Роль игры-сказки в формировании предложно-падежных конструкий удетей
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Андриевская Зинаида Андреевна

Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением.

Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипуляторных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. В процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа. Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам. В игровой форме новый учебный материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится доступным. Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарный запас, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. В атмосфере игры-сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование  игры-сказки, её сюжетных линий родители могут  решать многие коррекционные задачи. Параллельно происходит активизация познавательных способностей детей.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка про Кота»

(предлоги  К   и  ОТ)

         Жил-был КОТ. Его хозяйка, первоклассница Настя, очень его любила. У Кота  был пушистый хвост, усы и мягкие лапы с когтями-царапками.  Настя часто наблюдала, как Кот играет с разными предметами. Особенно он любил маленькие мячики и бабушкины клубки шерсти.

         Однажды Настя захотела поиграть с Котом. Он лежал на коврике, добродушно щурился и помахивал пушистым хвостом. Настя подошла к коту и протянула к нему руку. Кот быстро обхватил её руку передними лапками и потянул к себе. Удерживая руку Насти передними лапами, Кот стал брыкаться задними лапами, как бы отталкивая Настю от себя. Девочка засмеялась:

         - Ах, ты, проказник! Дай поглажу твой животик.

         Но Кот продолжал защищаться задними лапами.  Настя так и не смогла добраться до пушистого кошачьего живота. Ласково погладив Кота по спинке, Настя подбежала к папе.

         - Папа! Ты знаешь,  наш Кот такой забавный! Передними лапами он всё тянет к себе, а задними наоборот, отталкивает от себя.

         Папа сидел в кресле и читал газету. Он посмотрел, как Кот играет с шерстяным клубком.

 Передними лапами он ловил клубок, как мышку. А задними лапами тут же отталкивал его, как будто играл в футбол.

         - Да… Наверное, его поэтому так и зовут – КОТ. Принеси карандаш и листок бумаги.

     Когда Настя выполнила его просьбу, отец написал крупными буквами слово «К О Т».

         - Смотри: первая буква в этом слове – К.   А ты помнишь, когда мы говорим предлог «К»?

Настя стала вспоминать:

         - Мы говорим предлог «К», когда кто-то к кому-то или к чему-то движется. Правильно: передними лапами Кот тянет всё К себе.

        Папа продолжил:

         - А теперь посмотри на последние буквы в слове «КОТ» - О Т.  Когда мы говорим предлог «ОТ»?

 Когда предмет отодвигается от чего-то. А наш Кот отталкивает всё от себя.  Получается, в слове «КОТ» первая буква «К» – это, как передние лапы Кота. А последние буквы «ОТ» - как задние лапы.      

                         К  -  О Т

         Настя восхищённо проговорила:

        - Как интересно! Я обязательно расскажу эту историю своим одноклассникам.  

«Сказка про падающую букву»

(предлог  С)

       Буква О и буква С подружились. Они говорили другим буквам :

       - Мы похожи, словно сёстры. Смотрите, какие мы обе круглые!

Остальные буквы замечали:

       - Но вы ведь не совсем похожи. У тебя, буква С, словно мышка кусочек круга съела. Помнишь стишок: «С – откусанная сушка».

Буква С очень обиделась.  Её подружка буква О попыталась её защитить;

       - Мы вам сейчас докажем, что мы почти одинаковые. Раз мы круглые, значит умеем катиться.

И она быстро покатилась по мостику через пруд.

       Но у буквы С не получилось покатиться. Она всё время останавливалась, застревала тем боком, где у неё не хватало кусочка круга. Кончилось тем, что буква С  упала с мостика прямо в пруд.

        Буква О огорчилась, но не оставила попытки доказать, что они с буквой С  одинаковые. Когда её подружка высохла, она предложила ей новую игру:

        - Давай теперь не катиться, а крутиться.

        Буквы отправились на спортивную площадку.  Там  О нашла что- то вроде палочки  и начала крутиться вокруг неё, словно обруч.

        Буква С тоже попробовала, но у неё ничего не получилось – она всё время падала. Совсем расстроившись, она расплакалась:

        - Все теперь будут надо мной смеяться, называть «падающей буквой»…

        Буква О решила её утешить:

        - Не огорчайся! Я постараюсь почаще быть вместе с тобой, и тебе будет не так больно падать. Послушай: «клубок упал СО стола». Вот – мы с тобой вместе! Получилось маленькое слово  «СО».

        Буква С улыбнулась:

         - Совсем не больно!

        Подумав, она добавила:

        - Я могу и одна быть маленьким словом. Это так интересно. Послушай: птичка слетела С ветки, машина съехала С дороги, кот спрыгнул С дивана…  

         Так буква С  узнала, что она может быть отдельным словом.

Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог «С» (или «СО»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи

Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...

формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...

Формирование предложно-падежных конструкций.

В статье рассказывается об актуальности формирвания предложно-падежных конструкций у детей....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР (III УРОВЕНЬ)

    В статье описаны основные проявления нарушений предложно-падежных конструкций у детей с ОНР  (III уровень), этапы  коррекционной работы по формированию предложно-падежны...

Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

Данный материал представляет собой проектную работу по теме: "Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"...