Родительское собрание " Обучение правилам поведения за столом"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Гузик Елена Ивановна

Родительское собрание в театрализованной игровой форме знакомят родителей с нормами  поведения  за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Воспитатель: Гузик Е.И.

Цель: познакомить родителей с системой работы  в ДОУ по формированию норм культурного поведения  ребенка  во время еды.

Материал: соловые приборы и предметы для сервировки стола. Головоломки и ребусы по теме. Карточки с буквами. Выставка литературы  по теме; сказок , сочиненных  родителями и иллюстрированных детьми.

Предварительная работа: анкетирование родителей,  составление памятки, домашнее задание: родители сочиняют сказку, а дети иллюстрируют её. Приготовление  каждой семьей угощения для чаепития.

План проведения собрания.

1. Выступление воспитателя.

2.Просмотр занятия в старшей группе.

3. Выступление психолога.

4. Игра «Приятного аппетита».

5. Чаепитие взрослых и детей.

Выступление воспитателя.

Уважаемые родители! Как Вы думаете, нужны ли дошкольникам знания норм курного поведения и соответствующие навыки  и какую роль  в их формировании играет пример семьи?

(Родители высказывают свое мнение, приводят конкретные примеры поведения в различных ситуациях).

Следовательно, на формирование навыков культурного поведения  ребенка влияют не только общепринятые  формы  и правила, но и традиции, сложившиеся в семье.

Сегодня мы поговорим  об этикете, в частности об умении вести себя за столом.

Ведь это один из показателей, характеризующих  культурного человека. От этого зависит, как воспринимают его окружающие. И мы, взрослые, должны научить ребенка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам  не было стыдно и неловко за его поведение. Обращаем ли мы внимание  на то как ест ваш ребенок? Знает ли он, для чего нужны  те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?

В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приема пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими.

Чтобы полученные знания стали привычкой, потребностью ребенка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая  приятной, спокойной  беседой , должны стать ежедневной семейной нормой.

Устойчивый навык не может быть сформирован  без практического  закрепления. Ребенок никогда не научится  уверенно пользоваться ножом и вилкой , если вы будете предлагать  ему есть только ложкой , не будет знать , что делать, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями , созданием соответствующих условий вы должны терпеливо  вырабатывать у ребенка навыки поведения за столом.

Мы проанализировали ваши анкеты, выделили наиболее сложные  для многих родителей проблемы , которые вы получите по окончании собрания. А сейчас мы хотим показать вам занятие в старшей группе.

Занятие      «Наш помощник - этикет»

Материал: Предметы сервировки. Костюм Буратино.

Предварительная работа:  чтение сказки  А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об этикете .

Буратино: Какое красивое слово. Наверное, это что – то вкусное!

Воспитатель: Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?

Буратино: Ой! На это уйдет  много времени , рука устанет со всеми здороваться, ну ладно, так и быть…

Воспитатель: Буратино, совсем не обязательно  всем пожимать руки , можно поприветствовать сразу всех , одним словом- «Здравствуйте!».

Буратино: Здравствуйте! Так о чем вы собирались поговорить.

Воспитатель: Об этикете.

Буратино: Что означает это слово?

Воспитатель: Это правила культурного поведения . Каждый человек должен знать , как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице.

 Дома, в детском саду, в театре на приеме  у врача – везде мы должны выполнять правила этикета.

Человек, который их соблюдает- желанный гость в любом доме. Он интересен , приятен в общении, у него много друзей.

Вот ты,  Буратино, всегда ведешь себя культурно?

Буратино: Конечно! Мне лиса  Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был, в трактире «Три пескаря» с лисой Алисой и котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.

Воспитатель: Вспомним, ребята, чем это чаепитие закончилось. Скажите, какие правила этикета Буратино нарушил, когда был в гостях у Мальвины?

Дети  отвечают.

Буратино: Теперь я понимаю, почему Мальвина так рассердилась! Перед тем, как принять гостей , мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать и объясните, для чего нужен каждый предмет сервировки.

(Дети накрывают на столы, называя  предметы сервировки

и объясняя их назначение).

Воспитатель: Теперь, Буратино, ты должен научиться  правильно сидеть  за столом и пользоваться  столовыми приборами.

Сидеть следует ровно, не наклоняясь над тарелкой, не ставя локти  на стол и не беспокоить соседей. Дети, покажите  Буратино, как надо правильно держать столовую ложку, вилку, нож, чайную ложку и как вы ими пользуетесь когда едите (суп, котлету, картофельное пюре, салат и т.д.)

Воспитатель: Скажите, какие ошибки допустил Буратино?

(Дети отвечают)

Буратино: Опять все не правильно, а я так старался! Какая трудная это наука- этикет.  Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!

Воспитатель: Приходи к нам в группу  обедать. Наблюдай, как дети ведут себя во время еды,  и ты не только  узнаешь правила поведения  за столом, но и научишься их выполнять.  

Буратино благодарит воспитателя, прощается с детьми.

После просмотра занятия собрание продолжается.

Выступление психолога

Всем известно пожелание «приятного аппетита!». Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка- все это создает психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного  поведения за столом. Ребенок учится общаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение  взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте прием пищи  в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит  ему аппетит, но и затруднит  усвоение правил этикета.

Только терпение , такт, внимание  и деликатная помощь помогут справиться  с трудностями , создадут доброжелательную атмосферу во время еды.

Мы часто говорим детям: «Когда я ем, я глух и нем». Всегда ли это правильно?

Представьте себе дружескую встречу. Приятные друг другу люди молча сидя за столом и сосредоточено пережевывают пищу.

Уважаемые родители! Неужели вы ведете себя именно так, встречаясь с друзьями? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать  себя взрослее, увереннее.

Дети могут поддерживать разговор, но они должны  усвоить некоторые правила застольной беседы:

- нельзя разговаривать , если во рту еда;

- надо уметь слушать, не перебивать других.

В заключении педагог- психолог предлагает родителям обсудить некоторые  проблемные ситуации поведения взрослых и детей во время еды.

Игра «Приятного аппетита»

1. Составить как можно больше названий блюд и продуктов питания  из словосочетания  «Скатерть - самообслужка» (рак, кекс, батон, масло и т.д.).

2. Составить из букв , входящих в слова, название блюд и продуктов питания: картошка, антрекот, бутерброд, простокваша,  студень, осетрина.

По окончании собрания родителям вручаются памятки и приглашаются с детьми на чаепитие.

Анкета

Нужные ответы подчеркнуть.

1. Как Вы, считаете, умеет ли ваш ребенок правильно вести себя за столом

   (Да,  не всегда, не умеет ).

2. Есть у вашего ребенка постоянное место за обеденным столом?

   (Да, Нет).

3. Существует ли в Вашем доме  традиция семейных обедов? (Да, Нет, семья собирается вместе только по праздникам ).

4. Какой посудой и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребенок во время еды: тарелкой для первого блюда, тарелкой для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, блюдце, чайная ложка (при необходимости дополнить).

5. Пользуется  ли Ваш ребенок салфеткой во время еды?  

( Часто, иногда, никогда ).

6. Часто ли Ваш  ребенок спрашивает, как правильно вести себя за столом?

( Часто, иногда, никогда ).

7. Кому из близких он задает такие вопросы.

8. Есть ли дома книги по вопросам этикета?

(Да, нет)

Укажите , пожалуйста, какие.

Благодарим Вас за сотрудничество!

Проблемная ситуация

1. Оле 3 года . Она размазала салат по столу. «Вытри стол , Оля !»- сказала мама. Девочка насупилась и не сдвинулась с места. Вытирай  сейчас же! Сама напачкала сама и за собой и убирай! Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время  мать молча вытерла стола.

Вопрос: Какой по Вашему мнению, должна быть реакция на поведение Оли?

Ответ: своим требовательным тоном мать по существу спровоцировала  такое поведение ребенка. Затем уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно вопрос   «Что же нам теперь делать?» обращенный к ребенку вызвал бы  у него  желание исправить ситуацию. Если бы проявить твердость , дать дочери тряпку и , направляя ее руку, вытереть стол. Если бы ребенок  начал сопротивляться, можно было попросить выйти его из - за стола.

Памятка для родителей

Ребенка следует:

- Кормить в строго установленное время;

- не торопить во время еды, дать возможность тщательно пережевывать пищу;

- не кормить насильно;

- не отвлекать во время еды чтением или игрой;

- не поощрять за съеденное, не угрожать и не наказывать за несъеденное.

Надо поощрять:

-желание ребенка есть самостоятельно;

- стремление участвовать в сервировке  и уборке стола.

Надо приучать:

- перед едой тщательно мыть руки;

- есть только за столом;

- правильно пользоваться столовыми приборами;

- есть аккуратно , бесшумно, жевать с закрытым ртом;

- после еды благодарить;

- убирать за собой посуду  и приборы или помогать взрослым.

Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребенку  требуется не только время , но и единство требований  со стороны воспитателей детского сада и семьи.

 

«Как вести себя за столом»

Сказка, сочиненная родителями

«Сядьте  поудобнее»,- сказала мама  Маше и Мише. Сейчас я расскажу вам интересную и поучительную сказку.

Жила – была девочка Даша. Пошла она  как-   то раз в лес , заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит , стоит избушка, а из открытых окон  вкусно пахнет. Девочка постучалась в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?» Из окошка выглянула старушка: «Входи! Здесь живу я и мои внучата. Мы как раз обедаем, садись с нами!». Обрадовалась девочка и вошла в дом, но не успела сделать и двух шагов, как поскользнулась и упала- на полу валялись макароны.

Даша встала и огляделась по сторонам. За столом сидели мальчики. Один из них дул на горячий  суп так сильно, что брызги летели в разные стороны. Потом он стал вылавливать из супа кусочки моркови и раскладывать  их на столе вокруг тарелки. Другой мальчик устроил настоящую охоту за котлетой. Он старался наколоть её на вилку и громко стучал по тарелке. И когда ему это удалось , стал обгрызать котлету  со всех сторон, пачкая нос, щеки, подбородок. Гордо взглянув на Дашу, он вытер лицо рукавом рубашки.

«Фу, как некрасиво! Что –то мне есть уже  не хочется. На другом конце стола девочка компот пьет сяду рядом с ней» - подумала Даша. И тут же вскрикнула от неожиданности. Девочка выплюнула вишневые косточки прямо на стол. «Как Вам не стыдно так вести себя!»- крикнула Даша. Все сразу стали ей что- то отвечать , но понять , что они говорят, было невозможно, потому- что  они говорили и жевали одновременно.

«Извините»- вздохнула Даша. Я , конечно, очень проголодалась, но за столом с вами мне сидеть не хочется. Уж лучше я останусь голодной!».  И девочка  ушла.

«Плохой конец у сказки!»- сказал Миша.

- Надо было не уходить ,  а научить их как правильно себя вести за столом.

«Правильно! - улыбнулась мама. Ты бы, например, что им посоветовал?» .

«На горячий суп дуть нельзя, надо помешивать его ложкой, чтобы скорее остывал. И косточки выплевывать  надо не на стол, а в ложку».

«А от котлеты надо кусочки отламывать вилкой»- добавила Маша.

«Молодцы!»- похвалила мама. Подумайте , что еще дети в сказке  делали неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Обучение детей правилам поведения за столом

Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребенку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи....

Родительское собрание "Обучение детей правилам поведения за столом"

Знакомство родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды....

Песенки , потешки, загадки о еде, подготовке к столу и правилах поведения за столом

Хочу предложить небольшую подборку загадок, потешек о еде, о правилах поведения за столом....

Памятка для родителей по обучению дошкольников правилам поведения за столом.

Материал по работе с семьями дошкольников  "Памятка для родителей по обучению дошкольников правилам поведения за столом."...

Родительское собрание в ДОУ на тему:"Обучение детей правилам поведения за столом".

Выступление к родительскому собранию на тему: "Обучение детей правилам поведения за столом", целью которого является знакомство родителей с ситемой работы в ДОУ по формированию норм культурного повеен...

Песенки , потешки, загадки о еде, подготовке к столу и правилах поведения за столом

Хочу предложить небольшую подборку загадок, потешек о еде, о правилах поведения за столом....