ребёнок.

    Можно сделать «подзорную трубу» из бумаги или взять лупу и просто называть, что попадётся на пути:

    Я вижу скамейку, я вижу тропинку, я вижу полянку, я вижу берёзу, я вижу сосну и т.д.

    1. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе «Розовые очки».

    Можно взять на прогулку солнцезащитные очки с цветными стёклами или предварительно изготовить совместно с ребёнком цветной монокль, или просто взять пластинки из цветного пластика. Наводим цветное «стёклышко» на предмет и называем, что получилось:

    РозовОЕ дерево,

    РозовЫЙ гриб,

    РозовАЯ туча,

    РозовЫЕ листья

    И так  далее.

    1. Развитие понимания и употребления предложно-падежных конструкций «Летящие листья».

    Понаблюдайте с ребёнком за тем, как кружатся листья на ветру. Озвучьте свои наблюдения:

    Лист кружится НАД тропинкОЙ, НАД озерОМ, НАД грибОМ и т.д.

    Лист упал В лужУ, затем ветер подул и лист вылетел ИЗ лужИ

    Лист задержался НА веткЕ, затем слетел С веткИ

    Лист подлетел К деревУ, затем отлетел От деревА

    Лист упал ПОД скамейкУ, затем вылетел ИЗ-ПОД скамейкИ

    Лист упал ЗА куст, затем вылетел ИЗ-ЗА кустА

    1. Образование приставочных глаголов «Путешествующие листья».

    Данное задание можно объединить с предыдущим.

    Листья ПРИлетели, Улетели, ПЕРЕлетели, ЗАлетели, Вылетели, ПОДлетели, Отлетели, Слетели и т.д.

    1. Образование глаголов от прилагательных «Осенние изменения».

    Приведите в качестве примера словообразования процесс приобретения цвета листьями весной: листья становятся зелёными - они зеленеют.

    А если листья становятся жёлтыми, что они делают?

    - конечно, желтеют.

    А если листья становятся коричневыми?

    А если листья становятся оранжевыми?

    А если листья становятся красными?

    1. Образование относительных прилагательных «Осенний букет».

    Ну, и наконец, как же можно уйти из парка, не собрав красивый осенний букет? Прежде чем взять очередной лист, поразмышляйте, с какого дерева этот лист и как он будет называться.

    Добавлю-ка я в букет вот этот красивый листик, он упал с клёна, значит он кленОВЫЙ. А этот упал с дуба – дубОВЫЙ. Лист берёзы – берёзОВЫЙ. Лист осины – осинОВЫЙ. Лист рябины – рябинОВЫЙ. Лист каштана – каштанОВЫЙ. Лист липы – липОВЫЙ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - III уровня

    Материал был подготовлен в 2011 году как выпускная квалификационная работа в рамках курсов повышения квалификации....

    Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

    Конспектоткрытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшейгруппе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»

    Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять   навык   образования   существительных...

    Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

    При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

    Консультация: Формирование лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР. Задыхина М.Н.

    Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать расска...

    Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

    Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

    Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

    Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....