Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (средняя группа)

Галина Викторовна Мишурова

В статье предложены игры и упражнения для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_doshkolnikov.docx643.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи

у детей дошкольного возраста

        Грамматический строй речи – это правильное построение словосочетаний и предложений. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение строить предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

В процессе становления детской речи грамматический строй усваивается самостоятельно, благодаря тому, что дети подражают речи взрослых. Основой для его формирования грамматической стороны речи является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, поэтому, возникает необходимость смыслового соглосования слов.https://fast.just.ru/xl_pics/853324_5.jpg

        К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

        К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

        Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса.

        Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам.

        Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний. Происходит активное построение монолога. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться разные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. https://1.bp.blogspot.com/-DDcJYVOZIo0/Xvm9BQdI_eI/AAAAAAAADYY/F6yI3uanDEUD-g9tMTyOPkSjIvBdyiLMwCLcBGAsYHQ/s1600/1%2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C.jpg

        Приведу пример некоторых из них:

Игра «Назови ласково»:

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Примерный лексический материал: кот - котик, стол - столик, дом - домик, кукла - куколка и т.д.

Игра «Один-много»:

Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.https://i08.fotocdn.net/s116/65dc169d98849f1d/public_pin_l/2631547375.jpg

Примерный лексический материал: дом - дома, мяч - мячи, машина - машины, стол - столы куклы, кубик - кубики и т.д.

Игра «Жадина»:

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья коза? – Коза моя. Чей поросенок? – Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья коза? – Коза твоя (или ваша)».

Примерный лексический материал: Чья кофта? – кофта моя. Чей шарф? –

Шарф мой и т.д.

Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.

Игра «Чего не стало»:

Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.

Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет.                            https://i.ytimg.com/vi/IKHnc0y0se4/maxresdefault.jpg

Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных ребенком. Примерный лексический материал: Кубик, мяч, машина, матрешка, самолет. (Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)

Игра «Сосчитай до 5»:

Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

Упражнять детей в счете.

Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Из чего? Какой?»:

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.https://mebel-v-nsk.ru/wp-content/uploads/c/b/f/cbfe858b61e1bbd2ec49cdad1884d4b6.jpg

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова?»:

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования притяжательных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: лисья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.). Примерный лексический материал: Голова коровы чья? (коровья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/14/s_5fd770bf26679/1593167_12.png

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 2000.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Гербова В.В. Развитие речи. 2-4 лет. Учебно-наглядное пособие для педагогов ДОУ. – М., 2005.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981

5. Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....

Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...

Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и п...