Детские страхи
статья (младшая группа) на тему

Наши бабушки считали, что детей надо воспитывать в страхе. Часто мы слышали фразу «Боится – значит уважает». Подходит ли это выражение современным дошкольникам? Дети и так боятся слишком многого: Бабая, врача, сотрудника полиции, чужого дядю, Бабу-ягу и т.д.
Как зарождается чувство страха? Страх и тревога возникает в ответ на что-то опасное, непонятное, угрожающее. Страх и тревога – это предупреждающие сигналы. Они помогают нам выжить в человеческом обществе. Их можно назвать врожденным свойством организма, инстинктом самосохранения.
Вы прекрасно знаете, что если бы дети не боялись каких-либо вещей (высоты, огня, острых предметов и т.п.), что бы с ними было? Падали и разбивались бы, обжигались, резались и т.п. Ан нет, страх предохраняет нас от опасностей и, скорее всего, рождается с нами. Но, с другой стороны, страх мешает нам жить и обследовать, познавать окружающий мир, существовать в нем.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_3.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Детские страхи».

Наши бабушки считали, что детей надо воспитывать в страхе. Часто мы слышали фразу «Боится – значит уважает». Подходит ли это выражение современным дошкольникам? Дети и так боятся слишком многого: Бабая, врача, сотрудника полиции, чужого дядю, Бабу-ягу и т.д.

        Как зарождается чувство страха? Страх и тревога возникает в ответ на что-то опасное, непонятное, угрожающее. Страх и тревога – это предупреждающие сигналы. Они помогают нам выжить в человеческом обществе. Их можно назвать врожденным свойством организма, инстинктом самосохранения.

        Вы прекрасно знаете, что если бы дети не боялись каких-либо вещей (высоты, огня, острых предметов и т.п.), что бы с ними было? Падали и разбивались бы, обжигались, резались и т.п. Ан нет, страх предохраняет нас от опасностей и, скорее всего, рождается с нами. Но, с другой стороны, страх мешает нам жить и обследовать, познавать окружающий мир, существовать в нем.

        Можно боятся ездить на автобусе, летать в самолете, пользоваться лифтом, кого-то пугают насекомые, собаки, коровы. Однако чаще всего источником страха у детей являемся мы, взрослые. Мы иногда слишком эмоционально указываем на наличие (действительной или мнимой) опасности. Зачастую ведем при детях разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, смерти и т.п. Малыши в наше отсутствие смотрят телевизионные передачи и многое в них не понимают, часто принимая вымысел за правду. Не говоря уже о тех ужасах, которые демонстрируются с экрана. Все это выливается на неокрепшую детскую душу.

        Растут и укрепляются города. В них появляется много нового и необычного, что пугает детей. В условиях большого города многие дошкольники чувствуют себя одинокими, у них мало друзей. Рядом только взрослые, которые очень мало общаются с детьми.         

        По статистике, у деревенских ребят, которые общаются каждый день «всей деревней», страхи включаются гораздо реже, чем у их городских сверстников. У деревенского ребенка больше возможностей для общения со взрослыми и сверстниками, для совместных игр и меньше для одиночества и развития страхов.

        Причинами возникновения страхов у ребенка могут быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, родовая травма, серьезное заболевание в младенческом возрасте, конфликты в семье. Нередко дети страдают от «семейных разборок». Появляются нервно-психологические перегрузки, которые вызывают у детей определенные ответные реакции беспокойства, страхи. Малыши чаще, чем их сверстники, боятся животных, пожаров, заболеваний, им чаще снятся кошмары.

        Помните знаменитое стихотворение С. Михалкова о мальчике-мимозе, который растет как в ботаническом саду. Избыточная опека родителей также является причиной страхов.

        Беспокойство развивается у детей, с которыми недостаточно занимаются физическими упражнениями, не вовлекают их в подвижные игры. А движение для ребенка – это развитие его организма и лучшее средство избавления от страхов.

        Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к появлению беспокойства и тревоги, а у пожилых родителей дети более беспокойны и тревожны.

        Итак, чего же боятся дети?

- непонятных предметов или явлений окружающей среды;

- потерять родителей;

- посторонних людей;

- оставаться одни дома, а также ночью в комнате;

- одиночества;

- темноты;

- замкнутого пространства;

- сказочных персонажей или некоторых животных;

- родительского наказания;

- умереть или заболеть.

Самый распространенный страх – это страх темноты. Нужно приучать ребенка к темноте постепенно. Поиграйте с ним в игру «Темно – светло»: заходите в темную комнату, считайте до пяти, затем в светлую комнату и снова считайте. Далее можно предложить ребенку вместе с вами поискать клад, оставленный добрым сказочным героем в темной комнате. Придумайте и расскажите малышу сказку, на пример про Колобка, который попал в темный лес и там катился, он совсем не боялся темноты.

        Если ребенок боится ложиться спать в темной комнате, не нужно заставлять его. Но можно потихоньку приучать его к этому. И для начала подойдет включенный ночник.

        Другой распространенный страх – перед незнакомыми людьми. Очень часто мы, взрослые, пугаем своего ребенка, говоря что-то вроде: «если не будешь слушаться, отдам дяде» или «тетя тебя заберет». Этого не стоит делать потому, что действительно ребенок может начать боятся людей, ему трудно будет адаптироваться в детском саду, школе. Могут возникнуть проблемы в общении со взрослыми.

        Не стоит пугать дошкольника, а мы это делаем часто, сказочными персонажами. Не съел кашу – придет Кощей или Бармалей, не уберешь игрушки – Баба-яга прилетит и т.п. Это подрывает веру ребенка во взрослого. Малыш потом окончательно понимает, что ни Бармалей, ни Леший, ни Волк все равно не придут, сколько ими не пугай. Некоторые дети даже начинают иронизировать: «А ты думаешь, Баба-яга будет есть эту кашу?» или «Как будто Бармалей будет убирать мои игрушки!»

        Что делать, если ребенок чего-то боится?

        Никогда не укоряйте ребенка страхом, не говорите ему: «Ну чего же ты боишься?» или «Ну ты и трус!» Лучше успокойте малыша, расспросите о том, чего же он боится. Будьте спокойны, рассудительны в общении с сыном или с дочерью. Такое поведение взрослого обычно вселяет в ребенка уверенность в том, что с этим страхом можно справится: ведь «не так страшен черт, как его малюют».

        Читайте ребенку художественную литературу для детей. Как много в ней полезного, нужного и интересного. Она – главный учитель, воспитатель и психолог.

        Очень часто дети боятся врача, медсестры, так как они ассоциируются с уколами, с болью. И тут взрослый должен поработать с ребенком. Рассказывать и внушать, что врачи помогают людям, лечат их. Поиграйте с сыночком или дочерью в больницу. Вылечите мишку, куклу, сделав уколы. Обратите внимание на то, что мишка даже не заплакал после укола, а потерпел и вскоре все пойдет на поправку.

        А вообще все ли страхи можно преодолеть вместе с ребенком? Да, если общаться с ним, взаимодействовать: веселиться, играть, рисовать. Особенно помогает рисовать страшное. Таким образом ребенок «проговаривает» страх. Ведь малыш часто боится чего-то необычного, незнакомого. Чаще объясняйте ему непонятные вещи, явления, и они станут понятными, а последнее вызывает гораздо меньше тревог и страхов.

Не буду боятся!

Страшно в лесу.

А если в грозу?

А в темные ночи?

Страшно очень.

И есть там медведь,

И медведица есть,

И волки даже!

А заяц – как же?

А заяц живет,

И ничего!

И ёжик живет,

И детки его,

И бегают детки, резвятся!

И я не буду бояться!

                                                          Э. Мошковская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...