Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
    консультация по логопедии по теме

    Короткова Венера Фоатовна


    Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.pptx171.61 КБ
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовила: Короткова В.Ф., учитель-логопед Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 43 «Солнышко» Златоуст, 2016 г.

    Слайд 2

    Лексико-грамматический строй речи Словарь Грамматический строй пассивный активный морфологический уровень грамматический уровень

    Слайд 3

    Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 1,5 - 2 года: Развитие понимания речи. Развитие способности подражания звукосочетаниям и с ловам. Накапливание словаря. 3 года: «Приучение» пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения. Расширение активного словаря. Построение простых распространённых предложений. Развитие речевого общения.

    Слайд 4

    Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 4 года: Расширение активного словаря. Освоение грамматических форм: у потребление местоимений мой, моя ; у потребление существительных с уменьшительно-ласкательными с уффиксами; употребление существительных в ед. и мн. числе; у потребление существительных с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени; употребление в речи простых предлогов на, в, под, за, у, к, с, по, над; антонимы; сложные предложения, в том числе и сложноподчинённые.

    Слайд 5

    Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 5 лет: Расширение активного словаря. Формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение; упражнения на словообразование ; употребление предлогов; составление предложений различной структуры.

    Слайд 6

    Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 5 – 6 лет: Расширение активного словаря. Развитие грамматического строя: отработка падежных окончаний существительных; преобразование существительных в И.п . ед. числа во мн. число; согласование глаголов с существительными; согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле; закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

    Слайд 7

    Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет: Расширение и уточнение словаря. Совершенствование грамматического строя: закрепление употребления падежных окончаний существительных; согласование существительных с числительными; образование притяжательных, относительных прилагательных; закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

    Слайд 8

    Методы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста Дидактические игры Игры-драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок

    Слайд 10

    Спасибо за внимание! Успехов в работе!



    Предварительный просмотр:

     

    Консультация для воспитателей

    «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

       

    Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

    Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является  проблема формирования лексико-грамматического строя речи.

    Что же такое лексико-грамматический строй речи? (ответы воспитателей)

    1. Понятие лексико-грамматического строя речи.

    Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и

    грамматически правильное его использование.

    Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный: пассивный словарь – это возможность понимания слов, активный – употребление их в речи.

    Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

    Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

    1. Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

    К 1 году при нормальном речевом развитии  активный словарь ребенка должен достигнуть 10-15 слов («ко-ко», «би-би», мама, папа и др.). К концу 2-го года — 300 слов, при этом в речи крохи должны появиться предложения.

    С 1,5 до 2 лет основными задачами занятий по развитию речи является развитие понимания речи и способности подражания звукосочетаниям и словам, накапливание словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.

    К 3 годам словарь увеличивается примерно в три раза и достигает  1000 слов, ребенок строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения (простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами: и , или, а, но, да. Например, Мама купила новую куклу.Я побежал и увидел собаку.).

    На 3-м году жизни задачи развития речи многообразны: «приучение» детей пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения, расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи, развитие речевого общения с взрослыми и сверстниками. 

    К 4 годам речевые возможности ребенка возрастают. Дошкольник имеет достаточный словарный запас для общения со взрослыми и сверстниками, который достигает 2000 слов, использует сложные, в том числе сложноподчиненные предложения (части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.).

    На 4-м году жизни продолжается расширение активного и активизация пассивного словаря детей на материале: «Игрушки», «Семья», «Части тела», «Предметы туалета», «Посуда», «Продукты питания», «Животные», «Мебель», «Транспорт» и пр.

    Дети осваивают такие грамматические нормы как: употребление притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода; употребление существительных в В.п, Д.п, Т.п. в единственном и множественном числе; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительных в единственном и множественном числе («Один – много»); существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят); употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над; употребление наиболее доступных антонимических отношений (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.

    К 5 годам жизни речь ребенка обогащается лексиконом по темам: «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», « Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Мебель», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые» и др.

    Подбор лексического материала по тематическому принципу способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

    Формирование грамматических представлений включает: упражнения на словоизменение; упражнения на словообразование; употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

    В 5-6 лет закрепляется словарь по пройденным ранее темам, а так же формируется по новым: «Деревья», «Перелетные птицы»,«Животные севера», «Животные жарких стран», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Праздник 8 марта», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный),

    Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И.п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); согласование числительных два и пять с  существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных (длинный длиннее — самый длинный); закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.

    В 6-7 лет проводится расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Перелетные птицы», «Деревья», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник», «Одежда», «Головные уборы», «Зимующие птицы», «Инструменты», «Праздник 9 мая», «Школьные принадлежности и др.

    Продолжается совершенствование и грамматического строя речи старшего дошкольника: закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед.ч и мн.ч; согласование существительных с числительными; образование названий детенышей; образование притяжательных прилагательных (принадлежность предмета лицу или животному), образование относительных прилагательных (признак предмета: книжный, читальный, тополиный…), возвратных глаголов; закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п.

    1. Методы формирования грамматически правильной речи у детей:
    • дидактические игры
    • игры-драматизации
    • словесные упражнения
    • рассматривание картин
    • пересказ коротких рассказов и сказок

    Педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

    Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

    В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

    1. игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.),
    2. настольные печатные игры
    3. словесные игры.

    Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

    Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста многие игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

                Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.         Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В младшем возрасте, кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи, следует использовать игры-драматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.

                С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.

                Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки, учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

                Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий),   «Скажи наоборот» (образование антонимов),  «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.

                Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.

    Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

    Литература:

    1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. – М., 2005.
    2. http://virtualtaganrog.ru/maps/events/ispolzovanie-didakticheskih-igr-i-uprazhnenii-dlja-razvitija-leksiko-gramaticheskogo-stroja-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

    Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

    Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

    Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....

    Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.

    Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...

    Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

    Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....

    Консультация для родителей и педагогов «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматических строя речи у детей дошкольного возраста»

    Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические формы.Занятия проходят более эффективно и это помогает  дос...