Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
консультация на тему

Воронкова Анна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_vospitanie_v_seme.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?

         Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, желание помочь в трудную минуту. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

      Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности. Главным помощником ребенка на этом пути и является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.

      Возникает вопрос. Обсуждать или не обсуждать с ребёнком нравственные вопросы? Конечно же, обсуждать.  Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

         Одним из нравственных качеств является  любовь и уважение. А в преддверии  праздника  8 марта хочется сказать о любви и уважении к маме. Мы часто слышим от детей при встрече с мамой «Мама, ты купила мне….» И никогда не слышим « Мама, ты устала?», « Мама, как ты себя чувствуешь? , « Тебе помочь донести сумку?» А добрые и ласковые слова  говорим только 8 Марта и в день рождения.

          А как часто на улицах нашего города мы видим, как мама идёт с сумками и пакетами, а папа рядом идёт и разговаривает по телефону. Этот пример носит отрицательный характер в формировании такого качества как уважение к женщине, матери. Необходимо  создать такие условия, чтобы у ребёнка, основываясь на примере из опыта, складывалось сознание и понимание того, как надо поступать и как не надо.

             А взрослый, который конкретным примером своего поведения , и  закладывает в ребёнка основные нравственные нормы. И тогда ребёнок будет  встречать маму не словами «Ты купила?»,  а « Мама, ты устала, давай я тебе помогу.» Ведь теоретически дети знают , как надо делать и как не надо. А на практике этого необходимо добиваться каждодневным примером.

      И как вы уже знаете, что эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения. И поэтому я предлагаю Вам вместе с детьми прочитать и обсудить сказку «Семь дочек».

В. Сухомлинский «Семь дочек»

        У одной матери было семь дочек. Как-то поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда она вошла в дом, дочки друг перед дружкой начали рассказывать, как они по ней скучали.

        - Я скучала по тебе, как цветок по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

        - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

        - Я плакала за тобой, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

        - Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка, - прощебетала четвертая.

        - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

        - Я выглядывала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Спросите ребенка:

  1. Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?
  2. Как ты думаешь, что тяжелее: красиво говорить или красиво поступать?
  3. Подумай и скажи, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы?
  4. А что ты делаешь для своей мамы, когда она устанет?

А детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

 

по материалам Гуляевой М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на гор...

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержание нравственного воспитания дошкольников...

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском садуСодержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношени...

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском садуСодержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношени...