Главные вкладки

    Игры для развития речи
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Глушкова Светлана Викторовна

    Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_rechi.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игры для развития речи»

    Рекомендации учителя-логопеда родителям

    1. Развитие лексической стороны речи.

           Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

           Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли.  

           В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели  и т.д.)».

           Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами. Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их.

    2. Формирование грамматического строя речи.

           Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

         Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже. Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений.

    3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

           Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.

         Следить за правильным ударением при произнесении слов.

         Разучивать  чистоговорки, скороговорки.

    4. Развитие связной речи детей.

           Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

          Ежедневный обмен впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.

           Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок. Упражнять в составлении элементарных описаний.

           Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы.

     «Подбери словечко»

    Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно).

    «Скажи наоборот»

    Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря …

    «Какой предмет?»

    Подобрать к предмету  как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …

     «Два приятеля»

    Придумай слова-приятели к словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый) и.т.п.

    «Назови ласково»

    Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький.

    Далее вы произносите только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

    Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький).и т.п.

    «Магазин посуды»

    Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

    Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница. (можно поменяться ролями)

    «Найди по цвету»

    Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное — яблоко, кресло, платье. Желтая — репа, краска, сумка. Синий — василек, баклажан, карандаш.

     «Скажи наоборот»

    Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

    Друг … враг. День … ночь.  Радость … грусть (печаль). Жара … холод. Зло … добро. Правда … ложь. Хорошо … плохо. Тяжело … легко. Высоко … низко. Можно … нельзя. Трудно … легко. Быстро … медленно. Говорить … молчать. Покупать … продавать. Поднимать … опускать. Бросать … поднимать. Прятать … искать. Зажигать … тушить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

    Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

    Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

    Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

    Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

    Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

    Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...