Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Деревья и кустарники в осенний период" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лисянская Светлана Юрьевна

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения и задания для активизации речевой деятельности, обогащении словарного запаса,  развития грамматического строя и связной речи, а также мелкой моторики и координации речи и движения. Желаю удачи в совместной деятельности с детьми!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА

от  учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Деревья и кустарники в осенний период».

(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Деревья и кустарники в осенний период\9916.750x0.jpg

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1.Игровое упражнение: «Где растут деревья?» Практическое употребление в речи предлога в.

Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.

Используются картинки с изображением данных деревьев и картинка с изображением леса. Предлог подчеркивается артикуляцией и голосом.

2. Игровое упражнение: «Ответь правильно». Практическое употребление в речи предлога на.

Инструкция: — Где растут веточки? (Веточки растут на дереве.) Где растут листочки? (Листочки растут на веточке.) Где растут деревья? (Деревья растут на земле.) Где сидят птички? (Птички сидят на веточке.) Где сидят жучки? (Жучки сидят на листочке.)

3. Игровое упражнение:  «Назови много». Образование множественного числа существительных.

Оборудование: лист, ветка, корень, картинки деревьев. Взрослый произносит предложение, ребёнок договаривает последнее слово и повторяет по возможности все предложение.

У меня лист, а на дереве... (листья).

У меня ветка, а на дереве... (ветки).

У меня дерево, а в лесу... (деревья).

У меня корень, а у деревьев... (корни).

У меня ствол, а у деревьев... (стволы).

У меня береза, а в лесу... (березы).

У меня елка, а в лесу... (елки). И так далее.

4. Игровое упражнение:  «Соберем гербарий». Образование относительных прилагательных.

Сорву с дуба - дубовый лист.

Сорву с клена - кленовый лист.

Сорву с березы -  березовый лист и т.д.

5. Игровое упражнение:  «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.

Дуб около елки.

Липа около березы и т.д.

6. Игровое упражнение: «Угадай слово». Образование антонимов. Взрослый просит ребёнка закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина...

Сосна высокая, а куст...

Пчела летает, а гусеница...

Дорога широкая, а тропинка...

Волк злой, а зайчик...

Опенок съедобный, а мухомор...

7. Игровое упражнение:  «Что это?» Ребёнок должен закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Береза, осина, дуб — это... (деревья).

Сирень, орешник, шиповник — это... (кусты).

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ( ОТ 4 ЛЕТ)

Игровое упражнение: «Повтори потешки».

Трали-вали, трали-вали, мы деревья рисовали.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля, рисовали тополя.

У дерева есть детки: листики да ветки.

Как у нашей Светочки на дереве веточки.

Как у нашей дочки на дереве листочки.

РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

  1. Физкультминутка-логоритмика  (Импровизация движений в такт стихотворения).

На дереве — птички,  

Под деревом — лисички,

На дереве — листочки,

Под деревом — грибочки.

  1. Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1.Пальчиковая гимнастика   «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
("шагать" средним и указательными пальцами по столу).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

  1. Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Маша и деревья»» (с 4 лет).  

Вышла Маша на крыльцо:

Вот растет деревцо,

Вот растет другое —

Красивое какое!

Стала Машенька считать,

Насчитала ровно пять.

Все деревья эти

Сосчитайте, дети!

Ребёнок (считает). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев».

Взрослый. Сколько деревьев возле дома? Дети. Возле дома пять деревьев. Стихотворение заучивается наизусть.

  1. Заучивание чистоговорки

«Над калиной, над малиной

Пух летает тополиный.

Клены, пихты, ивы, ели.

Дуб и пихта побелели.

В гости дождик зачастил,

старый тополь загрустил».

  1. Игровое упражнение: «Составь предложение» (от 5 лет). Работа с деформированными предложениями.

Инструкция: Послушай слова и составь правильное предложение.

-Дует, осень, ветер, холодный.

-Желтеют, на, листья, деревья.

-Земля, трава, на. увядает.

-Улетают, юг. на. птииы.

-Мелкий, осень, моросит, дождь.

4. Чтение и беседа по рассказу «Береза».

    Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов "туесок", "лукошко", "береста". 

  1. Игровое упражнение "Подскажи словечко" употребление предлогов.
    Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла ... (под) дерево. Она спряталась ... (в) дупле.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лето. Насекомые." (для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Лето. Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, для совместных занятий с ребёнком Вы найдёте разные, увлекательные, речевые, игровые упраж...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Огород. Овощи. Труд овощевода" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме "Огород. Овощи. Труд овощевода." представлены занимательные игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развития сязной речи и гра...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Сад. Фрукты. Труд садовода." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи,  темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по л...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лес. Грибы. Ягоды." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи, темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по лексиче...

Логопедическое домашнее задание по лексической теме "Деревья"

Комплекс логопедических игр и упражнений для закрепления знаний детей по лексической теме "Деревья"...

Образовательный терренкур «Остров сокровищ» (старший дошкольный и подготовительный к школе возраст)

Цель образовательного терренкура – повышение уровня двигательной активности воспитанников, создание для них комфортной образовательной среды с учетом состояния  физического...