Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Лисянская Светлана Юрьевна

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение грамматических категорий. Желаю успеха!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА

от  учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»

(для детей старшего дошкольного и подготовительного

 к школе возраста)

F:\ИКТ\Т3приладдя.jpeg

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Побеседовать о школе и школьных обязанностях:  

– В какое время года Вы пойдете  первый класс?

- В каком месяце, какого числа?

-Почему 1 сентября называют Днём знаний?

- Кто Вас встретит в классе?

-Что делают ученики в школе? (ответы детей учатся читать писать).

-Какая главная книга первоклассника? (букварь, азбука)

- Ты пойдёшь в первый класс, и у тебя появятся  школьные обязанности.

-Какие школьные правила ты знаешь: - прилежно учить, приходить в школу во время не опаздывать, быть опрятным, иметь все необходимые школьные принадлежности; выполнять домашнее задание; нельзя приносить жвачку, употреблять плохие слова и выражения; уважать других учеников и взрослых.

  1. Игровое упражнение: «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными) 

Инструкция: «Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?»»

Ребёнок  отвечает: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».

  1. Игровое  упражнение: «Измени слово»   (образование существительных женского рода) 

Инструкция:  «Я начну, а ты продолжи: умник — умница, ученик -…, учитель — …, отличник — …, двоечник — …, троечник — …, хорошист — …, скромник — …, первоклассник — …, проказник — …, школьник — …, озорник — ….

F:\Коллекция картинок (Microsoft)\x_a62768f2.jpg

  1. Игровое упражнение: - «Школьные принадлежности».

Инструкция: «Назови, какие предметы нужны учителю?»

(ручка, журнал, доска, мел, учебник)

- «Назови, какие предметы нужны ученику?»

-Как, одним словом можно назвать эти предметы?

  1. Игра «Ответ - вопрос» (усвоение предлогов)

сесть за парту − выйти (откуда?) из-за парты; войти в класс − выйти (откуда?) из класса; положить книгу на стол − взять книгу (откуда?) со стола; ручка упала под парту − подняли ручку (откуда?) из-под парты.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-ЛОГОРИТМИКА

Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». (Импровизация движений в такт стихотворению).

В школу мы с тобой пойдем,

И портфель с собой возьмем,

В школе будем мы читать,

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

https://nukadeti.ru/skazki/filipok

Вопросы для подготовки к пересказу:

- Как называется рассказ?

- Кто автор рассказа «Филиппок»?

- Куда пошли все ребята?

-Почему Филиппок взял шапку?

-Куда хотел пойти Филиппок?

-Почему мать оставила его дома?

-Куда ушли ребята?

-Куда уехал отец?

-Куда ушла мать?

-С кем остался Филиппок дома?

-Что сделала бабушка?

-Куда пошел Филиппок?

-Что спросил учитель?

-Почему Филиппок заплакал?

-Что сделал учитель, чтобы успокоить мальчика?

-Что ответили ребята учителю?

-О чем учитель обещал попросить маму Филиппка?

-Что показывал учитель Филиппку?

-Что сделал Филиппок с буквами?

-Как похвалил его учитель?

-Куда стал ходить Филиппок?

-Как вы думаете, почему Филиппку хотелось ходить в школу?

  1.  Игровое упражнение: «Предложение договори и его ты повтори».

Инструкция: «Закончи предложение, а затем повтори его полностью».

В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском саду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.

  1. Объяснить пословицы: Ученье – путь к уменью. Ученье свет, неученье – тьма.
  2. Отгадай загадки про школьные принадлежности.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

(Ручка)

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

(Книга)

По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница.

(Школьная доска)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?..

(Карандаш)

Кто я, если прямота

Главная моя черта?

(Линейка)

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.

(Парта)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

(Тетрадь)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

(Резинка)

     



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Если Ваш ребёнок - будущий первоклассник, тогда упражнения на развитие навыков языкового анализа и синтеза для него очень важны! Так как хорошее владение навыками языкового анализа и синтеза определяет успешность усвоения письменной речью.

Различают три формы языкового анализа и синтеза:

  • Фонематический (звуковой) анализ и синтез;
  • Слоговой анализ и синтез;
  • Деление предложений на слова и текста на предложения /отграничение речевых единиц.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ГОСТИ».

Инструкция: В гости к слогу -ма- пришел слог -ша-. Что получилось?

В гости к слогу -мис- пришел слог -ка-. Что получилось? и т. д.

2.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКОЕ СЛОВО ДЛИННЕЕ?»

Инструкция: Я произнесу слова, а ты повтори и назови какое слово длиннее: кошка — лягушка; барабан — пирамида и т. д.

3. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ДОПИШИ СЛОВО». 

У ребенка карточка с недописанным словом: маши.., коле.., кроко.., руч.., боч.., пету.., квакуш... и т. д.

4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:  «СОБЕРИ СЛОВО». 

Взрослый на игровое поле выкладывает определённые карточки со слогами. Ребёнок должен составить из них слово: например, -ки-, эс-, -мо (эскимо); -паж, -ки-, э- (экипаж); -жи, э-, -та- (этажи); -э-, -ма, по- (поэма); -кад-, -ра, эс- (эскадра).

5.  ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:   «ДРУЖНЫЕ ЗВУКИ»

Инструкция: Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки. Что получилось? [С], [а], [ш], [а];[с], [у], [ш], [а]; [с], [у], [ш], [к], [а].

6.  ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:   «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Инструкция: «Отгадай, какое слово, я говорю?»

Например, кро...ка, кра...ка, ...апка, ...амокат, ...уба, ...умка, ...анки, ка...ка, мо...ка, ...каф, ...тол, ко...ы, ...ары, пе...ок, ме...ок, по...уда, поду...ка, но...ки, ку...ок..

7. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:   «БУСЫ»

Инструкция: Рассыпались бусы... Мы их соберем, нанижем на нитку и слово найдем.

Участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

8. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». 

Инструкция:  Составь правильное предложение из слов.

-Ромы, у, ракета;

 -суку, сова, на;

-столе, на, книга.

9. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:   «ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ СЛОВ»

Инструкция: Соедини первые буквы данных слов, напиши и прочитай, получившееся слово.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5799d49d8aacc/komplieksuprazhnieniiporazvitiiupismiennoiriechiumladshikhshkolnikov_5.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5799d49d8aacc/komplieksuprazhnieniiporazvitiiupismiennoiriechiumladshikhshkolnikov_6.png

10. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:   «ПО ВТОРЫМ БУКВАМ СЛОВ»

Инструкция: Соедини вторые буквы данных слов, напиши и прочитай,

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5799d49d8aacc/komplieksuprazhnieniiporazvitiiupismiennoiriechiumladshikhshkolnikov_7.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путем проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лето. Насекомые." (для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Лето. Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, для совместных занятий с ребёнком Вы найдёте разные, увлекательные, речевые, игровые упраж...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Огород. Овощи. Труд овощевода" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме "Огород. Овощи. Труд овощевода." представлены занимательные игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развития сязной речи и гра...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Сад. Фрукты. Труд садовода." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи,  темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по л...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лес. Грибы. Ягоды." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи, темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по лексиче...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Деревья и кустарники в осенний период" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения и задания для активизации речевой деятельности, обогащении словарного запаса,  развития грамматического строя и связной речи, а также мелкой мо...

Образовательный терренкур «Остров сокровищ» (старший дошкольный и подготовительный к школе возраст)

Цель образовательного терренкура – повышение уровня двигательной активности воспитанников, создание для них комфортной образовательной среды с учетом состояния  физического...