Главные вкладки

    Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте».
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Тихоненко Наталья Александровна

    Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не выработано единого мнения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей, будущих первоклассников  

    по теме: «Обучаем грамоте».

    Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

    Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

    Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

    В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

    В педагогической практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имеют  абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений. Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки т д.) Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней. Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. И это положение неоднократно подтверждалось нашей практикой.

    Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

    Что же такое звуковой анализ?

    Под звуковым анализом понимается

    1. определение порядка слогов и звуков в слове,

    2. установление различительной роли звука,

    3. выделение основных, качественных характеристик звука.

    Можно обобщенно сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом (при норме речевого развития ребенка). Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.

    В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных — согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

    Давайте проанализируем ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов. Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте. Только при четком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Ли т. п., способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь с взрослыми чтением или письмом, такой ребенок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.

    Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркну, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Подобранная система работы делает возможным освоение элементов грамоты уже в 4 года. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=16795969-21-72http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=397622048-28-72

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=129862586-70-72http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=463912415-65-72Картинкиhttp://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=244813832-71-72


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей будущих первоклассников

    Материал раскрывает все аспекты готовности ребенка к школе и даются рекомендации - как правильно готовить ребенка к школе, на что надо обращать внимание родителям....

    Консультация для родителей будущих первоклассников.

    Советы  помогут  родителям будущих первоклассников подготовить своего ребенка к школе и морально и физически....

    Консультация для родителей будущих первоклассников

    Советы родителям будущих первоклассников по общению с ребенком на этапе поступления в 1 класс и  адаптации в новой социально значимой среде...

    Информация для родителей будущих первоклассников "Мальчики - девочки. Обучаемся в школе одинаково?"

    Данная информация для родителей содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об учёте пола и возраста ребёнка при поступлении в школу, об особенностях обучения лево- и правополушарных детей....

    Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

    Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

    Информационно-просветительский журнал для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"

       Главная цель информационно-просветительского журнала для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"    повысить правовую ...

    Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте»

    Для того, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез ...