Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника
консультация на тему

   Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение  управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1.5 -  2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатель, и родители, и учителя начальной школы.
 Необходимо постоянно  следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать  их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности , то есть таких, какие наши пальцы не делают повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.
Систематическая работа по тренировке движений  пальцев  наряду со стимулирующим  влиянием на развитие речи является мощным средством  повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Значение пальчиковых игр 111.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\админ\Pictures\foto_91.jpgЗначение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

                                                                                           

             «Рука - это инструмент всех инструментов»

Аристотель

Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связано с речью. Первой формой общения  первобытных людей  были  жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетие, пока развивалась словесная речь.

О том что, движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и т.д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков  еще 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития»

И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям  большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее  кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые  игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

   Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение  управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1.5 -  2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатель, и родители, и учителя начальной школы.

 Необходимо постоянно  следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать  их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности , то есть таких, какие наши пальцы не делают повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

Систематическая работа по тренировке движений  пальцев  наряду со стимулирующим  влиянием на развитие речи является мощным средством  повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

C:\Users\админ\Pictures\6293_html_m5093b25c.png            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительское собрание во второй младшей группе детского сада. Тема: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».

Как обеспечить полноценное развитие  детей? Разговор об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.  Основная  задача – донест...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

Умные пальчики.   Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связаны с речевой функцией. Известно, что до появления словесной речи первобытный человек, производя разли...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функцио...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...