Роль попевок в певческой деятельности
консультация (средняя группа) на тему

Топилина Анна Николаевна

Консультация как для воспитателей, так для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_popevok_v_formirovanii_pevcheskoy_deyatelnosti.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к пению детей большие требования. В подготовительной группе дети должны правильно передавать мелодию песни, брать дыхание между музыкальными фразами, петь напевно, легким подвижным звуком. Выразительно исполнять знакомые песни, с оттенками. Диапозон их голоса за время обучения должен вырасти приблизительно до октавы. Все эти требования могут быть выполнены только в результате планомерной и методически правильной работы в течение всего срока пребывания детей в детском саду.

      Обучение пению проводится на репертуарном материале, указанном в программе для каждой  возрастной группы. Однако разучивание этих песен не всегда проходит гладко, часто в мелодии песен дети встречают различные затруднения. Многократное повторение песен иногда приводит к тому, что дети быстро теряют интерес к обучению и отвлекаются. Для преодоления певческих трудностей нужны специальные приемы, одним из которых является использование попевок.

      В каждом выпуске «Музыка в детском саду» репертуар по пению включает несколько коротких песенок народного характера. Текст их – одно-два четверостишия, чаще всего русская потешка, прибаутка, небылица юмористического содержания, мелодия простая – в пределах кварты, квинты, реже большего интервала. Это и есть попевки, которые даются  для подготовки детей к пению более сложных песен, для придания подвижности голосу. Аккомпанемент к попевкам должен быть простым, чтобы не отвлекать внимание детей от мелодии и не затруднять транспонирование. Попевку следует пропевать несколько раз в разных тональностях с постепенным повышением на полтона – такой прием оказывает исключительно благотворное влияние на развитие диапазона голоса детей и музыкального слуха.

         Однако использование попевки на музыкальных занятиях может быть шире. Внимательно анализируя песенный материал, музыкальный руководитель может уверенно сказать, какое затруднение возникает у детей при исполнении данной песни. Здесь и приходит на помощь правильно подобранная попевка.  Вот несколько примеров.

          Известно, что чисто спеть восходящую мелодию труднее, чем низходящую. Только что поступивших в детский сад 3-летних малышей затрудняет пение поступенно восходящей мелодии уже в пределах терции (песня «Осенняя песенка» А.Александрова). Попевки, предложенные программой для малышей группы, не заключают в себе подобного мелодического хода и не могут подготовить детей к пению этой трудной для них песни, которая исполняется  в начале учебного года. Для преодоления этого затруднения полезно уже с первых занятий воспроизводить голосом восходящую мелодическую  последовательность, используя для этого сначала попевку «Тили-бом» (с повторяющейся мелодией в пределах секунды), а затем попевку «Цветики» В.Красевой с поступенным ходом вверх в пределах терции. Сначала попевка должна пропеваться только в удобном для большинства детей диапазоне, но по мере расширения диапазона звучания их голосов транспонироваться в более высокие тональности, чтобы в конечном счете подвести детей к исполнению намеченной к разучиванию песни.

       Дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения при исполнении скачков в мелодии на кварту или квинту вверх, особенно если верхняя нота подходит к границе их диапазона. Тут хорошую помощь оказывают такие попевки, как «Труба» Е.Тиличеевой, где мелодия сначала постепенно подходит к верхнему звуку, а потом трудный интервал повторяется несколько раз. При обучении детей любого возраста нужно придерживаться правила постепенного подхода к трудному интервалу или к высоким звукам, не допуская нечистого пения или перегрузки голосового аппарата.

       Можно вкратце перечислить еще несколько певческих навыков, обучение которым облегчается с помощью различных попевок.

        Подвижность, легкость звучания приобретаются исполнением программных попевок «Скок – поскок», «Патока с имбирем» (русские народные), «Конь» Е.Тиличеевой. Они хорошо готовят детей к исполнению песен в быстром темпе:»Голубые санки» М.Иорданского, «Зимняя песенка» М.Красева и др.

        Напевные «Вальс» Е.Тиличеевой и «Колыбельная зайчонка» В.Красевой подводят детей к протяжному пению окончания фраз, к широкому дыханию.

        Если дети не чисто интонируют повторяющийся звук ( например, начало «Зимней песенки» М.Красева ), хорошо дать попевку «Жук» Н. Потоловского исполняют ее хор и солист в виде диалога, а при индивидуальном обучении – руководитель и ребенок.

       Все попевки оказывают исключительно благотворное влияние на развитие четкой дикции, хорошей артикуляции. Особенно полезно пение различных слогов (ля-ля, тра-та-та, ха-ха-ха и др.), часто встречающиеся в попевках.

       В соответствии с изложенным становится ясным, что место попевки в музыкальном занятии совершенно определенное: она дается перед песней, в которой встречаются какие-либо затрудняющие детей особенности.

       Попевки должны усложняться в зависимости от возраста детей. Мелодическая линия попевки для детей старшей и подготовительной групп может быть немного богаче, ее диапазон шире, интервалы сложнее, чем в попевке для малышей. Примером такой трудной попевки может служить «Труба» Е.Тиличеевой.

       Нужно помнить, что папевка всегда должна оставаться простой, дегкой для разучивания. У попевок вспомогательная роль, время, отводимое на них, не должно превышать 1,5- 2 минуты. Обучение певческим навыкам с их помощью не нужно форсировать, оно должно идти постепенно, от занятия к занятию.

Иногда, обычно к концу учебного года, попевку дают только для распевания, не преследуя более конкретных певческих задач. В этом случае возможно применение различных игровых приемов, вносящих в музыкальное занятие оживление, добавочный интерес. Так. дети по своему желанию могут выбрать попевку из уже пройденных или узнать предложенную по мелодии или музыкальному сопровождению. С удовольствием повторяют дети знакомые попевки, выбирая их по художественным иллюстрациям, с помощью которых они когда-то разучивали их.

         Попевка является излишней на музыкальном занятии, если разучивают мелодии песни, не затрудняющей детей, особенно если это разучивание проводится без текста, просто на различные слоги. Можно заменить попевку и исполнением хорошо знакомой детям  нетрудной песни из пройденного репертуара.

          Методические приемы обучения детей пению попевок могут широко варьироваться:

    - очень полезно давать слушание попевки в исполнении чисто поющих         детей с последующим повторением ее хором в той же тональности;

    - при подходе к трудному интервалу или к высокому звуку можно петь попевку без аккомпанемента, подыгрывая только мелодию, которая помогает контролировать пение;

    - правильно звучащую попевку полезно пропевать и без сопровождения – «a capella». Здесь обычно необходима помощь голоса руководителя;

    - попевка незаменима для индивидуального обучения пению детей с ограниченным диапазоном или низким звучанием голоса.

        В некоторых случаях место попевки может занять вокальное упражнение; наиболее известным является «Лесенка» Е.Тиличеевой. Поступенное движение вверх хорошо подводит к начальному звуку песни, если заучиваемая песня начинается с высокой ноты. Это полезное упражнение можно расширить на текст «Вот бегу я вверх, вот бегу я вниз»- дети легко и подвижно пропевают по ступеням воображаемой лестницы.

        Такие упражнения, как «А-у» ( «В лесу»), «Где ты?» («Позвать отсутствующего»), учат дошкольников петь интервалы.

         Дети любого возраста с удовольствием поют попевки. Однако нужно помнить, что попевка на музыкальном занятии не самоцель, - она  должна отвечать певческим задачам данного или последующих занятий и приносить конкретную пользу развитию музыкальных способностей детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Певческая деятельность в дошкольном возрасте.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет дете...

"Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности"

Данный проект запланирован с целью повышения эффективности вокально-хоровых навыков детей. Проект разрабатывался с учетом личностных особенностей детей. Основоной задачей является максимально при...

Тема: «Роль певческой деятельности в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста».

Наиболее активно усваивают новый материал и уже делают первые шаги дети дошкольного возраста 5-7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития способностей в песенном творчестве. Имен...

Специфика организации певческой деятельности на музыкальных занятиях с детьми 4-6 лет

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает усло...

Певческая деятельность детей как способ формирования музыкальности ребёнка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, созда...

«Индивидуальный подход в певческой деятельности к детям старшего дошкольного возраста через проектирование"

Певческая деятельность, как самая активная исполнительская музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, способствует доступно постигать мир музыкальных звуков. Благодаря развитию музыкально-сенсорн...