Домашнее задание "Деревья. Кустарники"
консультация (старшая группа) на тему

Блинова Ольга Анатольевна

Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала по теме "Деревья. Кустарники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ТЕМА ЭТОЙ НЕДЕЛИ - «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ.

Дети должны знать:

  • названия основных (в данной местности) деревьев;
  • внешнее сходство и различие деревьев;
  • названия частей дерева (корни, ствол, ветви, ветки, крона, листья, иголки; пень, ствол покрыт корой, на цветущих деревьях есть почки, цветки, семена, плоды);
  • зависимость роста и развития деревьев от времени года;
  • названия наиболее распространенных в данной местности кустарников;
  • правила поведения в лесу, охраны зеленых насаждений в городе.

Дети должны уметь:

  • отличать деревья от кустарников по строению;
  • применять полученные знания, на практике, в решении поставленных задач;
  • активно использовать словарь названий, признаков, действий по теме;
  • использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез), включать воссоздающее и творческое воображение;
  • действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения.

Попробуйте повторить эту тему в играх и беседах с детьми.

Дидактическая игра «Отгадай и покажи»

Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные признаки наиболее известных в данной местности деревьев, отгадывать по ним загадки; уметь находить названное дерево среди множества предложенных на картинках.

Цели: развивать логическое мышление, внимание; воспитывать выдержку при отгадывании загадок.

Взрослый загадывает загадки по своему выбору. Дети должны отгадать и найти дерево среди других на картинках.

  • Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

  • Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей. (Дуб.)

  • Осенью, как только свистнет

Зыбкий ветер-дождевик,

У него зеленые листья

Покраснеют в тот же миг. (Клен.)

  • Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то — медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

  •  Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)

  • Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок ... (осины).

  • Кудри в речку опустила ,

И о чем-то загрустила.

А о чем грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

  • Ягоды не сладость,

Зато глазу радость.

И лесам украшение,

И дроздам угощение (Рябина).

  • Есть шишки, но не ель.

Есть иголки, но не сосна.

Живет больше ста лет,

Но не дуб. (Кедр.)

  •  Стройная, высокая,

С липкою смолой,

Крепкой древесиною,

Шапкою густой. (Сосна.)

Дидактическая игра «Дерево - куст»

Ожидаемый результат: дети должны знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников, различать их по особенностям строения; уметь внимательно слушать названия, которые произносит педагог и быстро реагировать соответствующими движениями!

Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно проверить собственные знания.

Взрослый называет деревья и кустарники. Дети на кустарник должны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цыпочки с поднятыми руками. Тот, кто ошибается, называет главные особенности внешнего вида данного растения.

Эту игру можно провести с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и называет дерево иди кустарник, а ребенок должен поймать мяч и сказать соответственно «Дерево» или «Куст».

Подвижная игра «Где растет дерево?»

Ожидаемый результат: дети должны знать, как называются участки леса, рощи, на которых растут деревья одного вида; уметь внимательно слушать сигнал педагога и быстро реагировать на него; бегать, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Цели: развивать ориентировку в пространстве, внимание, память; воспитывать умение не нарушать правила игры.

Материалы: значки для детей с изображением разных деревьев.

* * *

Дети становятся деревьями, которые вместе образуют смешанный лес. По сигналу «Смешанный лес» дети бегают по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, а по сигналу «Берёзовая роща», «Дубрава», «Сосновый бор», «Осиновая роща» дети, у которых значок с изображением соответствующих пород деревьев, становятся в круг, очерченный в середине площадки.

Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»

Ожидаемый результат: дети должны знать характерные особенности строения знакомых деревьев; симметрично дорисовать дерево, украсить его листьями.

Цели: развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и  усидчивость, интерес к результату деятельности.

* * *

Взрослый раздает детям листы с изображением половинки дерева. Дети должны догадаться, что это за дерево, дорисовать его симметрично, украсить листьями. Формы листьев разных деревьев взрослый может показать на картинке или в виде шаблонов.

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года»

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками в разное время года, как это проявляется во внешнем облике; уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.

Цели: развивать память (припоминание), воображение, монологическую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно.

* * *

Из элементов, предложенных педагогом (листья разной окраски, цветки, веточки с почками, засушенные плоды, вата и др.), дети должны выбрать те, которые соответствуют названному времени года, и украсить ребенка, изображающего дерево. Рассказать, чем отличается дерево или куст в данное время года.

Дидактические, игры

На чем что растет?

Ожидаемый результат: дети должны уметь попарно раскладывать карточки с изображением деревьев и их плодов и семян; Называть их, строить предложение по предложенной конструкции. (Желуди растут на дубе.)

Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения), фразовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, действовать в соответствии с сюжетом.

Материалы: картинки с изображением дуба, желудей, яблони, яблок, сосны, круглых шишек, ели, продолговатых шишек, рябины, гроздей рябины, березы, ольхи, ивы, сережек и т.п.        

Дети выполняют роль юных защитников лесных животных. Им необходимо вернуть под соответствующие деревья плоды и семена для того, чтобы животные смогли их найти. Взрослый предлагает к картинкам с деревьями подобрать нужные плоды и семена, назвать их и предложением обозначить соответствие.

Игру можно усложнить, добавив фигурки лесных обитателей. Фигурки дети будут помещать к деревьям, плодами и семенами которых питаются определенные животные.

Посадим лес

Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные особенности внешнего вида, произрастания деревьев и кустарников родного края; уметь по описанию отгадывать растение, находить картинку с его изображением и располагать в месте, обозначающем лиственный, хвойный или смешанный лес.

Цели: развивать память, воображение, операции мышления, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.

Взрослый зачитывает отрывок из рассказа о дереве, а дети должны отгадать, о каком. Затем они выбирают из большого количества плоскостных деревьев нужное и помещают его на изображение лесного массива к хвойным, лиственным деревьям или в смешанный лес. Дети выступают в роли лесничих, которые вываживают молодняк. Детей можно разделить на подгруппы, каждая из которых будет сажать, например, только хвойный лес. Можно дать детям задание расположить в лиственном лесу деревья по этажам: 1-й — дубы и ясени, 2-й — рябина, клен, дикая яблоня, 3-й — орешник, боярышник, бересклет (кустарники в подлеске).

Взрослый может загадывать об одном и том же дереве несколько загадок, в которых дается разное описание особенностей его внешнего вида и произрастания. Подбираются любые небольшие отрывки из познавательных рассказов, стихов, содержащие основные сведения о деревьях и кустарниках.

Дидактические упражнения

Найди причину

Ожидаемый результат: дети должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить придаточное предложение.

Цели: развивать фразовую речь, память, логическое мышление; воспитывать ответственность за свои поступки.

* * *

Взрослый читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.

Летом многие деревья в городе засохли, потому что...

В лесу было много поваленных деревьев, потому что...

В саду уродился хороший урожай фруктов, потому что...

Дерево загорелось, потому что...

В засушливое лето в лесу не было пожаров, потому что...

Посаженное маленькое деревце так и не выросло, потому что...

С деревьев стали облетать листья, потому что...

На деревьях появились почки, потому что...

Деревья стояли голые, потому что...

В еловом лесу темно и гулять в нем трудно, потому что...

От урагана сосну выворотило из земли с корнем, а куст орешника только прижало к земле, потому что...

Леса считают «легкими нашей планеты», потому что...

Каждый прохожий останавливался у куста сирени, потому что...

Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в прочных перчатках, потому что...

Что здесь лишнее?

Ожидаемый результат: дети должны уметь обобщать и классифицировать признаки; использовать активный словарь по теме, обобщающие слова-понятия (лиственные деревья, хвойные деревья, фруктовые деревья, кустарники, семена, плоды, растущие на деревьях, плоды, растущие на кустарниках).

Цели: развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на его вопросы.

Материалы: картинки с изображением рядов предметов (ель, клен, береза, дуб; яблоня, груша, слива, тополь; сосна, береза, дуб, шиповник; шиповник, жасмин, сирень, клен; ель, сосна, кедр, береза; крылатка липы, крылатка клена, сосновая шишка, яблоко; плоды черноплодной рябины, кустовой калины, крыжовника, груши).

Ребенок должен назвать в ряду лишний предмет, объяснить, почему он лишний и как одним словом можно назвать остальные.

Объясни пословицы и поговорки

Ожидаемый результат: дети должны уметь, используя знания, полученные при изучении темы, объяснить смысл пословицы или поговорки.

Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости.

* * *

  •  Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
  •  Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
  •  Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают.
  •  Сентябрь яблоками пропах.
  •  Нет рябины — и осень не осень!
  •  Где верба — там и вода.

Отгадывание загадок о деревьях, кустарниках, их плодах и семенах

Ожидаемый результат: дети должны знать характерные особенности наиболее распространенных в данной местности кустарников; уметь выделять в загадке признаки, по которым можно ее разгадать, объяснять свой ответ.

Цели: развивать логическое мышление; речь; формировать интерес к загадкам.

Взрослый загадывает детям загадки по своему выбору.

  • Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородина.)
  • Белым цветом цветет,

Красные ягоды дает.

Летом они горьки,

А в мороз — сладки. (Калина.)

  • Этот куст красив в июне.

И любим он просто всеми.

Пахнут дивно и красивы

Сладкие цветки ...(сирени).

  • Низок, да колюч,

Кисло-сладок, да не пахуч.

Ягоду сорвешь —

Всю руку обдерешь. (Крыжовник.)

  • Этот куст не обойдем

И плоды с собой возьмем.

Грызть не будем их зубами,

Молотком расколем сами. (Орех.)

  • На дубовых ветках

Качаются детки,

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные. (Желуди.)

  • В сенокос мы горьки,

А в мороз мы сладки.

Гроздьями висим

И на всех глядим. 

(Ягоды калины.)

  • Я рябиною зовусь,

Но не дерево, а куст.

Черные плоды висят,

В сок, компот попасть хотят. (Черноплодная рябина.)

  • Я расту на сосне,

Белки очень рады мне. (Сосновая шишка.)

  • В золотой клубочек спрятался дубочек.

(Желудь.)

  • Гладкий бочок,

Резной колпачок.

Упадет на землю

И тихонько дремлет.

Ждет весенних дней,

Проливных дождей.

Там, где нынче травы,

Зашумит дубрава. (Желудь.)

  • Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз — и треснул бок. (Орех.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Во саду ли, в огороде" часть 2 "Плодовые кустарники"

Презентация по окружающему миру по ознакомлению детей с плодовыми кустарниками....

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

Лексическая тема Деревья и кустарники.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫДети должны знать:названия основных (в данной местности) деревьев, их клас­сификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фрукто­вые, лес — бор — чаща — сад);внешнее...

Рекомендации для родителей по темам: «Хлеб», «Домашние животные», «Золотая осень», «Деревья и кустарники», «Наземный транспорт».

Рекомендации по темам "Хлеб", "Домашние животные", "Золотая осень", "деревья и кустарники", "Наземный транспорт" предлагаются в помощь родителям, для закрепления знаний детей....

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Деревья и кустарники в осенний период" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения и задания для активизации речевой деятельности, обогащении словарного запаса,  развития грамматического строя и связной речи, а также мелкой мо...

Лексическая тема "«Деревья и кустарники»" 2-ое занятие – «Кустарники»

Представлены изображения  на тему "Кустарники", загадки, корневая система сходства и различия...